Вот последняя глава из моей книги которую я дописал только сегодня:
Εικων - или просто «образ»
Иконы кто не слышал про них? У всякого нормального человека выросшего в православной культуре прежде всего именно с ними и ассоциируется сама церковь. Почитание икон является одой из неотъемлемых древнейших частей всего православного Богослужения. А сами иконы называются православными верующими не иначе как святые.
И именно эта древняя православная традиция иконопочитания и осуждается, прежде всего, в первую очередь у православных их оппонентами - протестантами. Протестанты называют её не иначе как идолопоклонством и язычеством.
Своё основание для таких обвинений православия протестанты как всегда находят именно на страницах библии, а именно в Ветхом завете. Их главным их козырем является одна из десяти заповедей:«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход20:4). При этом они напрочь, как всегда забывают, что многое, из того что было дано Богом Моисею на горе Хорив, было дано непосредственно только лишь для евреев и только для них одних. Кроме этого протестанты забывают так же ещё и то что сам Ветхозаветный закон и его заповеди были изменены с приходом Иисуса Христа и появлением Нового завета. Как пишет Апостол Павел в послании к Евреям « с переменою священства необходимо быть перемене и закона»(Евр7:12). И мы христиане сейчас находимся «не под законом»Моисеевым(Рим6:14), так как Моисеев закон «упразднён» (Ефес2:15) и «конец закона Христос» (Рим10:4), а «где нет закона нет и преступления»(Рим4:15).
Но даже если Моисеев закон и сохранён то почему протестанты сами его регулярно нарушают? Почему тогда не разрешая делать изображения, они позволяют себе самим нарушать другие Моисеевы заповеди: почему они не обрезываются, не чтят суббот, едят свинину не приносят в жертву животных. На основании чего у протестантов происходит выбор сохранения Моисеевых заповедей? Да и сами они такие ли невинные как себя выдают? Неужели протестанты на самом деле « не делают себе никаких изображений». Если повнимательней присмотреться к их жизни , то тут открывается на лицо явное лукавство протестантов. Потому, что если взглянуть в их детские библии, на их настенные календари, иллюстрированные журналы, поздравительные открытки, интерьер и внутреннее убранство церквей на их Санта Клаусов и даже семейные фотографии то выходит, что они сами преуспевают в нарушении одной из главных Моисеевых заповедей и без изображений «того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в вводе ниже земли « вообще обойтись не могут. Я уже совсем не говорю о таких современных изобретениях таких как кино и видеопродукции а так же телевиденье и Интернет без которых протестанты на сегодняшний день так же обойтись не могут и которые в свою очередь являются ничем иным как современными изображениями.
Выходит, что протестанты обвиняя православных в нарушении одной из Божьих заповедей сами при этом ничем не лучше потому, что делают то же.
Вообще если и говорить языком библии о сохранении каких либо Ветхозаветних заповедей тот тут надо не мудрствовать лукаво, а прочитать, то что постановили соблюдать апостолы «братьям из язычников»(Дея 15:23-29). Вот это место:
« Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите;соблюдая сие, хорошо сделаете.»
Как говорится здесь комментарий излишен; тут нет ни одного слова об запрете на изображения и иконы.
Часто от протестантов можно услышать ещё вот такие слова: « Покажите нам, пожалуйста, где в Библии вообще есть слово «икона», а если его там нет, то значит и сами иконы не от Бога».
Такое нелепое утверждение широко распространено в евангельской среде и связано с непониманием протестантами элементарных вещей.
Греческое слово «εικων» действительно нет и не может быть в русской библии, Но зато оно десятки раз встречается в греческой библии, причём в самых ключевых её местах. Всё дело в том, что греческое слово «εικων» в русской библии переведено как просто «образ», отсюда и все протестантские недоразумения.
