Что привнес термин "ипостась" в антропологию?
Свернуть
X
-
Ну это для Вас...Аристотель использовал понятие «ипостась» для обозначения первичных сущностей (индивидов)Индивидуальна и единосущна нам.Комментарий
-
С Вами становится скучновато. Вы упорно пытаетесь записать меня в какую-то партию. Но я Вас разочарую, я - не несторианин, хотя в доктрине подражания Христу никакой ереси не вижу. Приведу Вам и слова ап. Павла: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу".
(1Кор.4:16). Он тоже был несторианином по-вашей логике?
Следует Вам также напомнить, что мы не меня обсуждаем и не мои взгляды, а то, что привнес термин "ипостась" в антропологию.Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)Комментарий
-
Так в том то и дело,Аристотель... придерживались иного мнения.
С Вами становится скучновато.
Вы упорно пытаетесь записать меня в какую-то партию.
Но я Вас разочарую, я - не несторианин
а то, что привнес термин "ипостась" в антропологию.Последний раз редактировалось tulack; 13 January 2011, 11:56 PM.Комментарий
-
В этом я согласен с tulack(ом), тем более все они были орегенистами. Друго дело, что последующее осмысление придало несколько иную окраску термину "ипостась", а уж после схоластических спорах о уневерсалиях мы вообще пришли к пониманию личности, как не принадлежащего к чему то общему.временно за православных.Комментарий
-
[QUOTE=shepherd;2540860]Вот как раз придав понятию "ипостась" новое значение, которое из общего выделяет частное, из вторичных Аристотелевских сущностей выделяет индивидуальное или ипостасное, они фактически обосновали существование общего(вселенской души) и нашу неизменную принадлежность этому общему, а значит апокатастасис.
2. У каппадокийцев никакой вселенской души не было. Я уже от tulacka просил цитаты, он ничем свою точку зрения обосновать не смог. А коль скоро у каппадокийцев такого понятия как вселенская душа не было в принципе, то и не надо за них додумывать.
С tulackom может быть согласен весь форум или даже вся мировая общественность, но до тех по пока с ним не согласится Василий Великий и Григорий Богослов - все это будут слова на ветер. Любо мнение об идейных реалиях прошлого необходимо подтверждать ссылками на источники.
В этом я согласен с tulack(ом), тем более все они были орегенистами.
Друго дело, что последующее осмысление придало несколько иную окраску термину "ипостась", а уж после схоластических спорах о уневерсалиях мы вообще пришли к пониманию личности, как не принадлежащего к чему то общему.Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)Комментарий
-
Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)Комментарий
-
[QUOTE=Danila;2541111]
У Аристотеля ипостась это фактически сущность, то есть предпологает отдельный способ существования.
Каппадокийцы вводят в понятие ипостась, способ существования сущности(природы), я бы сказал её проявление, но боюсь упрёков в модализме. То есть ипостась не предпологает самостоятельного и отдельного существования, а лишь способ существования общего. Фактически словом ипостась заменяются аристотелевская первичная сущность.
Отсюда я думаю и вытекал вопрос tulack(а) к вам " какая душа у Христа" индивидуальная (первична сушность Аристотеля) или всечеловеческая, как "идея" души по Платону( вторая сущность по Аристотелю).
Понятия души, как личности тогда ещё не существовало.
Можно говорить об оригенизме, причем очень сниженном Григория Нисского, но это в лучшем случае.Последний раз редактировалось shepherd; 14 January 2011, 10:25 AM.временно за православных.Комментарий
-
У Аристотеля ипостась это фактически сущность, то есть предпологает отдельный способ существования.
Каппадокийцы вводят в понятие ипостась, способ существования сущности(природы), я бы сказал её проявление, но боюсь упрёков в модализме. То есть ипостась не предпологает самостоятельного и отдельного существования, а лишь способ существования общего.
Фактически словом ипостась заменяются аристотелевская первичная сущность.
Отсюда я думаю и вытекал вопрос tulack(а) к вам " какая душа у Христа" индивидуальная (первична сушность Аристотеля) или всечеловеческая, как "идея" души по Платону( вторая сущность по Аристотелю).
Во-вторых, у Аристотеля общее как таковое существует только в частном и потому аналогия не уместна, т.к. с точки зрения аристотелевских категорий как раз универсалий (или вторых природ) самих по себе не существует.
Понятия души, как личности тогда ещё не существовало.
