В 2010 году цены на нефть могут опуститься до 40 долларов
Свернуть
X
-
Кризис: источники и составные части
Многие крупные политики, эксперты, бизнесмены сходятся в оценках основных причин глобального кризиса. Эти причины таковы:
резкое нарастание неэффективности систем государственного регулирования в последние 10 лет; особенно стал очевидным «великий разрыв» между глобальным характером основных экономических процессов в моноцентричном мире и локальным характером регуляторных систем, которые в итоге оказались неустойчивы и уязвимы перед потрясениями, выходящими за пределы национально-государственных пространств; в глобальной экономике и механизмы регулирования должны быть глобальными, но таковыми они на сегодняшний день не являются;
пропасть между понятиями «ответственность» и «право принятия решений», которая возникла еще полтора десятилетия назад и с тех пор только разрасталась, пока в нее не свалились первые жертвы кризиса; в неолиберальной экономике решения принимались все больше наднациональными и транснациональными структурами (в первую очередь корпорациями, но также и Международным валютным фондом, и Всемирным банком), конечная же ответственность за социальные последствия решения досталась национальным правительствам и налогоплательщикам;
диктат портфельных инвесторов в глобальной экономической системе; мы привыкли смотреть на мир глазами инвестора, оценивая самые разные процессы, проблемы и риски исключительно с точки зрения «как это повлияет на финансовые рынки», которые по природе своей близоруки и истеричны (т. е. легко прыгают от восторженной влюбленности к глубочайшему отвращению, зачастую безо всякого изучения сути дела); в результате за фасадом здания процветавших (долгое время) рынков вызревали трещины, которые в 2008 г. начали откровенно расползаться;
социальная и национальная безответственность «корпорации менеджеров», моральная эрозия в среде людей, принимающих ключевые экономические решения; за минувшие 25 лет менеджеры стали фактически обособленной кастой, не зависящей ни от общества, ни даже от результатов своей управленческой деятельности; горизонт корпоративного планирования для таких менеджеров сократился едва ли не до месяцев действительно, зачем долгосрочное планирование, если твой личный успех определяется только статусом, местом в менеджерской корпорации и внешним впечатлением от тебя и твоего квартального отчета, но не объективными экономико-социальными результатами твоей деятельности и уж тем более не средне- и долгосрочными их последствиями?
некритическое отношение элит к результатам воплощения экономических теорий; точно так же, как в 1970-е гг. вожди Советского Союза проспали грядущий кризис, в конечном счете уничтоживший СССР, так в начале 2000-х теоретики и практики неолиберальной модели, восторжествовавшей в 1980-е и 1990-е, решили, что эта модель неисчерпаема и, несмотря на отдельные неприятности, системный кризис ей не грозит; тем самым были проигнорированы фундаментальные законы не только экономики (например, цикличность развития), но и диалектики (развитие по спирали: любая теория или модель в определенный исторический момент изживает себя, чтобы со всей неизбежностью уступить дорогу побежденной вчера предшественнице, но уже на новом историческом уровне);
ставка на безудержную эксплуатацию доступных и простых природных ресурсов, в первую очередь углеводородов; этот подход привел также к скачку цен на энергоносители, радикальному перетоку капитала в направлении стран экспортеров нефти и газа и непропорциональному росту удельного веса чисто сырьевых (т. е. неинновационных, системно слабых и критически зависимых от внешних факторов) экономик в мировом хозяйстве.
Что ждет нас в стартующую эпоху мировой perestroika?
1. Качественное усиление роли государств как регуляторов в экономике (но не как субъектов и тем более не в качестве инструментов передела собственности и финансовых потоков; последнее и есть современная российская коррупционная модель, создающая иллюзию увеличения роли государства в ситуации, когда государственные институты становятся орудиями удовлетворения сугубо частных интересов, как это было и в деле ЮКОСа).
2. Приведение регулятивных систем в соответствие с требованиями глобальной экономики и равновесия ключевых ее субъектов. Национальные правительства не только усилят контроль над своими каноническими территориями, но и вынуждены будут более жестко координировать действия между собой, фактически положив начало «мировому экономическому правительству».
3. Возрождение ценностей солидарности как альтернативы экономическому эгоизму и неуправляемой конкуренции. Оно коснется не только рыночных субъектов, но также целых стран и регионов. Новый уровень сотрудничества Европы и Китая ради преодоления кризиса это уже первый тому пример.
4. Введение более жестких требований к собственникам и менеджерам корпораций со стороны государства и общества. Возвращение в менеджмент некоторых традиций, которые можно назвать «неопатриархальными»: мораль, личная ответственность за результаты деятельности корпораций перед государством и обществом, семейная преемственность, долгосрочное планирование, жесткие критерии оценки результативности корпоративного управления, причем с точки зрения не только акционеров, но и внешней по отношению к корпоративному миру среды.