Слово «εικων» встречается в самой библии буквально с первых её страниц. Так в первой главе книги Бытия, Бог говорит: «сотворим человека по образу Нашему», где слово образ в греческом варианте является ничем иным как просто словом « икона». Другим ярким примером иконы в библии является Сам Спаситель наш Иисус Христос который так же в библии назван ничем иным как «иконой» - « сей образ(икона) ипостаси Его» (Евр1:3) и «Он будучи образом(иконой) Божьим»(Фил 2:6). Во всех этих местах в греческой библии вместо русского «образ» так же стоит греческое «εικων». Как говорится «из песни слов не выкинешь».
Интересным местом в писании является так же отрывок из псалмов где псалмопевец Давид пророчески восклицает: «буду насыщаться образом(иконой) Твоим» (Псл16:15), что в буквальном переводе на русский звучит не иначе как : «буду насыщаться иконой Твоей». Но самым значительным местом в библии, говорящих нам об иконах, являются те отрывки посланий апостола Павла, в которых, он говорит о происхождении смысле Ветхозаветного святилища. Павел пишет, что: « прежняя скиния есть образ (икона)» и что « священники по закону приносят дары которые служат образу (иконе) и тени небесного»(Евр8:5) , а так же то что : «образы (иконы) небесного должны были очищаться (кроплением)...»(Евр9:23). То есть если последовать мысли апостола Павла то выходит, что он считал всю Ветхозаветную скинию просто огромной иконой (образом), коей служили священники, приносили ей дары и жертвы и отдельные части которой непрестанно очищали (кроплением). А это значит, что в понимании Павла сама скиния и всё, что находилось внутри её, тоже было ничем иным как частью глобальной потрясающей иконы, которой поклонялись и служили иудеи.
Давайте по порядку вспомним, что же на самом деле находилось внутри Скинии, какие же иконы там были. Так в святая святых Храма находился ковчег завета, на крышке которого имелись две статуи с изображениями Херувимов с крыльями и лицами человеческими, перед которыми как и перед самим ковчегом первосвященник должен был становиться на колени принося жертву за народ. Со стороны этот еврейский ритуал ничем не отличался от поклонения другим богам в языческих храмах. Потому , что херувимы в скинии были так же изображениями «того , что на небе вверху»как и языческие идолы сделаными умелыми художниками. Вот только иудеи так не считали, для них это не было идоловоклонством они даже и не думали убирать херувимов из святилища. Потому, что наличие их там было определено самим Богом.
Другим примером ветхозаветних икон являются изображения в храме небесных жителей Серафимов. Они находились храме в самых разных местах на колонах храма, его дверях, завесах , стенах, потолках и даже на одеждах священников. Что это? Кто они эти Серафимы, что им такая честь?
Серафимы -это самые загадочные в библии небесные шестикрылые существа с человеческими лицами и скрытыми от нас под своими крыльями телами. Такие себе летящие головы- птицы, если такое вообще возможно. И им этим серафимам так же как и херувимам кланялись все иудеи когда совершали свои ежедневные молитвы обращаясь лицом к храму где бы они не находились, потому , что кланяясь храму евреи непосредственно кланялись и всему , что находилось в нем , а значит и изображениям (иконам ) серафимов то же как написано «поклонюсь святому храму Твоему»(пса5:8).
