Молитва честному кресту
Свернуть
X
-
Ничем не хуже. И там, и здесь запечатлена реальная, сложная история человеческой мысли, включающая полемику, споры людей (равно признанных святыми) между собою. У каждого из них своя частичная правда.
В этом отношении между Писанием и Преданием действительно нет принципиальной разницы.
Но все-таки небольшая разница есть.
У Писания кое-как прорублен его канон, его граница. Топором шести правил из Книги правил, три из которых противоречат двум другим по поводу Апок. (а в остальном все согласны).
Вот такой границы у Предания нет. Причем в принципе. Граница Предания - это вековая рецепция церковным сознанием. Штука БОЛЕЕ РАЗМЫТАЯ. И поэтому с элементами Предания нужно осторожнее.
Пример - молитва, обращенная к Кресту.
Тема, заявленная в начале.
Элемент Предания. Но ПОЗДНЕГО, отрицающего практику более древнюю и исконную. Кроме того, эта молитва вызывает очевидное нарекание по уже давно изложенным причинам.
Есть ли она часть предания? - Да. Но не священного и не обязательного для всех.Спаси, Боже, люди Твоя....Комментарий
-
Как-то лихо вы «расправились» с молитвой ко Кресту, исключив ее из Св. Предания.
В этом смысле Крест Честный может даже отождествляться с Господом, по единству Божественной Ипостаси Господа. Так, мученику Прокопию, в язычестве Неания, назначенному преследовать и истреблять верующих в Распятого, ночью, с землетрясением и грозою, послышался глас с неба: «Неания, куда ты едешь?» Неания сказал: «[царь] дал мне должность дука в Александрии, [и власть истреблять казнями христиан».] И снова послышался глас, сказавший: «О, Неания, и ты идешь на Меня?» Неания сказал: «Господи, кто Ты? Покажи έμφάνησονмне Себя, ибо я не могу видеть Тебяθεωρήσαι σε». И тотчасευθέωςявилсяώφθηему Крест кристалловидный ώς κρυσταλλοειδήςи послышался глас из Креста: «ЯИисус распятый, Сын Божий». Неания говорит Ему: «». Далее разговор Неании и Христа о рождении и крестной смерти последнего ('Ανάλεκτα Ίερουσ. Σταχυολ. Т. V (127), § 3; Палестинский Патерик, вып. 16, стр. 89){57}.
Неания просит Господа «показать Себя» т. е. явить лице Своеявляется же Крест, и Крест свидетельствует: «Я Иисус». Следовательно, явление Господа, Господь в явлении и есть Крест. «Крест в Христе, и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа» (Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадский), Моя жизнь во Христе, ч. 11,<с.) 96. М., 1899). Отсюда понятно, почему в первохристианской иконографии лице Господа изображалось обычно Крестом{58}.
С другой стороны, вот здесь http://predanie.ru/lib/book/read/108441/преподобный Никодим Святогорец пишет, что олицетворение Креста это риторическая фигура.
ПЕСНЬ ПЯТАЯ. ИРМОС.
О треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый, тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию, подающему мир душам нашим.
ТОЛКОВАНИЕ.
Две риторические фигуры употребляет священный Косма в настоящем ирмосе: обращение и олицетворение. Ибо, обращая свою речь к кресту, он беседует с ним, неодушевленным и неразумным предметом, как с одушевленным и разумным. Ораторское искусство, когда требуется, влагает душу в бездушные предметы, разум в неразумные и безличные облекает личностью.
ТРОПАРЬ 1.
Да возрадуются древа дубравная вся, освятившуся естеству их, от Негоже изначала насадишася, Христу распростершуся на древе: тем ныне возносиму покланяющеся Ему, Тя величаем.
ТОЛКОВАНИЕ.
Настоящий тропарь заимствовал священный Косма из священной псалтири Давида, который в 95 псалме 12 стихе воспевает так: "да ликуют все дерева дубравныя". Отсюда и божественный песнопевец, употребляя риторическую схему "олицетворения" (proswroroiia), говорит в повелительной форме неразумным деревам, как бы разумным: "да возрадуются все дерева" т. е. деревья дубрав и долин. Слово "дубрава" (drumoV) собственно обозначает место, засаженное дубовыми деревьями, на которых растут желуди и которые, обыкновенно, называют просто деревьями. Почему же им радоваться? Потому, говорит, что чрез древо креста освящена вся природа дерев. Кем же? Владыкою Христом, Который не только простерся на древе креста, но и насадил в начале (бытия) мира все виды и роды деревьев.
