Самсон и Далида (Суд 16)
Буквальная картина: Самсон каждый раз (кроме последнего) обманывает Далиду, но при этом, видя, как она последовательно выполняет его «рекомендации», пытаясь лишить его силы, все же сдается открывает ей правду, что и послужило причиной его поражения.
Странно, что в первых двух случаях, не будучи спящим, Самсон допускает связать себя, а в последнем, во время бритья головы, не просыпается.
Образно-символическое толкование:
Долина Сорек красная виноградная кисть (лучший виноград).
Далида жалкая, бедная, несчастная.
Среди процветающего язычества Самсон, как истинный проповедник, прежде всего обращает внимание на неблагополучную часть общества. Страх перед правдой Самсона (его силой) заставляет языческих вождей для сохранения своей власти пойти на сделку с малоуважаемой, но все же последовательницей своей идеологии. Предлагаемая награда за победу над Самсоном одна тысяча и сто сиклей серебра от каждого вождя Филистимского. Это не просто большие деньги, это символ того, что, выполнив их поручение, Далида становится для них первой, главной. Цифра «один» повторяется дважды в отдельных числах условленной суммы, что подтверждает силу их договора.
Символическое значение того, что характеризует силу Самсона.
Новые тетивы, веревки, ткань и семь кос это символы его учения, которое он проповедует среди язычников.
Тетива (объективная, не засушенная языческой неправдой) опорная сила для стрелы: слова проникающего, разделяющего правду и ложь.
Веревки (новые, неизвестные язычникам) связывающий вывод обобщения для той же цели. Но они должны быть действительно новые. Какие новые основания (тетивы) для слова (стрела) могли быть у вождей Филистимских или веревок Далиды, которые буквально должны были быть наново сделанными («не были в деле»)? Это всего лишь желание оправдать старую неправду новыми доказательствами. Если бы Самсон был уличен (связан) истиной, которую сам проповедует, он оказался бы лицемером. Не удалось Далиде и смешать в крепком союзе (сплести) мудрость Самсона с мудростью языческой, она лишь прибила семь его кос к изготовляемой ткани, т.е., насильно соединила несоединяемое.
Самсон в первых двух случаях говорит: «если свяжут меня». Таким образом, удостоверение факта несоответствия его слова и дела должно подтверждаться хотя бы при двух свидетелях. А Далида пыталась доказать это сама (связала). Для удостоверения истиности произошедшего не хватает объективности. «При словах двух или трех свидетелей состоится дело» (Вт 19:15).
Семь кос и семь тетив:
Число «семь» - символ принятия Божьих идей в сознание человека (седьмой день творения).
Слова Далиды: «вот ты трижды обманул меня»(15). Основное значение слова, переведенного как «обманывать», - насмехаться, что и использовано в некоторых переводах. Самсон действительно смеялся над усилиями язычников уловить его праведность. То же делал и Илья над языческими пророками, пытавшимися в своем учении, заведшем народ в беду (засуха), найти живительные силы (дождь) (ЗЦ 18:27).
Вина Самсона не в том, что он открыл главный «секрет» праведника: слово мудрости не должно быть отделено от руководящей сути человека головы, а в том, что он сам дал себя усыпить, зашел слишком далеко, уступая язычеству, потерял бдительность в распознавании опорных его представлений (колени Далиды) «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс.10:3).
В дальнейшем Самсон, разочаровавшись в возможностях просвещения (слепота), все же возненавидел неправду (отрасли волосы), а узнав изнутри питающую ее силу (молол в темнице), и, уточнив её через будущего мужа языческой веры (отрока-поводыря), разрушил главные опорные устои язычества (представленные двумя столбами). И тем самым принес более ощутимую пользу для истинного просвещения, чем служением ему до своей ошибки.
Буквальная картина: Самсон каждый раз (кроме последнего) обманывает Далиду, но при этом, видя, как она последовательно выполняет его «рекомендации», пытаясь лишить его силы, все же сдается открывает ей правду, что и послужило причиной его поражения.
Странно, что в первых двух случаях, не будучи спящим, Самсон допускает связать себя, а в последнем, во время бритья головы, не просыпается.
Образно-символическое толкование:
Долина Сорек красная виноградная кисть (лучший виноград).
Далида жалкая, бедная, несчастная.
Среди процветающего язычества Самсон, как истинный проповедник, прежде всего обращает внимание на неблагополучную часть общества. Страх перед правдой Самсона (его силой) заставляет языческих вождей для сохранения своей власти пойти на сделку с малоуважаемой, но все же последовательницей своей идеологии. Предлагаемая награда за победу над Самсоном одна тысяча и сто сиклей серебра от каждого вождя Филистимского. Это не просто большие деньги, это символ того, что, выполнив их поручение, Далида становится для них первой, главной. Цифра «один» повторяется дважды в отдельных числах условленной суммы, что подтверждает силу их договора.
Символическое значение того, что характеризует силу Самсона.
Новые тетивы, веревки, ткань и семь кос это символы его учения, которое он проповедует среди язычников.
Тетива (объективная, не засушенная языческой неправдой) опорная сила для стрелы: слова проникающего, разделяющего правду и ложь.
Веревки (новые, неизвестные язычникам) связывающий вывод обобщения для той же цели. Но они должны быть действительно новые. Какие новые основания (тетивы) для слова (стрела) могли быть у вождей Филистимских или веревок Далиды, которые буквально должны были быть наново сделанными («не были в деле»)? Это всего лишь желание оправдать старую неправду новыми доказательствами. Если бы Самсон был уличен (связан) истиной, которую сам проповедует, он оказался бы лицемером. Не удалось Далиде и смешать в крепком союзе (сплести) мудрость Самсона с мудростью языческой, она лишь прибила семь его кос к изготовляемой ткани, т.е., насильно соединила несоединяемое.
Самсон в первых двух случаях говорит: «если свяжут меня». Таким образом, удостоверение факта несоответствия его слова и дела должно подтверждаться хотя бы при двух свидетелях. А Далида пыталась доказать это сама (связала). Для удостоверения истиности произошедшего не хватает объективности. «При словах двух или трех свидетелей состоится дело» (Вт 19:15).
Семь кос и семь тетив:
Число «семь» - символ принятия Божьих идей в сознание человека (седьмой день творения).
Слова Далиды: «вот ты трижды обманул меня»(15). Основное значение слова, переведенного как «обманывать», - насмехаться, что и использовано в некоторых переводах. Самсон действительно смеялся над усилиями язычников уловить его праведность. То же делал и Илья над языческими пророками, пытавшимися в своем учении, заведшем народ в беду (засуха), найти живительные силы (дождь) (ЗЦ 18:27).
Вина Самсона не в том, что он открыл главный «секрет» праведника: слово мудрости не должно быть отделено от руководящей сути человека головы, а в том, что он сам дал себя усыпить, зашел слишком далеко, уступая язычеству, потерял бдительность в распознавании опорных его представлений (колени Далиды) «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс.10:3).
В дальнейшем Самсон, разочаровавшись в возможностях просвещения (слепота), все же возненавидел неправду (отрасли волосы), а узнав изнутри питающую ее силу (молол в темнице), и, уточнив её через будущего мужа языческой веры (отрока-поводыря), разрушил главные опорные устои язычества (представленные двумя столбами). И тем самым принес более ощутимую пользу для истинного просвещения, чем служением ему до своей ошибки.
Комментарий