Зная, что весь Ветхий Завет и Храм является не чем иным как прообразом для Нового завета как написано : «это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков»( 1Кор10:11), то давайте задумаемся, чьим собственно прообразом являлись сами серафимы и кому соответствовать могут они в Новом Завете. Не уж и в правду есть такая в небе ангельская птица? В это верится с трудом. Кого же на самом деле так возвеличил Сам Господь, что их изображениями окружить весь Храм и даже одежду священников? Кто ему так Приятен? По этому поводу Библия однозначно говорит , «ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим, напротив, что значит человек, что Ты помниь его? Или сын человеческий, что Ты посещаеш его?Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих; Всё покорил под ноги его»(Евр2:5), и в другом месте «родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий»( Иакова 1:18). «Бог в роде праведных» говорится в псалмах , «святые будут судить мир»(1Кор6:2), «Господь отделил для Себя святых»(ПС4:4) «Соберите ко Мне святых Моих»(Пс49:5), «страшен Бог в великом сонме святых»(Пс 88:6). « и вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды ..»(Откр4:4) Этих мест вполне достаточно, чтобы определить тех существ кои более всего во вселенной приятны и приблежённы к Богу и тем самым идентифицировать истинное происхождение ветхозаветних серафимов. . Конечно же это не какие то там мутанты с неба, которые сродни более кентаврам , чем реальным ангельским существам. Они Серафимы - это вполне реальные жители земли, достигшие совершенства и ставшие святыми которых прославил Бог. Святые которые ныне пребывают с Богом на небесах и которых раньше в ветхом завете ещё не было, они просто не были е открыты ( были закрыты крыльями) , по причине отсутствия Искупителя. Поэтому мы не ошибёмся, если скажем, что иконы серафимов в древнем еврейском храме являются прямыми прообразами и аналогами новозаветных икон с ликами православных святых в наших храмах. Это видно ещё и из того , что православные иконы размещены в храмах на тех же местах, что и их древни предшественники иконы серафимов : на дверях, завесах, стенах, колоннах, потолках и на одеждах священников. С этой точки зрения всё современное убранство православного храма со всеми его иконами вполне приемлемо законно и допустимо библией, не говоря уже и о том , что сами по себе все иконы являются хорошим наглядным пособием и безгласной проповедью евангелия людям впервые переступившим порог православного храма.
Ещё одно из заблуждений протестантов с котором довелось мне сталкиваться есть утверждение о том, « за всеми православными иконами стоят бесы « которые и творят ложные чудеса миро и кровоточения». На мой взгляд это не просто ещё одно ложное утверждение но уловка самого сатаны сродни богохульству и святотатству.
Рассмотрим один из примеров библии где речь идёт об изображении. Так в евангелии от Матфея (22:19) после вопроса Иисуса чьё именно изображение находится на монете и услышав в ответ «кесарево», Иисус говорит такие слова: « отдавайте тогда кесарево кесарю, а Божие Богу». В этом месте сам Иисус чётко даёт понять, что нам не только нужно платить налоги, но и то, что всякая вещь с изображением относится и посвящена именно тому кто на ней изображён в данном случае Кесарю и не кому более. По утверждению Иисуса если на монете был изображён Кесарь, то она кесарю и принадлежала и за его изображением стоял сам кесарь его власть, могущество, империя и дух. По этому принципу логично допустить , что вообще за всяким изображением кого бы то ни было стоит ни кто иной как именно тот кто и изображен на данной картине, а не какая-то там отстраненная третья личность. Так же по этому принципу мы православные утверждаем что и всякое поклонение перед образом относится не к самому образу , а к первообразу которому собственно и посвящено это изображении, то есть поклоняясь перед иконой православные кланяются не её самой , а тому кто на ней изображён.
Так никому и в голову не прейдёт утверждать о том , что за фотографией вашего родного и близкого человека стоит сатана. И, что целуя её вы целуете только лишь бумагу и краски. Фотография это та вещь, которая приближает нас к нашим родным и которая для нас в принципе свята, та вещь, которую мы чтим и ставим на видное место. По тому же принципу действуют и иконы, они, как и фотографии, приближают, а не удаляют нас от Бога и Его святых. И если и происходят с этими Священными изображениями, иконами, какие то сверхестесвенные вещи, то мы так же принимаем всё это сверхестественное как Бога и Его силы за что Его и благодарим. Для нас православных все эти чудеса с иконами такие же Божье чудеса, как и расцвётший жезл Аарона и как сошедший огонь на жертеник Илии на горе Кормил. Всё это имеет основании в библии и полезно для нас и нашего спасения и ничего более.