С ув. Сергей.
P.S. Кресту, надеявся, пение отрыгаю.
Толкование: Я, говорит песнопевец Косма, надеясь и совершенно доверяясь силе Креста, изливаю из моего сердца пение, то есть канон сей, поемый в Воздвижение Честного Креста.Комментарий
-
Сергей, я понимаю эти риторические фигуры и против них ничего не имею.К
ПЕСНЬ ПЯТАЯ. ИРМОС.
О треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый, тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию, подающему мир душам нашим.
ТОЛКОВАНИЕ.
Две риторические фигуры употребляет священный Косма в настоящем ирмосе: обращение и олицетворение. Ибо, обращая свою речь к кресту, он беседует с ним, неодушевленным и неразумным предметом, как с одушевленным и разумным. Ораторское искусство, когда требуется, влагает душу в бездушные предметы, разум в неразумные и безличные облекает личностью.
ТРОПАРЬ 1.
Да возрадуются древа дубравная вся, освятившуся естеству их, от Негоже изначала насадишася, Христу распростершуся на древе: тем ныне возносиму покланяющеся Ему, Тя величаем.
ТОЛКОВАНИЕ.
Настоящий тропарь заимствовал священный Косма из священной псалтири Давида, который в 95 псалме 12 стихе воспевает так: "да ликуют все дерева дубравныя". Отсюда и божественный песнопевец, употребляя риторическую схему "олицетворения" (proswroroiia), говорит в повелительной форме неразумным деревам, как бы разумным: "да возрадуются все дерева" т. е. деревья дубрав и долин. Слово "дубрава" (drumoV) собственно обозначает место, засаженное дубовыми деревьями, на которых растут желуди и которые, обыкновенно, называют просто деревьями. Почему же им радоваться? Потому, говорит, что чрез древо креста освящена вся природа дерев. Кем же? Владыкою Христом, Который не только простерся на древе креста, но и насадил в начале (бытия) мира все виды и роды деревьев.
С ув. Сергей.
P.S. Кресту, надеявся, пение отрыгаю.
Толкование: Я, говорит песнопевец Косма, надеясь и совершенно доверяясь силе Креста, изливаю из моего сердца пение, то есть канон сей, поемый в Воздвижение Честного Креста.
Косму я редактировать не собираюсь. И сокращать его тексты - тоже.
Но риторические фигуры, обращенные к ДЕРЕВАМ, это все-таки не молитва самому древу. Согласитесь!
Вы сами-то ведь чувствуете эту грань? Или нет?
Риторическая фигура и такая есть: радуйся, живоносный кресте...
Но вот стихира по полиелее: кресте... ПОМИЛУЙ НАС, - это уже гораздо больше и хуже. Это уже не риторическая фигура, а то, что мусульмане назвали бы ширком.
Древние отцы все-таки фигуры риторические от молитв отличали.
Радуйся, или О, треблаженное древо, - это не прошения, не обращения, это приветственные восклицания. Не больше.
Можно было бы и без них, но уж если они есть, то пусть остаются. Лишь бы не перерастали в то, во что перерастают.Спаси, Боже, люди Твоя....Комментарий
-
в семье повешеного не говорят о веревке.
Но думаю, что крестом можно и бесов выявлять, изгнать нет, а выявить да.
Также как и иконами.Комментарий
-
Простоту во Христе заменили мудрствованием лукавым
Нам заповедано молиться Богу, а не святыням. Что такое "Крест Господень" в вышеприведенной молитве? Уверен, что этот Крест через призму лукавой религиозной филосфии вовсе и не крест, а сам Бог... Только эту идею понимают единицы, но большинство распаляются языческой страстью, молясь именно деревяшке. Эти религиозные философы много соблазнов внесли в Церковь Христову, отклоняясь от простоты христианского учения.
2Кор 11:3: "Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе".Комментарий

Комментарий