Похоже, сценарист Юрий Арабов крепко взялся за проблему выпадения русского аршина из общемирового стандарта мер и весов, известную в народе как "небывальщина". В "Юрьеве дне" оперная прима в мехах доводит себя в провинциальной дыре до ручки, красит волосы в попугайный сурик и подпевает бабушкам в церковном хоре.
В "Чуде" Александра Прошкина другая небывальщина: краснощекая дурында, кровь, понимаешь, с молоком, танцует буги-вуги с иконой Николая Чудотоворца и застывает столбом с прижатым к груди пятого размера предметом культа на целых 158 дней в позе "Дочери советской Киргизии". Кстати, написанной соцреалистом Чуйковым примерно в ту же эпоху, что и "реальный случай", легший в основу фильма (так называемое "Стояние Зои", считающееся среди части православных чудом). Оставшуюся часть времени группа граждан в лице уполномоченного по делам религии, чекиста, попа, интеллигента-журналиста и Никиты Сергеевича Хрущева, свалившегося на самолете с неба аки ангел (или deus ex machina, как кому угодно), пытаются вывести барышню из этой жуткой позы, попутно решая проблемы в диапазоне от сугубо личных до государственных.
Звучит аппетитно, но "Чудо" очень неудачный фильм. Небывальщина, несмотря на всю свою лубочность, жанр рафинированный, и люди, которые в этом жанре преуспели Сергей Овчаров, Луцик с Саморядовым, тот же Юрий Мамин точно знали, как отделять первач от продукта, от которого телу и душе не становится мучительно неловко друг за друга на следующее утро. За режиссера Прошкина становится мучительно неловко уже на 10-й минуте фильма, когда голубь-самоубийца, выпущенный явно из сверхзвуковой катапульты, пробивает навылет двойную форточку с вестью о скором чуде. Фильм, впрочем, продолжает подавать слабые надежды на благополучный исход дела вплоть до финальных титров. В первую очередь линией Хабенского, в чьи уста Арабовым вложена пара-тройка действительно убойных реплик но она необоснованно резко обрывается, переключаясь на линию уполномоченного по делам религий Маковецкого. Во вторую собственно с Хрущевым, доведшим картину до полного чуда в перьях, наглядно подтверждающим, что церковь в этой стране действительно невозможно отделить от государства. Потому что с народом, который танцует буги-вуги с Николаем Чудотворцем, действительно надо что-то делать: или гнать в монастырь, или сдавать в психушку, или бить, как Никита Сергеевич, палкой по голове.
Главная проблема "Чуда" не история, которая в правильных руках стала бы вполне живой, а неправильный выбор интонации. Впечатление, что автор "Холодного лета 53-го" и "Русского бунта" полез напролом не в свою степь. Там, где у Арабова слышен сардонический хохоток над русскими вопросами, Прошкин напускает на себя такой серьезный вид, что, право, даже не знаешь, как лучше воспринимать происходящее как амбициозный китч про русскую духовность и некоторые ее издержки, или как еще одну после "Острова" попытку снять житие святых.
Чудо Прошкина и издержки русской духовности. Блог. Кино на Фильм.Ру
В "Чуде" Александра Прошкина другая небывальщина: краснощекая дурында, кровь, понимаешь, с молоком, танцует буги-вуги с иконой Николая Чудотоворца и застывает столбом с прижатым к груди пятого размера предметом культа на целых 158 дней в позе "Дочери советской Киргизии". Кстати, написанной соцреалистом Чуйковым примерно в ту же эпоху, что и "реальный случай", легший в основу фильма (так называемое "Стояние Зои", считающееся среди части православных чудом). Оставшуюся часть времени группа граждан в лице уполномоченного по делам религии, чекиста, попа, интеллигента-журналиста и Никиты Сергеевича Хрущева, свалившегося на самолете с неба аки ангел (или deus ex machina, как кому угодно), пытаются вывести барышню из этой жуткой позы, попутно решая проблемы в диапазоне от сугубо личных до государственных.
Звучит аппетитно, но "Чудо" очень неудачный фильм. Небывальщина, несмотря на всю свою лубочность, жанр рафинированный, и люди, которые в этом жанре преуспели Сергей Овчаров, Луцик с Саморядовым, тот же Юрий Мамин точно знали, как отделять первач от продукта, от которого телу и душе не становится мучительно неловко друг за друга на следующее утро. За режиссера Прошкина становится мучительно неловко уже на 10-й минуте фильма, когда голубь-самоубийца, выпущенный явно из сверхзвуковой катапульты, пробивает навылет двойную форточку с вестью о скором чуде. Фильм, впрочем, продолжает подавать слабые надежды на благополучный исход дела вплоть до финальных титров. В первую очередь линией Хабенского, в чьи уста Арабовым вложена пара-тройка действительно убойных реплик но она необоснованно резко обрывается, переключаясь на линию уполномоченного по делам религий Маковецкого. Во вторую собственно с Хрущевым, доведшим картину до полного чуда в перьях, наглядно подтверждающим, что церковь в этой стране действительно невозможно отделить от государства. Потому что с народом, который танцует буги-вуги с Николаем Чудотворцем, действительно надо что-то делать: или гнать в монастырь, или сдавать в психушку, или бить, как Никита Сергеевич, палкой по голове.
Главная проблема "Чуда" не история, которая в правильных руках стала бы вполне живой, а неправильный выбор интонации. Впечатление, что автор "Холодного лета 53-го" и "Русского бунта" полез напролом не в свою степь. Там, где у Арабова слышен сардонический хохоток над русскими вопросами, Прошкин напускает на себя такой серьезный вид, что, право, даже не знаешь, как лучше воспринимать происходящее как амбициозный китч про русскую духовность и некоторые ее издержки, или как еще одну после "Острова" попытку снять житие святых.
Чудо Прошкина и издержки русской духовности. Блог. Кино на Фильм.Ру
Комментарий