Εικων - или просто «образ»
Иконы кто не слышал про них? У всякого нормального человека выросшего в православной культуре прежде всего именно с ними и ассоциируется сама церковь. Почитание икон является одой из неотъемлемых древнейших частей всего православного Богослужения. А сами иконы называются православными верующими не иначе как святые.
И именно эта древняя православная традиция иконопочитания и осуждается, прежде всего, в первую очередь у православных их оппонентами - протестантами. Протестанты называют её не иначе как идолопоклонством и язычеством.
Своё основание для таких обвинений православия протестанты как всегда находят именно на страницах библии, а именно в Ветхом завете. Их главным их козырем является одна из десяти заповедей:«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход20:4). При этом они напрочь, как всегда забывают, что многое, из того что было дано Богом Моисею на горе Хорив, было дано непосредственно только лишь для евреев и только для них одних. Кроме этого протестанты забывают так же ещё и то что сам Ветхозаветный закон и его заповеди были изменены с приходом Иисуса Христа и появлением Нового завета. Как пишет Апостол Павел в послании к Евреям « с переменою священства необходимо быть перемене и закона»(Евр7:12). И мы христиане сейчас находимся «не под законом»Моисеевым(Рим6:14), так как Моисеев закон «упразднён» (Ефес2:15) и «конец закона Христос» (Рим10:4), а «где нет закона нет и преступления»(Рим4:15).
Но даже если Моисеев закон и сохранён то почему протестанты сами его регулярно нарушают? Почему тогда не разрешая делать изображения, они позволяют себе самим нарушать другие Моисеевы заповеди: почему они не обрезываются, не чтят суббот, едят свинину не приносят в жертву животных. На основании чего у протестантов происходит выбор сохранения Моисеевых заповедей? Да и сами они такие ли невинные как себя выдают? Неужели протестанты на самом деле « не делают себе никаких изображений». Если повнимательней присмотреться к их жизни , то тут открывается на лицо явное лукавство протестантов. Потому, что если взглянуть в их детские библии, на их настенные календари, иллюстрированные журналы, поздравительные открытки, интерьер и внутреннее убранство церквей на их Санта Клаусов и даже семейные фотографии то выходит, что они сами преуспевают в нарушении одной из главных Моисеевых заповедей и без изображений «того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в вводе ниже земли « вообще обойтись не могут. Я уже совсем не говорю о таких современных изобретениях таких как кино и видеопродукции а так же телевиденье и Интернет без которых протестанты на сегодняшний день так же обойтись не могут и которые в свою очередь являются ничем иным как современными изображениями.
Выходит, что протестанты обвиняя православных в нарушении одной из Божьих заповедей сами при этом ничем не лучше потому, что делают то же.
Вообще если и говорить языком библии о сохранении каких либо Ветхозаветних заповедей тот тут надо не мудрствовать лукаво, а прочитать, то что постановили соблюдать апостолы «братьям из язычников»(Дея 15:23-29). Вот это место:
« Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите;соблюдая сие, хорошо сделаете.»
Как говорится здесь комментарий излишен; тут нет ни одного слова об запрете на изображения и иконы.
Часто от протестантов можно услышать ещё вот такие слова: « Покажите нам, пожалуйста, где в Библии вообще есть слово «икона», а если его там нет, то значит и сами иконы не от Бога».
Такое нелепое утверждение широко распространено в евангельской среде и связано с непониманием протестантами элементарных вещей.
Греческое слово «εικων» действительно нет и не может быть в русской библии, Но зато оно десятки раз встречается в греческой библии, причём в самых ключевых её местах. Всё дело в том, что греческое слово «εικων» в русской библии переведено как просто «образ», отсюда и все протестантские недоразумения.
