Заглянем в немаленькую статью от Брокгауза -
I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА
1)ПРЕДПИСАНИЯ В ВЗ.
Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте
имели целью отделить народ Божий от язычников.
Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с
мертвым телом (Чис 19:1), с трупом нечистого животного (Лев
11:8,11,24-28,31-38), с трупом умершего или закланного с нарушением
правил чистого животного (Лев 11:39 и след.; 22:8).
Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред.
животных (Лев 11; Втор 14:3 и след.), к-рых нельзя было также
приносить в жертву Богу (Быт 8:20; Лев 27:27; Чис 18:15-17). Нечистым
делало человека и заболевание проказой (Лев 13; особенно ст. 45 и
след.; Чис 5:2; 4Цар 15:5). Кр. того, нечистоту вызывало истечение у
роженицы (Лев 12), а также гнойное истечение (Лев 15:1-5; Чис 5:2; ->
Болезнь), излияние семени (Лев 15:16-18), месячные кровотечения (ст.
19-24) и патологические кровотечения у женщин (ст. 25-27). Все
нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи
него или употреблял его в пищу. Т.о., нечистота передавалась
разными способами; продол-жительность состояния нечистоты у
оскверненных людей и вещей также была разной;
2) ОЧИЩЕНИЕ.
В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением
предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду (Лев
11:32 и след.; 15:12,17), после чего состояние нечистоты
прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся
истечением семени, также достаточно было вымыть одежду (Лев
15:16-18). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в
течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить
очистит. водой (Чис 19). Для очищения рожениц, про-каженных,
имеющих истечение семени или страдающих патологическими
кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо
было принести жертву за грех (Лев 12:6-8; 14:19,49; 15:15,30);
3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЗ.
Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это
подтверждается и употреблением евр. слов тахор ("чистый") и таме
("нечистый"). Тахор первонач. имело значение - "издающий свет",
"светящийся"; основное значение слова та-ме - "погруженный",
"покрытый илом", "грязный", и в Иез 4:12-14 оно обозначает прежде
всего нечто отвратит., страшное, противное. В Ис 6:5; Иез 22:5; Зах
13:2 то же слово подразумевает нравств., греховную нечистоту, соотв.
в Иов 17:9; Пс 50:12 понятие "чистый от греха" обозначено словом
тахор. Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с
грехом, ибо грех не перено-сится внешним путем, о к-ром шла речь, и
может быть устранен только -> жертвой, а не омовением. Поэтому
обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ
смерти, к-рая, как следствие греха, представляла собой
противоположность живому Богу (1Кор 15:26). Отсюда и представление
о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у
мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением
зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы,
причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу,
считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, к-рая не
считалась тяжелым заболеванием (-> Болезни: проказа), не поддается
такому толкованию: человек, вся кожа к-рого была поражена,
объявлялся чистым (Лев 13:12 и след.). Так, с одной стороны, можно
видеть, что обрядовая нечистота связана с грехом и смертью, к-рая
после грехопадения отравила все создания. С другой - не ясна
причина, почему только употребление в пищу опред. животных и
почему только от-дельные физиологич. процессы, а не все болезни
вообще, вели к осквернению и исклю-чению человека из участия в
богослужении, причем на время своей нечистоты он лишался
возможности достичь примирения с Богом посредством
жертвоприношения. Эти предписания, однако, неоспоримо
доказывают, сколь серьезно чистый и святой Бог относится к Ч.,
когда требует: "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев 19:2;
ср. 1Пет 1:16);
4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НЗ.
НЗ не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних
омовений при внутр. оскверненности грехом (Мф 15:11; 23:25 и след.;
Лк 11:39 и след.), а Петр получает повеление не считать нечистым то,
"что Бог очистил" (Деян 10:15). Никакая часть творения не должна
больше считаться нечистой сама по себе (Рим 14:14; 1Тим 4:4). Для
человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто всё (Тит
1:15), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть
(Рим 14:14,20) или что может ввести в соблазн -> слабого брата (ст.
15,20 и след.; 1Кор 8:8-13).
И вот у меня возникал неоднократно вопрос по поводу нечистоты. Ну, по поводу болезней и прочего - это понятно - я расцениваю это не совсем так, как Брокгауз. А как влияние на тело бесовских сил. Которые получили право на это вследствие греха человека.
И потому и следует не только омытие - что является прообразом омытия святой кровью Христовой - но и жертва за грех - которую Христос уже принес Собою.
Вопрос о нечистых животных. Принимаю мнение Д. Принса, что Бог отделял для Себя народ, ограничивая во многом, для прихода в свое время Христа.
Но, кроме того, я считаю, что и этот вопрос есть образ духовного - духовная чистота человека, неприятие нечистых учений и отделение себя от такого общения.
О чем и Павел и Иоанн писал. Да и весь Новый Завет о том.
И потому по поводу пищи Павел написал -
1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
(1Тим.4:1-5)
Аминь.
