Да, вероятно, Тайна Христова была в благословлении Язычников, как Петр сказал, после откровения данного ему: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» Деян.10:34-35. Но все же, думаю, это не то, что можно назвать уникальным, ибо об этом было известно и в других поколениях, то есть в Ветхом Завете: «Как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут» Рим.15:9-12.
В стихах Еф.3:1-9, как можно заметить, говорится о двух тайнах: о «тайне Христовой» и «тайне», и если прочитать немного поправленный перевод, то кое-что будет лучше понятно: «мне чрез откровение поведана была тайна, как я уже написал вкратце, откуда вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая в других поколениях не была поведана сынам человеческим ТАК, как она открыта была теперь святым апостолам Его и пророкам, а именно чтобы в Духе язычникам быть сонаследниками и сотельниками и сопричастниками обещания во Христе Иисусе чрез Евангелие, которого я стал служителем по дару благодати Божией, данной мне по действию силы Его».
То есть, надо заметить: 1) Тайна Христова была известна в других поколениях, и 2) Она была известна не только Апостолу Павлу, но она была открыта Пророкам и Апостолам. Но, делается оговорка, что хотя эта тайна Христова была известна ранее, но она не была известна ТАК, как ТЕПЕРЬ. Почему? Потому что теперь в этой тайне Христовой (благословления Язычников) открывается еще одна совершенная отдельная тайна, которая: (1) Была дана исключительно Апостолу Павлу через откровение (стихи 2, 3, 7), которая скрывалась от веков (стих 9), и родов (Кол.1:26) в Боге, и вот именно она действительно уникальна и никогда не была известна, и (2) Была особенная по своему составу, и дает тройное равенство верующим Язычникам, чего никогда прежде не было известно и не действовало.
Чтобы понять уникальность этой тайны, надо вспомнить обстоятельства до этого. Из Писания известна надежда Израиля на Царство, которое сойдет на землю, где на горе Сионе будет земной рай Ис.11:7-9, а в Иерусалиме административный центр Ис.2:3, 4, то есть надежду на 1000 Царство, и как небесная часть этой надежды это Небесный город Новый Иерусалим (Евр.11:16, 12:22) или Невеста. Тогда Израиль на земле будет Царством Священников (1 Пет.2:9), вроде Левитов для всей земли, а все остальные народы должны будут научаться и превращаться, по этой аналогии, в Израиль, ведь, кажется, в этом цель Божия через Израиль на земле, и именно тогда, вероятно, должны будут исполняться слова Мф.28:18-20. Те же, кто будут призваны к небесной надежде, будут служить как священники в Небесном Иерусалиме, и уже не теням и образам небесного, а самой небесной реальности (Евр.8:5), и их служение, вероятно, будет уже направлено не к людям, а к ангелам на небе.
Эти две части надежды Израиля действовали и во время Деяний, где Язычники могли прививаться к этой надежде в образе диких ветвей на место отломившихся ветвей маслины Израиля (Деян.13:46), и все это должно было бы закончится Вторым Пришествием Христа, как процитировал Петр из Иоиля как продолжение событий Пятидесятницы Деян.2:19-21, и установлением Царства. Однако, в Деян.28:25-28 произошло отстранения Израиля, потому что они не покаялись, и поэтому, как сказано: «спасение послано Язычникам» независимо от Израиля и надежды Израиля. И именно в это время в узах, Павел и написал послания Ефесянам и Колоссянам, где и была Ему открыта эта тайна в связи с уникальным благословлением Язычников.
Эта тайна говорит о совершенно новом собрании, Церкви, которая есть Тело Его. Это не Церковь созданная в Пятидесятницу с чудодейственными дарами, которая как «чистая дева» « Кор.11:2 имела в теле своем члены, которые могли представлять «глаза», «уши», «нос», относящиеся к голове. В этой Церкви не может быть таких членов, потому что у нее Глава-Христос (Еф.1:22), а то было тело «Невесты», а в Ефесянах и Колоссянах имеется в виду Тело Самого Христа, и названо «мужем совершенным» (Еф.4:13), а не «чистой девой» - это совсем разные образы. Отсюда, вероятно, должен быть и брак (Отк.19:7), но, кажется, ясно, что жених не может быть невестой и наоборот.