Слово «εικων» встречается в самой библии буквально с первых её страниц. Так в первой главе книги Бытия, Бог говорит: «сотворим человека по образу Нашему», где слово образ в греческом варианте является ничем иным как просто словом « икона». Другим ярким примером иконы в библии является Сам Спаситель наш Иисус Христос который так же в библии назван ничем иным как «иконой» - « сей образ(икона) ипостаси Его» (Евр1:3) и «Он будучи образом(иконой) Божьим»(Фил 2:6). Во всех этих местах в греческой библии вместо русского «образ» так же стоит греческое «εικων». Как говорится «из песни слов не выкинешь».
Интересным местом в писании является так же отрывок из псалмов где псалмопевец Давид пророчески восклицает: «буду насыщаться образом(иконой) Твоим» (Псл16:15), что в буквальном переводе на русский звучит не иначе как : «буду насыщаться иконой Твоей». Но самым значительным местом в библии, говорящих нам об иконах, являются те отрывки посланий апостола Павла, в которых, он говорит о происхождении смысле Ветхозаветного святилища. Павел пишет, что: « прежняя скиния есть образ (икона)» и что « священники по закону приносят дары которые служат образу (иконе) и тени небесного»(Евр8:5) , а так же то что : «образы (иконы) небесного должны были очищаться (кроплением)...»(Евр9:23). То есть если последовать мысли апостола Павла то выходит, что он считал всю Ветхозаветную скинию просто огромной иконой (образом), коей служили священники, приносили ей дары и жертвы и отдельные части которой непрестанно очищали (кроплением). А это значит, что в понимании Павла сама скиния и всё, что находилось внутри её, тоже было ничем иным как частью глобальной потрясающей иконы, которой поклонялись и служили иудеи.
Давайте по порядку вспомним, что же на самом деле находилось внутри Скинии, какие же иконы там были. Так в святая святых Храма находился ковчег завета, на крышке которого имелись две статуи с изображениями Херувимов с крыльями и лицами человеческими, перед которыми как и перед самим ковчегом первосвященник должен был становиться на колени принося жертву за народ. Со стороны этот еврейский ритуал ничем не отличался от поклонения другим богам в языческих храмах. Потому , что херувимы в скинии были так же изображениями «того , что на небе вверху»как и языческие идолы сделаными умелыми художниками. Вот только иудеи так не считали, для них это не было идоловоклонством они даже и не думали убирать херувимов из святилища. Потому, что наличие их там было определено самим Богом.
Другим примером ветхозаветних икон являются изображения в храме небесных жителей Серафимов. Они находились храме в самых разных местах на колонах храма, его дверях, завесах , стенах, потолках и даже на одеждах священников. Что это? Кто они эти Серафимы, что им такая честь?
Серафимы -это самые загадочные в библии небесные шестикрылые существа с человеческими лицами и скрытыми от нас под своими крыльями телами. Такие себе летящие головы- птицы, если такое вообще возможно. И им этим серафимам так же как и херувимам кланялись все иудеи когда совершали свои ежедневные молитвы обращаясь лицом к храму где бы они не находились, потому , что кланяясь храму евреи непосредственно кланялись и всему , что находилось в нем , а значит и изображениям (иконам ) серафимов то же как написано «поклонюсь святому храму Твоему»(пса5:8).