Ни о каком пониженном оригенизме не может идти и речи, они превозносят Оригена и в один голос поют ему диферамбы. Согласен у них нет оригенизма принесённого нам в латинском переводе Руфина( но это отдельная тема).Последний раз редактировалось Danila; 14 January 2011, 03:09 PM.Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)Комментарий
-
О критическом отношении Максима Исповедника к оригенизму написаны горы литературы. Вы ведь англоязычны? Почитайте монографии Шервуда и Ларса Тунберга. Заметьте, что у Поликарпа Шервуда (а это был один из лучших специалистов по Максиму в XX веке), одна из монографий так и называется: "Ранние Ambigua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма". (Sherwood P. The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Rome, 1955).Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)Комментарий
-
Нет у них как раз ипостась - отдельное существование (см. Василия Великого "Письмо к Григорию, брату").Итак, если ты понял смысл различия сущности и ипостаси по отношению к человеку, примени его к божественным догматам и не ошибешься.единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству
О критическом отношении Максима Исповедника к оригенизму написаны горы литературы.Комментарий
-
Во первых, я не пытаюсь показать логическую последовательность, я показываю аналогию в рассуждениях.
Вот смотрите ваши слова:
Во-вторых, у Аристотеля..... универсалий (или вторых природ) самих по себе не существует.Это нарушает аристотелевскую логику, но в том и суть антиномии Троицы.
У Василия Великого из одного человека, всё человечество, а из одной души, все души. См. "О Душе".
к Вселенской душе. И потом ну нет такого понятия ни у каппадокийцев, ни вообще в православной традиции.
-Так же, как тело, что слеплено было вначале из персти,
После же стало потоком людским, бесконечным ветвленьем,
Так вдохновенная Богом душа с той поры и поныне,
Вновь зарождаясь из первоначального семени, входит
В каждый состав человека, но, распределяясь меж многих,
В смертных телах сохраняет всегда неизменным свой образ.
П.С Отсюда логически вытекает апокатастасис, как восстановленее обшего.временно за православных.Комментарий
-
Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)Комментарий
-
Вот это я вам и пытаюсь показать, у Аристителя уневерсалий самих по себе не существует, а у Платона идеи как раз самобытны. Каппадокийцы платоники, все прошли Афинскую школу. Василий Великий берёт Аристотелевскую ипостась и оПлатонивает её, что б было понятно. То есть из самобытной ипостаси делает лишь способ существования общего(усии).
Если бы она оставалась самобытной, что возможно при истечении из одной сущности, то мы бы имели 1+1+1, а так мы меем ипостась, как способ существования усии. По аналогии с человечеством, как показанно в письме к Григорию, где ипостась человека это способ существования человечества, а не личности, которой в то время ещё нет.
У Василия Великого из одного человека, всё человечество, а из одной души, все души. См. "О Душе".
В православной традиции нет, а вот в каппадокийской есть. Вот из Василия Великого:
-Так же, как тело, что слеплено было вначале из персти,
После же стало потоком людским, бесконечным ветвленьем,
Так вдохновенная Богом душа с той поры и поныне,
Вновь зарождаясь из первоначального семени, входит
В каждый состав человека, но, распределяясь меж многих,
В смертных телах сохраняет всегда неизменным свой образ.
Я уже говорил о том, что с точки зрения византийского богословия есть логос человеческой природы, но как всякий логос, принадлежащий Логосу он трансцендентен как миру, так и человеческой природе. В этом разница между христианством и античным платонизмом. Более подробно см. знаменитую статью Флоровского "Тварь и тварность".
Позволю себе отрывок процитировать:
По разъяснению преп. Максима, тварные существа суть образы и подобия Божественных идей, которым они причастны. Творец осуществляет Своё предсуществующее в Нём от вечности ведение, изводит несуществовавшую новую реальность, которая становится носителем Божественной идеи. При таком понимании всецело преодолевается пантеистический уклон платонической идеологии и стоической теории семянных слов. Для платонизма характерно отождествление сущности в каждой вещи с её Божественной идеей наделение субстанций абсолютными и вечными свойствами, и введение идей внутрь вещей. Напротив, надлежит со всей строгостью различать тварное ядро вещей от Божественной идеи о вещах. Тогда и самый последовательный логический реализм освобождается от пантеистического привкуса: реальность общего будет всё же только тварной реальностью. Вместе стем преодолевается и панлогизм: мысль о вещи, её замысел вещи, не есть её сущность или ядро. Божественный образ в вещах не есть их субстанция, не есть носитель их свойств и состояний. Скорее, его можно назвать истиной вещи, её трансцендентной энтелехией. Но истина вещи и сущность вещи совсем не совпадают
П.С Отсюда логически вытекает апокатастасис, как восстановленее обшего.Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)Комментарий
Комментарий