О том, в каком возрасте надлежит принимать крещение.
Что касается прочего, то те, обязанность коих составляет (совершать крещение), знают, что оно не должно быть вверяемо без рассуждения. <Всякому просящему у тебя дай> (Лк 6.30) имеет особое приложение (titulum), относясь в милостыне. Напротив, в данном случае скорее нужно принять во внимание следующее: <не давайте святого псам> и <не повергайте пред свиньями бисера вашего> (Мф 7.6) и: <руки скоро не возлагай, чтобы не быть причастным чужим грехам> (1Тим 5.22). Если Филипп так скоро крестил евнуха, то необходимо напомнить, что (здесь) имело место ясное и открытое удостоение со стороны Господа. Дух повелел Филиппу идти именно на этот путь (Деян 8.26); сам евнух не был обретен праздным и желавшим принять крещение вдруг, а путешествующим для молитвы во храм, погруженным в божественное Писание (Деян 8.27-28). Так и подобало быть обретену тому, кому Бог, по своей благости, охотно послал Апостола. Последнему Дух вновь повелевает прилепиться к колеснице евнуха; (затем) вовремя дается место Писания для (укрепления) веры; по просьбе (Апостол) приемлется на колесницу; Господь является; вера не медлит; вода не выжидается, и Апостол, по совершении дела, восхищается (Деян 8.29-39). Но и Павел был в действительности крещен скоро, ибо приявший его в свой дом Симон (Деян 9.11) скоро познал, что ему (т. е. Павлу) определено быть сосудом избранным. Божественное удостоение предполагает свои предварения (praerogativas), а всякая просьба может обманывать и быть обманутою. Посему полезнее будет замедление крещения, сообразно условиям и расположению того или иного лица, даже (его) возрасту, а в особенности - в отношении к детям. Ибо что за нужда подвергать и восприемников опасности, так как и сами они, за смертью, могут не исполнить своих обещаний, и, при проявлении (proventu) дурной природы (крещенного), могут быть обманутыми. Господь говорит: <не возбраняйте им приходить ко Мне> (Мф 19.14). Пусть, след., приходят, когда возросли; пусть приходят, если научились,- когда наставлены, куда они идут; пусть становятся христианами, когда могут познавать Христа. Чего спешить невинному возрасту к отпущению грехов? Неужели осторожнее поступают в житейских делах,- в чтобы вверять божественную сущность тому, кому не вверяется еще земное? Пусть научаются просить о спасении, чтобы явно было для тебя, что ты дал просящему (Лк 6.30). Не с меньшим основанием должны быть также задерживаемы и безбрачные, так как им предстоит искушение,- как девам по причине зрелого возраста, так и вдовам вследствие (их) суетности (vagationem) пока они или выйдут замуж, или укрепятся в воздержании. Если бы уразумели важность крещения, то скорее боялись бы поспешности, нежели замедления; чистая вера уверена в спасении.
ТЕРТУЛЛИАН (полное имя Квинт Септим Флорент Тертуллиан) (ок. 155-245), христианский богослов, родился в Карфагене ранее 160, в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в христианство, однако ок. 195, уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима, дожил "до преклонных лет".
Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились. В первый, "кафолический" период своей жизни Тертуллиан защищал христианство от обвинений язычников в апологиях К язычникам (Ad nationes, 197) и Апологетик (Apologeticus), вырабатывал кодекс христианской нравственности в трактатах О зрелищах (De spectaculis), Об идолопоклонстве (De idololatria), О женском убранстве (De cultu feminarum), К жене (Ad uxorem), наставлял катехуменов в сочинениях О крещении (De baptismo), О молитве (De oratione), О покаянии (De poenitentia) и объяснял, почему не следует прислушиваться к еретическим учениям в трактате Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum, ок. 200). Позднее (быть может, ок. 207) Тертуллиан увлекся монтанизмом, и с этого момента его сочинения несут на себе печать все большего нравственного ригоризма. Пять книг Против Маркиона (Contra Marcionem, в последней редакции ок. 211) содержат ценные сведения о гностическом учении Маркиона, а трактат О душе (De anima, ок. 211) является первым христианским сочинением на эту тему. После формального вступления в монтанистскую секту (ок. 212) Тертуллиан обвинил "кафолических" христиан ("психиков") в потакании слабостям и порокам, отстаивая крайний аскетизм в сочинениях О гонении (De fuga et persecutione, ок. 212), О единобрачии (De monogamia), О посте (De ieiunio) и О целомудрии (De pudicitia), где выступал против отпущения грехов прелюбодеям и развратникам после принесенного ими покаяния
Как это понимать? Почему учения святых отцов противоречат тому, что мы видим сейчас?
