«Нехорошо быть человеку одному » (Быт 2:18)
(дополнение к статьям)
Но апостол Павел пишет: лучше быть человеку одному (1 Кор 7:8), так как в браке люди угождают друг другу и забывают про Бога (1 Кор 7:32-33). А он, как знаток Старого Завета, не мог не знать мнение Бога о союзе между мужчиной и женщиной, но почему-то напрямую противоречит Ему.
Дело в том, что в первой и второй главе Бытия говорится не о создании человека биологического, а о создании человека духовного, еще невиданного среди животного мира, До этого земля (общество тогдашних людей) была безвидна, пуста и тьма над бездною (Быт 1:2), т.е, не имела надежды на приобщение к Богу и вечности. Но какие-то стремления подняться к высокому представлению о мире и о себе уже отличали человека от остальных животных «пар поднимался от земли и орошал все лицо земли» (Быт 2:6). И Бог помогает в этом желании человеку, дает свет (прозрение) на Свое существование и Свою волю (Быт 1:3). Человек уясняет, что воля Бога это спасающее благо (Быт 1:4). Также понимает, чтобы это благо осуществлялось, надо твердо, бескомпромиссно соблюдать законы Бога (появление тверди день второй), стремиться к послушанию им, как растения стремятся к свету (появление растений день третий). Такое послушание должно быть постоянным, во всякое время года, дня и ночи (появление светил и звезд день четвертый).
После этого, в пятый день, уже просветленная тварная идеология человека (вода) рождает смешанные идеи: высокие, способные летать по небу, соответствовать Божьей воле (образно птиц) и низменные родные его животной натуре ( образно гадов, рыб).
Смешанная идеологий неизбежно рождает смешанную практику жизни (порождение земли день шестой) и приводит к появлению, среди прочих, чистых животных чувств, способных служить человеку на праведном пути (см. животные, жертвоприношения).
Но Бог не оставляет уже просветленного человека один на один со своей тварной натурой. Он закрепляет в нем свое присутствие, выраженное в совести (совет с вестью), посылает в его лицо дыхание жизни (Быт 2:7), обеспечив его возможностью всегда быть на связи с Богом и жить вечно. Имея уже все эти приобретения и прозрения, человек (общество) анализирует свое состояние к прежним чувствам, бывшим у него до появления Света (парад животных Быт 2:19-20).
Физиологическая задача сна известна отдых и набор сил для будущей жизни. Библия использует такие знакомые представления человека и для описания его духовного становления. Идеологические лидеры той ситуации (образно Адам) должны были лучше усвоить объем новой информации, для чего был необходим некоторый покой от текущей деятельности (образно сон). После чего они пришли к выводу, что новая идеология (образно муж) нуждается в новой практике (образно жена). И такая практика должна полностью соответствовать этой идеологии. Такое соответствие и подчеркивается костью (ребром), ставшей для них общей. Ребро самое центральное и легко обнаруживаемое из человеческих костей, к тому же напоминающее силуэт древних кораблей, позволяющих не утонуть в водах поднебесных, т.е., в земных искушениях (см. вода). Потому, подчеркивая необходимость взаимосвязи идеологии и практики, Бог и говорит: «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18).
Этим и объясняется, что Бог, создавая разные твари по парному половому признаку, для человека почему-то делает исключение, ожидая его оценки всего животного (на самом деле собственного чувственного) царства.
Иначе такое создание делало не просто «нехорошим» (Быт 2:18), а и невозможным дальнейшее существование человеческого рода. Далее Бог, вроде бы наивно, пытается породнить человека с каким-либо животным, если он увидит в нем достойного помощника (Быт 2:19). По сути, человек сдает экзамен на духовную зрелость, До этого, почти не отличаясь от других животных, и быв одним из них, человек не мог объективно оценить свое состояние, свой внутренний мир. И лишь став совершенным, духовным, могущим обуздать все тело (чувственное) (Иак 3:2) имел на это право (1 Кор 2:13).
Отсюда можно понять и странный отдых Бога (Быт 2:3), похожий на отдых обычного человека, хотя в физиологическом плане Бог вообще непостижим и несравним с ним - это в своей борьбе за моральное богоподобие человек наконец (в тот период) сравнялся с Богом и «отдыхал», осмысливая результаты такой борьбы. Об этом в Быт 2:21 сказано более подробно (хотя и образно) от имени другого участника процесса. Там Бог создатель помогает прозрению людей закрепить эту победу уже в виде практической деятельности, сказав перед этим «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18), создавая ему представление о практике жизни (образно жене), достойной его новому состоянию (Быт 2:21).
Апостол Павел же пишет о союзе физических лиц, в котором действительно заботы друг о друге, а в будущем и о детях отодвигают на второй план заботы о выполнении воли Бога, особенно, если человек маловерен и нерешителен в ней. Однако он не запрещает брак, а только предупреждает о сложностях, возможных в нем.
Слова: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мтф 19:6) верны для идеологии и практики общества и для отдельных лиц в буквальном браке. Если своим отступлением от воли Бога человек делает невыносимым существование и общества (революции) и семьи (разводы), вина в том не Бога, а его самого.