Так же сказано, что эта Церковь создана из двух: Евреев и Язычников, как одно целое, где произошло полное примирение между ними: «и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» Еф.2:15, 16, то есть без четырех постановлений для Язычников, которые действовали во время Деяний (Деян.15:20), и где Иудеи продолжали соблюдать закон Моисея (Деян.15:21), что создавало вражду. Здесь все по другому. У Израиля, как Израиля, нет никакого места в этом собрании. Верующий Израильтянин, конечно, может стать членом этой заново созданной группы, но не как Израильтянин. Еврей должен оставить свои обетования, свое отношение к Новому Завету, свое происхождение от Авраама, и свое обрезание, как Павел это сделал (Фил.3:7,8). Язычник должен оставить свое отчуждение, свое необрезание, свое безнадежное и безбожное состояние, и «двое» стать одним, «двое» создать одного нового человека в котором все различия каждого вида прекратили бы существование, таким образом «учиняя мир» (Еф.2:15). Мир здесь не мир, который спасенный грешник испытывает, когда оправдывается верой, но мир Божий, который превосходит всякое разумение, это «мир», который заменяет ранее существующую «вражду».
Поэтому отсюда новое положение, которого никогда прежде не было, как сказано: «чтобы в Духе язычникам быть сонаследниками и сотельниками (составляющие одно тело) и сопричастниками обещания во Христе Иисусе», то есть здесь полное равенство Евреев и Язычников, которое в Духе, исключая все плотское, и надо заметить, что в контексте нет никакой надежды Израиля, а это относится только к новой надежды Язычников, ибо по отношению к надежде Израиля, Язычники всегда вторые. А «обетование во Христе Иисусе» здесь упомянутое, не касается Израиля как такового, а касается надежды вечной жизни, обещанной прежде вековых времен (Тит.1:3, 2 Тим.1:9).
Поэтому, конечно, новый завет был новым, лучшим, священство Христа по чину Мелхиседека было превосходнее, с лучшей Жертвой, через которое можно было достигать совершенства, но ведь это все было известно из образов Ветхого Завета. К тому же герои веры, засвидетельствованные в Евр.11, могли достигать всего этого лучшего уже тогда, начиная еще с Авеля (Евр.11:4), как сказано: «они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» Евр.11:16. Но уникальность призвания Церкви, которая есть Тело Его, креме прочего, состоит в том, что она, как Тело Его, имеет надежду быть со Христом там, где Он сейчас сидит одесную Бога в небесных местах (Еф.2:6, 1:21-23), что можно сравнить с «самым небом» (Евр.9:24), «небом небес» или со Святое Святых (Небесный город все же только сойдет с неба и, вероятно, будет как Святое Отк.3:12, 21:2), чего никогда никому не было предложено и, и чего никто никогда не достигал, и, насколько я знаю, что не отражено в образах. Поэтому эта тайна Церкви, которая есть Тело Его, была тайной в Тайне Христовой или самым сокровенным.
В стихах Еф.3:1-9, как можно заметить, говорится о двух тайнах: о «тайне Христовой» и «тайне», и если прочитать немного поправленный перевод, то кое-что будет лучше понятно: «мне чрез откровение поведана была тайна, как я уже написал вкратце, откуда вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая в других поколениях не была поведана сынам человеческим ТАК, как она открыта была теперь святым апостолам Его и пророкам, а именно чтобы в Духе язычникам быть сонаследниками и сотельниками и сопричастниками обещания во Христе Иисусе чрез Евангелие, которого я стал служителем по дару благодати Божией, данной мне по действию силы Его».
То есть, надо заметить: 1) Тайна Христова была известна в других поколениях, и 2) Она была известна не только Апостолу Павлу, но она была открыта Пророкам и Апостолам. Но, делается оговорка, что хотя эта тайна Христова была известна ранее, но она не была известна ТАК, как ТЕПЕРЬ. Почему? Потому что теперь в этой тайне Христовой (благословления Язычников) открывается еще одна совершенная отдельная тайна, которая: (1) Была дана исключительно Апостолу Павлу через откровение (стихи 2, 3, 7), которая скрывалась от веков (стих 9), и родов (Кол.1:26) в Боге, и вот именно она действительно уникальна и никогда не была известна, и (2) Была особенная по своему составу, и дает тройное равенство верующим Язычникам, чего никогда прежде не было известно и не действовало.
Чтобы понять уникальность этой тайны, надо вспомнить обстоятельства до этого. Из Писания известна надежда Израиля на Царство, которое сойдет на землю, где на горе Сионе будет земной рай Ис.11:7-9, а в Иерусалиме административный центр Ис.2:3, 4, то есть надежду на 1000 Царство, и как небесная часть этой надежды это Небесный город Новый Иерусалим (Евр.11:16, 12:22) или Невеста. Тогда Израиль на земле будет Царством Священников (1 Пет.2:9), вроде Левитов для всей земли, а все остальные народы должны будут научаться и превращаться, по этой аналогии, в Израиль, ведь, кажется, в этом цель Божия через Израиль на земле, и именно тогда, вероятно, должны будут исполняться слова Мф.28:18-20. Те же, кто будут призваны к небесной надежде, будут служить как священники в Небесном Иерусалиме, и уже не теням и образам небесного, а самой небесной реальности (Евр.8:5), и их служение, вероятно, будет уже направлено не к людям, а к ангелам на небе.