Что касается прочего, то те, обязанность коих составляет (совершать крещение), знают, что оно не должно быть вверяемо без рассуждения. <Всякому просящему у тебя дай> (Лк 6.30) имеет особое приложение (titulum), относясь в милостыне. Напротив, в данном случае скорее нужно принять во внимание следующее: <не давайте святого псам> и <не повергайте пред свиньями бисера вашего> (Мф 7.6) и: <руки скоро не возлагай, чтобы не быть причастным чужим грехам> (1Тим 5.22). Если Филипп так скоро крестил евнуха, то необходимо напомнить, что (здесь) имело место ясное и открытое удостоение со стороны Господа. Дух повелел Филиппу идти именно на этот путь (Деян 8.26); сам евнух не был обретен праздным и желавшим принять крещение вдруг, а путешествующим для молитвы во храм, погруженным в божественное Писание (Деян 8.27-28). Так и подобало быть обретену тому, кому Бог, по своей благости, охотно послал Апостола. Последнему Дух вновь повелевает прилепиться к колеснице евнуха; (затем) вовремя дается место Писания для (укрепления) веры; по просьбе (Апостол) приемлется на колесницу; Господь является; вера не медлит; вода не выжидается, и Апостол, по совершении дела, восхищается (Деян 8.29-39). Но и Павел был в действительности крещен скоро, ибо приявший его в свой дом Симон (Деян 9.11) скоро познал, что ему (т. е. Павлу) определено быть сосудом избранным. Божественное удостоение предполагает свои предварения (praerogativas), а всякая просьба может обманывать и быть обманутою. Посему полезнее будет замедление крещения, сообразно условиям и расположению того или иного лица, даже (его) возрасту, а в особенности - в отношении к детям. Ибо что за нужда подвергать и восприемников опасности, так как и сами они, за смертью, могут не исполнить своих обещаний, и, при проявлении (proventu) дурной природы (крещенного), могут быть обманутыми. Господь говорит: <не возбраняйте им приходить ко Мне> (Мф 19.14). Пусть, след., приходят, когда возросли; пусть приходят, если научились,- когда наставлены, куда они идут; пусть становятся христианами, когда могут познавать Христа. Чего спешить невинному возрасту к отпущению грехов? Неужели осторожнее поступают в житейских делах,- в чтобы вверять божественную сущность тому, кому не вверяется еще земное? Пусть научаются просить о спасении, чтобы явно было для тебя, что ты дал просящему (Лк 6.30). Не с меньшим основанием должны быть также задерживаемы и безбрачные, так как им предстоит искушение,- как девам по причине зрелого возраста, так и вдовам вследствие (их) суетности (vagationem) пока они или выйдут замуж, или укрепятся в воздержании. Если бы уразумели важность крещения, то скорее боялись бы поспешности, нежели замедления; чистая вера уверена в спасении.
ТЕРТУЛЛИАН (полное имя Квинт Септим Флорент Тертуллиан) (ок. 155-245), христианский богослов, родился в Карфагене ранее 160, в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в христианство, однако ок. 195, уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима, дожил "до преклонных лет".
Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились. В первый, "кафолический" период своей жизни Тертуллиан защищал христианство от обвинений язычников в апологиях К язычникам (Ad nationes, 197) и Апологетик (Apologeticus), вырабатывал кодекс христианской нравственности в трактатах О зрелищах (De spectaculis), Об идолопоклонстве (De idololatria), О женском убранстве (De cultu feminarum), К жене (Ad uxorem), наставлял катехуменов в сочинениях О крещении (De baptismo), О молитве (De oratione), О покаянии (De poenitentia) и объяснял, почему не следует прислушиваться к еретическим учениям в трактате Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum, ок. 200). Позднее (быть может, ок. 207) Тертуллиан увлекся монтанизмом, и с этого момента его сочинения несут на себе печать все большего нравственного ригоризма. Пять книг Против Маркиона (Contra Marcionem, в последней редакции ок. 211) содержат ценные сведения о гностическом учении Маркиона, а трактат О душе (De anima, ок. 211) является первым христианским сочинением на эту тему. После формального вступления в монтанистскую секту (ок. 212) Тертуллиан обвинил "кафолических" христиан ("психиков") в потакании слабостям и порокам, отстаивая крайний аскетизм в сочинениях О гонении (De fuga et persecutione, ок. 212), О единобрачии (De monogamia), О посте (De ieiunio) и О целомудрии (De pudicitia), где выступал против отпущения грехов прелюбодеям и развратникам после принесенного ими покаяния
Как это понимать? Почему учения святых отцов противоречат тому, что мы видим сейчас?
Комментарий