(дополнение к статьям)
Но апостол Павел пишет: лучше быть человеку одному (1 Кор 7:8), так как в браке люди угождают друг другу и забывают про Бога (1 Кор 7:32-33). А он, как знаток Старого Завета, не мог не знать мнение Бога о союзе между мужчиной и женщиной, но почему-то напрямую противоречит Ему.
Дело в том, что в первой и второй главе Бытия говорится не о создании человека биологического, а о создании человека духовного, еще невиданного среди животного мира, До этого земля (общество тогдашних людей) была безвидна, пуста и тьма над бездною (Быт 1:2), т.е, не имела надежды на приобщение к Богу и вечности. Но какие-то стремления подняться к высокому представлению о мире и о себе уже отличали человека от остальных животных «пар поднимался от земли и орошал все лицо земли» (Быт 2:6). И Бог помогает в этом желании человеку, дает свет (прозрение) на Свое существование и Свою волю (Быт 1:3). Человек уясняет, что воля Бога это спасающее благо (Быт 1:4). Также понимает, чтобы это благо осуществлялось, надо твердо, бескомпромиссно соблюдать законы Бога (появление тверди день второй), стремиться к послушанию им, как растения стремятся к свету (появление растений день третий). Такое послушание должно быть постоянным, во всякое время года, дня и ночи (появление светил и звезд день четвертый).
После этого, в пятый день, уже просветленная тварная идеология человека (вода) рождает смешанные идеи: высокие, способные летать по небу, соответствовать Божьей воле (образно птиц) и низменные родные его животной натуре ( образно гадов, рыб).
Смешанная идеологий неизбежно рождает смешанную практику жизни (порождение земли день шестой) и приводит к появлению, среди прочих, чистых животных чувств, способных служить человеку на праведном пути (см. животные, жертвоприношения).
Но Бог не оставляет уже просветленного человека один на один со своей тварной натурой. Он закрепляет в нем свое присутствие, выраженное в совести (совет с вестью), посылает в его лицо дыхание жизни (Быт 2:7), обеспечив его возможностью всегда быть на связи с Богом и жить вечно. Имея уже все эти приобретения и прозрения, человек (общество) анализирует свое состояние к прежним чувствам, бывшим у него до появления Света (парад животных Быт 2:19-20).
Физиологическая задача сна известна отдых и набор сил для будущей жизни. Библия использует такие знакомые представления человека и для описания его духовного становления. Идеологические лидеры той ситуации (образно Адам) должны были лучше усвоить объем новой информации, для чего был необходим некоторый покой от текущей деятельности (образно сон). После чего они пришли к выводу, что новая идеология (образно муж) нуждается в новой практике (образно жена). И такая практика должна полностью соответствовать этой идеологии. Такое соответствие и подчеркивается костью (ребром), ставшей для них общей. Ребро самое центральное и легко обнаруживаемое из человеческих костей, к тому же напоминающее силуэт древних кораблей, позволяющих не утонуть в водах поднебесных, т.е., в земных искушениях (см. вода). Потому, подчеркивая необходимость взаимосвязи идеологии и практики, Бог и говорит: «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18).
Этим и объясняется, что Бог, создавая разные твари по парному половому признаку, для человека почему-то делает исключение, ожидая его оценки всего животного (на самом деле собственного чувственного) царства.
Иначе такое создание делало не просто «нехорошим» (Быт 2:18), а и невозможным дальнейшее существование человеческого рода. Далее Бог, вроде бы наивно, пытается породнить человека с каким-либо животным, если он увидит в нем достойного помощника (Быт 2:19). По сути, человек сдает экзамен на духовную зрелость, До этого, почти не отличаясь от других животных, и быв одним из них, человек не мог объективно оценить свое состояние, свой внутренний мир. И лишь став совершенным, духовным, могущим обуздать все тело (чувственное) (Иак 3:2) имел на это право (1 Кор 2:13).
Отсюда можно понять и странный отдых Бога (Быт 2:3), похожий на отдых обычного человека, хотя в физиологическом плане Бог вообще непостижим и несравним с ним - это в своей борьбе за моральное богоподобие человек наконец (в тот период) сравнялся с Богом и «отдыхал», осмысливая результаты такой борьбы. Об этом в Быт 2:21 сказано более подробно (хотя и образно) от имени другого участника процесса. Там Бог создатель помогает прозрению людей закрепить эту победу уже в виде практической деятельности, сказав перед этим «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18), создавая ему представление о практике жизни (образно жене), достойной его новому состоянию (Быт 2:21).
Апостол Павел же пишет о союзе физических лиц, в котором действительно заботы друг о друге, а в будущем и о детях отодвигают на второй план заботы о выполнении воли Бога, особенно, если человек маловерен и нерешителен в ней. Однако он не запрещает брак, а только предупреждает о сложностях, возможных в нем.
Слова: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мтф 19:6) верны для идеологии и практики общества и для отдельных лиц в буквальном браке. Если своим отступлением от воли Бога человек делает невыносимым существование и общества (революции) и семьи (разводы), вина в том не Бога, а его самого.
Комментарий