Зная, что весь Ветхий Завет и Храм является не чем иным как прообразом для Нового завета как написано : «это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков»( 1Кор10:11), то давайте задумаемся, чьим собственно прообразом являлись сами серафимы и кому соответствовать могут они в Новом Завете. Не уж и в правду есть такая в небе ангельская птица? В это верится с трудом. Кого же на самом деле так возвеличил Сам Господь, что их изображениями окружить весь Храм и даже одежду священников? Кто ему так Приятен? По этому поводу Библия однозначно говорит , «ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим, напротив, что значит человек, что Ты помниь его? Или сын человеческий, что Ты посещаеш его?Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих; Всё покорил под ноги его»(Евр2:5), и в другом месте «родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий»( Иакова 1:18). «Бог в роде праведных» говорится в псалмах , «святые будут судить мир»(1Кор6:2), «Господь отделил для Себя святых»(ПС4:4) «Соберите ко Мне святых Моих»(Пс49:5), «страшен Бог в великом сонме святых»(Пс 88:6). « и вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды ..»(Откр4:4) Этих мест вполне достаточно, чтобы определить тех существ кои более всего во вселенной приятны и приблежённы к Богу и тем самым идентифицировать истинное происхождение ветхозаветних серафимов. . Конечно же это не какие то там мутанты с неба, которые сродни более кентаврам , чем реальным ангельским существам. Они Серафимы - это вполне реальные жители земли, достигшие совершенства и ставшие святыми которых прославил Бог. Святые которые ныне пребывают с Богом на небесах и которых раньше в ветхом завете ещё не было, они просто не были е открыты ( были закрыты крыльями) , по причине отсутствия Искупителя. Поэтому мы не ошибёмся, если скажем, что иконы серафимов в древнем еврейском храме являются прямыми прообразами и аналогами новозаветных икон с ликами православных святых в наших храмах. Это видно ещё и из того , что православные иконы размещены в храмах на тех же местах, что и их древни предшественники иконы серафимов : на дверях, завесах, стенах, колоннах, потолках и на одеждах священников. С этой точки зрения всё современное убранство православного храма со всеми его иконами вполне приемлемо законно и допустимо библией, не говоря уже и о том , что сами по себе все иконы являются хорошим наглядным пособием и безгласной проповедью евангелия людям впервые переступившим порог православного храма.
Ещё одно из заблуждений протестантов с котором довелось мне сталкиваться есть утверждение о том, « за всеми православными иконами стоят бесы « которые и творят ложные чудеса миро и кровоточения». На мой взгляд это не просто ещё одно ложное утверждение но уловка самого сатаны сродни богохульству и святотатству.
Рассмотрим один из примеров библии где речь идёт об изображении. Так в евангелии от Матфея (22:19) после вопроса Иисуса чьё именно изображение находится на монете и услышав в ответ «кесарево», Иисус говорит такие слова: « отдавайте тогда кесарево кесарю, а Божие Богу». В этом месте сам Иисус чётко даёт понять, что нам не только нужно платить налоги, но и то, что всякая вещь с изображением относится и посвящена именно тому кто на ней изображён в данном случае Кесарю и не кому более. По утверждению Иисуса если на монете был изображён Кесарь, то она кесарю и принадлежала и за его изображением стоял сам кесарь его власть, могущество, империя и дух. По этому принципу логично допустить , что вообще за всяким изображением кого бы то ни было стоит ни кто иной как именно тот кто и изображен на данной картине, а не какая-то там отстраненная третья личность. Так же по этому принципу мы православные утверждаем что и всякое поклонение перед образом относится не к самому образу , а к первообразу которому собственно и посвящено это изображении, то есть поклоняясь перед иконой православные кланяются не её самой , а тому кто на ней изображён.
Так никому и в голову не прейдёт утверждать о том , что за фотографией вашего родного и близкого человека стоит сатана. И, что целуя её вы целуете только лишь бумагу и краски. Фотография это та вещь, которая приближает нас к нашим родным и которая для нас в принципе свята, та вещь, которую мы чтим и ставим на видное место. По тому же принципу действуют и иконы, они, как и фотографии, приближают, а не удаляют нас от Бога и Его святых. И если и происходят с этими Священными изображениями, иконами, какие то сверхестесвенные вещи, то мы так же принимаем всё это сверхестественное как Бога и Его силы за что Его и благодарим. Для нас православных все эти чудеса с иконами такие же Божье чудеса, как и расцвётший жезл Аарона и как сошедший огонь на жертеник Илии на горе Кормил. Всё это имеет основании в библии и полезно для нас и нашего спасения и ничего более.
Комментарий