5. Новая система управления финансовыми рынками и регулирования этих рынков, которая сместит баланс их деятельности в сторону общественно необходимой цели поддержки развития реальной экономики. Иная цель, которая вышла на первый план в последние годы, возможность быстрого обогащения самих операторов финансового рынка станет второстепенной.
6. Ограничение роста материального потребления «золотого миллиарда», который за последние 15 лет стал просто безудержным. Возвращение ценностей самоограничения, отказ от постоянного потребительского бума как экономической и жизненной философии развитых стран.
7. Ускоренная разработка и внедрение конкретных технологий сокращения потребления невозобновимых природных ресурсов. Среди таких технологий особое место займет альтернативная энергетика, предполагающая отказ от приоритетной ставки потребителей сырья на сырую нефть и природный газ. Очевидно, что и национальные правительства, и межгосударственные органы управления, и корпорации должны будут относиться к природе и ее ресурсам гораздо более ответственно, чем это было принято в условиях торжествующей рейганомики и непрерывного фондового ралли.
8. Частичное восстановление в правах ценностей и стандартов индустриальной эпохи в противовес приобретшему какую-то гротескную самоценность разрастанию виртуального сектора. Восстановление некоторых позиций и преимуществ реального в его соревновании с виртуальным. Усиление фактического контроля государств над крупнейшими корпорациями, включая законодательное регулирование и даже частичную национализацию. Неизбежное вследствие этого снижение рыночной эффективности и гибкости таких структур. Создание тем самым новых возможностей для малого и среднего бизнеса, а значит, базы для будущего правого поворота.
9. Определенные ограничения на порядок движения капиталов, товаров и рабочей силы между крупными экономическими зонами (регионами), предотвращающие возможность внезапных катастрофических колебаний. Я полагаю, что борьба с нелегальной иммиграцией, которая в России почему-то стала синонимом радикального национализма, в ближайшие годы усилится в разных частых мира хотя бы в силу роста безработицы на территории «золотого миллиарда» и готовности многих жителей развитых стран вновь вернуться на непрестижные рабочие места.
10. Рост внимания национальных правительств и межгосударственных регуляторов к созданию эффективных социальных «подушек безопасности». Которые, в свою очередь, способны устранить наиболее острые дисбалансы в благосостоянии людей и целых народов, становящиеся все более опасными для мира в целом. При этом проблема потомственного иждивенчества и люмпенизации иждивенцев будет стоять в полный рост и требовать своего решения уже на этапе проектирования необходимых мер.
11. Рост удельного веса человеческого фактора и интеллекта в экономике, которая уже не сможет эксплуатировать различные объективные тренды без субъективного, творческого и критического подхода к ним. На первое место среди предпосылок экономического развития объективно выходит человеческая способность к творческому труду, а значит, политические и социальные условия, позволяющие эту способность реализовывать.
12. Уход на задний план логики приоритета коммерческой прибыли, пресловутого экономического эгоизма. Переход государств и (в меньшей степени) крупных корпораций к разработке и финансированию стратегических проектов, которые могут быть неприбыльными финансово даже в среднесрочной перспективе, зато выгодными социально, а значит, долгосрочно целесообразными.
Каким будет место России в условиях новой perestroika? Ответ должна дать правящая элита. Если она подтвердит свою готовность нести ответственность за необходимое и неизбежное реформирование страны.
Оправдание либерализма
Значит ли это, что кризис приведет к краху и забвению либерализма в мире? Безусловно, нет.
В начале 1980-х гг. неолиберализм оказался качественно более эффективен, чем комплекс социалистических идей и практик. Торжество либерализма повлекло за собой тектонические геополитические и геоэкономические изменения и, например, позволило Фрэнсису Фукуяме сформулировать свое известное пророчество о либеральном «конце истории» и «последнем глобальном человеке».
Сейчас, на исходе первого десятилетия XXI в., победителем станет неосоциализм. Но это уже не будет тоталитарный социализм ялтинского мира многим в себе он обязан тому самому неолиберализму Рейгана и Тэтчер. Дальнейшая глобализация будет несколько замедлена, но не остановится. «Золотому миллиарду» придется отказаться от надежд на еще большее улучшение своего потребительского статуса, но высокие стандарты потребления, сложившиеся в конце прошлого века, останутся в целом нормой. Тяга к политической свободе и открытой конкуренции личностей и идей не исчезнет. Прогноз Фукуямы формально не оправдался, но его оценки были во многом верны, и это нельзя не признать, входя в период всемирного левого поворота.
И на следующем витке истории вероятно, через 12-15 лет после того, как неосоциализм расчистит завалы глобального кризиса и гармонизирует мировую экономику, начнется новый этап наступления либерализма. За левым поворотом снова настанет правый. Но это уже повестка завтрашнего дня.