Эти две части надежды Израиля действовали и во время Деяний, где Язычники могли прививаться к этой надежде в образе диких ветвей на место отломившихся ветвей маслины Израиля (Деян.13:46), и все это должно было бы закончится Вторым Пришествием Христа, как процитировал Петр из Иоиля как продолжение событий Пятидесятницы Деян.2:19-21, и установлением Царства. Однако, в Деян.28:25-28 произошло отстранения Израиля, потому что они не покаялись, и поэтому, как сказано: «спасение послано Язычникам» независимо от Израиля и надежды Израиля. И именно в это время в узах, Павел и написал послания Ефесянам и Колоссянам, где и была Ему открыта эта тайна в связи с уникальным благословлением Язычников.
Эта тайна говорит о совершенно новом собрании, Церкви, которая есть Тело Его. Это не Церковь созданная в Пятидесятницу с чудодейственными дарами, которая как «чистая дева» « Кор.11:2 имела в теле своем члены, которые могли представлять «глаза», «уши», «нос», относящиеся к голове. В этой Церкви не может быть таких членов, потому что у нее Глава-Христос (Еф.1:22), а то было тело «Невесты», а в Ефесянах и Колоссянах имеется в виду Тело Самого Христа, и названо «мужем совершенным» (Еф.4:13), а не «чистой девой» - это совсем разные образы. Отсюда, вероятно, должен быть и брак (Отк.19:7), но, кажется, ясно, что жених не может быть невестой и наоборот.
Так же сказано, что эта Церковь создана из двух: Евреев и Язычников, как одно целое, где произошло полное примирение между ними: «и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» Еф.2:15, 16, то есть без четырех постановлений для Язычников, которые действовали во время Деяний (Деян.15:20), и где Иудеи продолжали соблюдать закон Моисея (Деян.15:21), что создавало вражду. Здесь все по другому. У Израиля, как Израиля, нет никакого места в этом собрании. Верующий Израильтянин, конечно, может стать членом этой заново созданной группы, но не как Израильтянин. Еврей должен оставить свои обетования, свое отношение к Новому Завету, свое происхождение от Авраама, и свое обрезание, как Павел это сделал (Фил.3:7,8). Язычник должен оставить свое отчуждение, свое необрезание, свое безнадежное и безбожное состояние, и «двое» стать одним, «двое» создать одного нового человека в котором все различия каждого вида прекратили бы существование, таким образом «учиняя мир» (Еф.2:15). Мир здесь не мир, который спасенный грешник испытывает, когда оправдывается верой, но мир Божий, который превосходит всякое разумение, это «мир», который заменяет ранее существующую «вражду».
Поэтому отсюда новое положение, которого никогда прежде не было, как сказано: «чтобы в Духе язычникам быть сонаследниками и сотельниками (составляющие одно тело) и сопричастниками обещания во Христе Иисусе», то есть здесь полное равенство Евреев и Язычников, которое в Духе, исключая все плотское, и надо заметить, что в контексте нет никакой надежды Израиля, а это относится только к новой надежды Язычников, ибо по отношению к надежде Израиля, Язычники всегда вторые. А «обетование во Христе Иисусе» здесь упомянутое, не касается Израиля как такового, а касается надежды вечной жизни, обещанной прежде вековых времен (Тит.1:3, 2 Тим.1:9).
Поэтому, конечно, новый завет был новым, лучшим, священство Христа по чину Мелхиседека было превосходнее, с лучшей Жертвой, через которое можно было достигать совершенства, но ведь это все было известно из образов Ветхого Завета. К тому же герои веры, засвидетельствованные в Евр.11, могли достигать всего этого лучшего уже тогда, начиная еще с Авеля (Евр.11:4), как сказано: «они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» Евр.11:16. Но уникальность призвания Церкви, которая есть Тело Его, креме прочего, состоит в том, что она, как Тело Его, имеет надежду быть со Христом там, где Он сейчас сидит одесную Бога в небесных местах (Еф.2:6, 1:21-23), что можно сравнить с «самым небом» (Евр.9:24), «небом небес» или со Святое Святых (Небесный город все же только сойдет с неба и, вероятно, будет как Святое Отк.3:12, 21:2), чего никогда никому не было предложено и, и чего никто никогда не достигал, и, насколько я знаю, что не отражено в образах. Поэтому эта тайна Церкви, которая есть Тело Его, была тайной в Тайне Христовой или самым сокровенным.
Комментарий