I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА
1)ПРЕДПИСАНИЯ В ВЗ.
Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте
имели целью отделить народ Божий от язычников.
Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с
мертвым телом (Чис 19:1), с трупом нечистого животного (Лев
11:8,11,24-28,31-38), с трупом умершего или закланного с нарушением
правил чистого животного (Лев 11:39 и след.; 22:8).
Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред.
животных (Лев 11; Втор 14:3 и след.), к-рых нельзя было также
приносить в жертву Богу (Быт 8:20; Лев 27:27; Чис 18:15-17). Нечистым
делало человека и заболевание проказой (Лев 13; особенно ст. 45 и
след.; Чис 5:2; 4Цар 15:5). Кр. того, нечистоту вызывало истечение у
роженицы (Лев 12), а также гнойное истечение (Лев 15:1-5; Чис 5:2; ->
Болезнь), излияние семени (Лев 15:16-18), месячные кровотечения (ст.
19-24) и патологические кровотечения у женщин (ст. 25-27). Все
нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи
него или употреблял его в пищу. Т.о., нечистота передавалась
разными способами; продол-жительность состояния нечистоты у
оскверненных людей и вещей также была разной;
2) ОЧИЩЕНИЕ.
В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением
предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду (Лев
11:32 и след.; 15:12,17), после чего состояние нечистоты
прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся
истечением семени, также достаточно было вымыть одежду (Лев
15:16-18). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в
течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить
очистит. водой (Чис 19). Для очищения рожениц, про-каженных,
имеющих истечение семени или страдающих патологическими
кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо
было принести жертву за грех (Лев 12:6-8; 14:19,49; 15:15,30);
3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЗ.
Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это
подтверждается и употреблением евр. слов тахор ("чистый") и таме
("нечистый"). Тахор первонач. имело значение - "издающий свет",
"светящийся"; основное значение слова та-ме - "погруженный",
"покрытый илом", "грязный", и в Иез 4:12-14 оно обозначает прежде
всего нечто отвратит., страшное, противное. В Ис 6:5; Иез 22:5; Зах
13:2 то же слово подразумевает нравств., греховную нечистоту, соотв.
в Иов 17:9; Пс 50:12 понятие "чистый от греха" обозначено словом
тахор. Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с
грехом, ибо грех не перено-сится внешним путем, о к-ром шла речь, и
может быть устранен только -> жертвой, а не омовением. Поэтому
обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ
смерти, к-рая, как следствие греха, представляла собой
противоположность живому Богу (1Кор 15:26). Отсюда и представление
о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у
мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением
зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы,
причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу,
считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, к-рая не
считалась тяжелым заболеванием (-> Болезни: проказа), не поддается
такому толкованию: человек, вся кожа к-рого была поражена,
объявлялся чистым (Лев 13:12 и след.). Так, с одной стороны, можно
видеть, что обрядовая нечистота связана с грехом и смертью, к-рая
после грехопадения отравила все создания. С другой - не ясна
причина, почему только употребление в пищу опред. животных и
почему только от-дельные физиологич. процессы, а не все болезни
вообще, вели к осквернению и исклю-чению человека из участия в
богослужении, причем на время своей нечистоты он лишался
возможности достичь примирения с Богом посредством
жертвоприношения. Эти предписания, однако, неоспоримо
доказывают, сколь серьезно чистый и святой Бог относится к Ч.,
когда требует: "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев 19:2;
ср. 1Пет 1:16);
4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НЗ.
НЗ не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних
омовений при внутр. оскверненности грехом (Мф 15:11; 23:25 и след.;
Лк 11:39 и след.), а Петр получает повеление не считать нечистым то,
"что Бог очистил" (Деян 10:15). Никакая часть творения не должна
больше считаться нечистой сама по себе (Рим 14:14; 1Тим 4:4). Для
человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто всё (Тит
1:15), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть
(Рим 14:14,20) или что может ввести в соблазн -> слабого брата (ст.
15,20 и след.; 1Кор 8:8-13).
И вот у меня возникал неоднократно вопрос по поводу нечистоты. Ну, по поводу болезней и прочего - это понятно - я расцениваю это не совсем так, как Брокгауз. А как влияние на тело бесовских сил. Которые получили право на это вследствие греха человека.
И потому и следует не только омытие - что является прообразом омытия святой кровью Христовой - но и жертва за грех - которую Христос уже принес Собою.
Вопрос о нечистых животных. Принимаю мнение Д. Принса, что Бог отделял для Себя народ, ограничивая во многом, для прихода в свое время Христа.
Но, кроме того, я считаю, что и этот вопрос есть образ духовного - духовная чистота человека, неприятие нечистых учений и отделение себя от такого общения.
О чем и Павел и Иоанн писал. Да и весь Новый Завет о том.
И потому по поводу пищи Павел написал -
1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
(1Тим.4:1-5)
Аминь.
Комментарий