Нетрудно догадаться, кто это написал ?Комментарий
-
Но и ослабление рубля (если уж избегать опасного слова) реальность, которая коснется всех. Падение фондового рынка привело к массовому бегству в долларовые активы. Российский ЦБ вынужден был допустить снижение курса рубля к бивалютной корзине доллар/евро с 29,3 в начале августа до 30,4 в середине сентября. Этот уровень сохранялся и в минувшую пятницу, но Банку России такая оборона уже каждую неделю обходится в $13-15 млрд растраченных резервов. Шанс, что придется и дальше сдавать позиции, велик. У финансовых властей много причин защищать национальную валюту и дело не только в политике. Основные причины, собственно, те же, что и в 1998 г.: девальвация приведет к увеличению выплат по внешним долгам, скачку инфляции и банковской панике, когда граждане побегут снимать деньги с депозитов, чтобы купить наличные доллары. Но так же, как и в 1998 г., есть причина допустить девальвацию, пусть и не такую резкую. Рубль переоценен, его укрепление последних лет, по сути, было вызвано безумным ростом нефтяных цен, а с этим фактором покончено.
Аналитики Credit Suisse подсчитали, как отразится на прибыли крупнейших российских компаний в 2009 г. курс в 33 руб. за доллар при инфляции в 15%. Оказалось, что сырьевые экспортеры вновь выигрывают, причем как раз те, кто меньше внимания уделяет внутреннему рынку, а продает большую часть продукции за рубеж, зарабатывая валюту. Абсолютным лидером стал «Сургутнефтегаз», чья прибыль может вырасти на 51%. «Норильский никель» имеет шанс увеличить заработок на 38%, «Газпромнефть» на 30%. А вот ЛУКОЙЛ, например, прибавит лишь 7%. Зато компаниям, ориентированным на внутренний спрос, грозит снижение прибыли: «Системе Галс» на 38%, «ВымпелКому» на 34%, МТС на 33%, ВТБ на 28%. Впрочем, это расчет при прочих равных компании своими действиями могут минимизировать потери.
Может быть, и хорошо, что денег перестало хватать на все? Бедность может стать уроком и помочь властям да и тем, кто их выбирает, осознать стратегическую ошибку последнего десятилетия: непонимание разницы между стабильностью и развитием.
Наталия Биянова, Андрей Литвинов, Ирина Мокроусова, Алексей Непомнящий, Екатерина Самородова, Татьяна Сейранян, Илья Хренников
40 (130) 27 октября 2008 Ведомости Статья. Что осталось от нашего экономического чуда ?
Комментарий
-
Баррель нефти после финкризиса вновь будет стоить более $100 - МЭА
весь сюжет
Коллаж РИА Новости.
12:41 06/11/2008
МОСКВА, 6 ноя - РИА Новости. Баррель нефти вновь будет стоить более 100 долларов после того, как мировая экономика оправится от финансового кризиса, сообщает в четверг Financial Times со ссылкой на имеющееся у газеты заявление Международного энергетического агентства (МЭА), которое будет опубликовано на следующей неделе.
"В то время как неустойчивость рынка может на время снизить цены (на нефть), становится все яснее и яснее то, что эра дешевой нефти завершилась", - отмечается в заявлении.
В нем прогнозируется, что в период с 2008 до 2015 года мировые цены на нефть в реальном исчислении с учетом инфляции поднимутся с нынешних 60-70 долларов за баррель и будут в среднем составлять более 100 долларов, а к 2030 году могут превысить отметку в 200 долларов за баррель.
Рост цен на нефть МЭА объясняет тем, что нефтяным компаниям придется бороться за производство новых объемов нефти, достаточных для того, чтобы восполнить резкое сокращение производства на старых месторождениях.
Для обеспечения постоянно повышающегося спроса на энергоносители таких стран как Китай ежегодно потребуется инвестировать в разработку нефтяных месторождений около 350 миллиардов долларов, отмечается в отчете.:adr:Комментарий
-
Вполне возможно, что нефть будет стоить и 150 дол. за баррель, но только можно к этому празднику опоздать и лучше на него вообще не рассчитывать, так как этого может и не случиться. Заявление МЭА( или что-то похожее было распространено по СМИ) вообще никаких изменений цены не вызвало.Комментарий
-
Баррель нефти после финкризиса будет стоить столько, сколько ей позволит стоить Пирамида денег..., и не на цент больше этого.Комментарий
-
Баррель нефти после финкризиса будет стоить столько, сколько ей позволит стоить Пирамида денег..., и не на цент больше этого.Так и будет.Всё,что Вы предсказываете,сбывается до наоборот.
:adr:Комментарий
-
Конечно,и ещё долго будет такая дерганина и нестабильность.Но верно и другое,что при очухивании экономики от удара по голове цена на нефть придёт к той отметке,которая приемлема и успокоится.Ибо она,-одна из составляющих кровь экономики.:adr:Комментарий
-
Совершенно верно. Но какая отметка будет приемлема после кризиса? (особенно с учетом того, что Обама декларировал проведение политики снижения цены на нефть).Комментарий
-
Cкорее всего до этого дядей из кремля разметёт ураганом.
А это значит, что игра в бирюльки, на фоне падения цены нефть, с кремлёвским режимом окончены.Комментарий
-
Комментарий
Комментарий