Медный змей Моисея (Числ 21)
Израильтянам опротивела манна, роптали на Господа и Моисея. «И послал Господь на народ ядовитых змеев, и умерло множество народа» (Числа 21:6) Народ просил Моисея удалить змеев, помолиться Господу (21:7) Господь говорит Моисею: «сделай себе медного змея и выставь его на знамя (буквально - сигнальный шест), и если ужалит змей кого, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (21:8).
Змей - символ человеческого коварства, привязанности к телесным, материальным ценностям, приземленности чувств, потакание собственному эгоизму. Его нельзя удалить, как этого просили евреи, ибо он составляет плотскую часть человеческой натуры. Но его можно подчинить, сделать безвредным при помощи Божественной части той же натуры, разоблачая словом Божьим, поднимая на «сигнальный шест», объясняя его губительность, раскрывая его опасность.
Слово «взглянуть» означает также «увидеть», в смысле «узнать». Что же должны были узнать израильтяне, если вид буквального змея был прост и понятен?
Тексты современных переводов говорят о кажущейся легкости исцеления «взглянув - оставался жив» (21:9)
Истинный смысл говорит о другом. Человек только в случае познания губительности «змея» действительно оставался жив для Бога и себя.
В премудростях Соломона говорится: «Они были смущены на краткое время для вразумения, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего (Прем 16:6) т.е., «змей» побуждал вспомнить о заповеди, как беда - о средствах спасения. «Ибо обратившийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою - Спасителем всех» (Прем 16:7) Не языческими ценностями, а предупреждением об их губительности. «Не трава, не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» (Прем 16:12) Почему же царь Езекия, делая угодное в очах Господних, «истребил медного змея, которого сделал Моисей», наряду с дубравами и высотами языческими. Этому змею «сыны Израилевы кадили» (4Ц 18:4). По прошествии времени языческие ценности, разоблаченные Моисеем, не только не исчезли, но и стали почитаться израильтянами.
Называя (призывая) змея Нехуштан (медь), т.е., ценя только его видимую внешнюю суть, израильтяне показывали, что они поклоняются языческим ценностям и не видят в этом погибели.
Медь символ человеческих устремлений, похожая на золото, но недолговечная в своем блестящем состоянии, так как окисляется и темнеет. По новизне и усердию первоначального энтузиазма она блестит, напоминая настоящее золото. Пример идея коммунизма, как Царства Божьего (без Бога!) на земле, реализация которой обернулась трагическим разочарованием. «Все они упорные отступники живут клеветою, это медь и железо, все они развратители» (Иер 6:28)
Восстановить значение Божьего слова в разоблачении новой, уже фарисейской неправды призван был Христос. Поэтому фарисеи, в массе своей, и видели в Нем главного врага своему положению.
«И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно быть вознесено Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:14-15) Христос, распяв Себя для греха, обличал грех, поднял это обличение на высоту, обозримую для многих. И уверовавшие в Него (в это обличение) «будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им». (Мрк 16:18). Слова, означающие бессилие соблазнов язычества против духовного мира истинного христианина.
Израильтянам опротивела манна, роптали на Господа и Моисея. «И послал Господь на народ ядовитых змеев, и умерло множество народа» (Числа 21:6) Народ просил Моисея удалить змеев, помолиться Господу (21:7) Господь говорит Моисею: «сделай себе медного змея и выставь его на знамя (буквально - сигнальный шест), и если ужалит змей кого, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (21:8).
Змей - символ человеческого коварства, привязанности к телесным, материальным ценностям, приземленности чувств, потакание собственному эгоизму. Его нельзя удалить, как этого просили евреи, ибо он составляет плотскую часть человеческой натуры. Но его можно подчинить, сделать безвредным при помощи Божественной части той же натуры, разоблачая словом Божьим, поднимая на «сигнальный шест», объясняя его губительность, раскрывая его опасность.
Слово «взглянуть» означает также «увидеть», в смысле «узнать». Что же должны были узнать израильтяне, если вид буквального змея был прост и понятен?
Тексты современных переводов говорят о кажущейся легкости исцеления «взглянув - оставался жив» (21:9)
Истинный смысл говорит о другом. Человек только в случае познания губительности «змея» действительно оставался жив для Бога и себя.
В премудростях Соломона говорится: «Они были смущены на краткое время для вразумения, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего (Прем 16:6) т.е., «змей» побуждал вспомнить о заповеди, как беда - о средствах спасения. «Ибо обратившийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою - Спасителем всех» (Прем 16:7) Не языческими ценностями, а предупреждением об их губительности. «Не трава, не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» (Прем 16:12) Почему же царь Езекия, делая угодное в очах Господних, «истребил медного змея, которого сделал Моисей», наряду с дубравами и высотами языческими. Этому змею «сыны Израилевы кадили» (4Ц 18:4). По прошествии времени языческие ценности, разоблаченные Моисеем, не только не исчезли, но и стали почитаться израильтянами.
Называя (призывая) змея Нехуштан (медь), т.е., ценя только его видимую внешнюю суть, израильтяне показывали, что они поклоняются языческим ценностям и не видят в этом погибели.
Медь символ человеческих устремлений, похожая на золото, но недолговечная в своем блестящем состоянии, так как окисляется и темнеет. По новизне и усердию первоначального энтузиазма она блестит, напоминая настоящее золото. Пример идея коммунизма, как Царства Божьего (без Бога!) на земле, реализация которой обернулась трагическим разочарованием. «Все они упорные отступники живут клеветою, это медь и железо, все они развратители» (Иер 6:28)
Восстановить значение Божьего слова в разоблачении новой, уже фарисейской неправды призван был Христос. Поэтому фарисеи, в массе своей, и видели в Нем главного врага своему положению.
«И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно быть вознесено Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:14-15) Христос, распяв Себя для греха, обличал грех, поднял это обличение на высоту, обозримую для многих. И уверовавшие в Него (в это обличение) «будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им». (Мрк 16:18). Слова, означающие бессилие соблазнов язычества против духовного мира истинного христианина.

Комментарий