Покрывало Моисея
Возникают закономерные вопросы:
- Зачем при объяснении законов накладывать на свое лицо (внутренний мир) покрывало, что-то темнить? Наоборот, учитель старается максимально осветить изучаемый материал.
- На какие законы будет ориентировано Царство Небесное на земле: Христа или Моисея?
«Сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей» (2 Кор 3:7). Как может что-то преходящее и затухающее слепить глаза? Моисей, преподносит свою науку, как подготавливающую и предшествующую науке Христа, и апостол Павел говорит о преходящей ее роли. Восходящая слава Нового Завета не умещалась в их сознании «слепила глаза».
«Моисей полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (2 Кор 3:13). «Ибо не разумея праведности Божьей и усиливаясь поставить собственную праведность, они (израильтяне) не покорились праведности Божьей, потому что конец Закона Христос» (Рим 10:3-4). Закон, выполняя свою детоводную роль по отношению ко Христу (Гал 3:24), передавал человека на дальнейшее воспитание Христовой науке. Этой-то науке сопротивлялись («слепила глаза») Израильтяне, желая оставаться в рамках Закона, не осознавая его временной роли. И «доныне (а значит, с тех пор и до сегодня), когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу, это покрывало снимается» (2 Кор 3:15-16). Странно, как могло одно и то же покрывало лежать и на сердцах израильтян, и на лице Моисея? Предубедительное отношение к полной воле Бога (науке Христа), покрывало их сердца и вынуждало Моисея скрывать свет этой воли не до конца открывать им все знания своего внутреннего мира (лица). Моисей преподавал Старый Завет без покрывала (Исх 34: 33-35). И такая наука уже «слепила глаза» людям. Но ему было открыто большее наука Христа, перед которой меркла слава Старого Завета. И чтобы не обличать временную немощь людей, еще не усвоивших меньшего, Моисей «полагал покрывало» на вершину своих знаний «закрывал лицо» (П Кор 3:7-13), ограничиваясь преподаванием Старого Завета, не приступая к Завету Новому, где надо было любить не только ближнего, но и врага.
Главная сила Закона Моисея - десяти заповедей в обороне от греха: определить, чего нельзя делать, дабы нравственно уцелеть в условиях агрессивных соблазнов язычества. Сила учения Христа активное наступление на грех. Меняется и понятие «ближнего» - это уже не только одноплеменник, родственник, сосед (Лев 19:18), а и иноплеменник, иноверец, и даже - возможный враг (Лук 10:36).
Если в человеческом сознании живет любовь ко врагу (по сути, к заблудшему человеку), какая заповедь Моисея еще нужна для регламентации его жизни? Даже десять заповедей христианину нужны не ему лично, а чтобы уличить окружающую неправду, пока она есть, но в победившем Царствии Небесном (Второе пришествие Христа) её не будет. «Потому что праведные будут жить на земле, а вероломные истребятся с нее» (Прт.2:22), «Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне» (Отк 21:23).
Именно, предвидя это будущее, Моисей вынужден был скрывать временную суть своих законов, их подготовительную (только) роль для будущего счастья всех людей. Скрывать, чтобы духовные силы народа, которых тогда едва хватало на любовь к ближнему, полностью сосредоточились на этом предварительном этапе исполнения Божьей воли. Замысел Бога состоит в том, чтобы Его нравственному Закону сознательно покорились все народы. Для этого призывается сначала один, наиболее подготовленный Авраам, затем - его потомки. Последующие вожди Израильского народа, раздираемые собственными противоречиями, уже не могли выполнять этой роли. Фарисеи времен Христа считали единственной задачей - ограждение от язычества (исполнение заповедей Моисея). Это служило залогом их избранности, началом и концом «истинной» веры, для которой даже и не требуется заповеданного пророками прихода Мессии. Поэтому «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (сынах Израиля)» (2 Кор 3:15).
Христос же, утверждая незыблемость Закона, дает две заповеди, которых нет на каменных (казалось бы, основных) скрижалях. Это «возлюби Бога» (Мтф 22:37-39) и «возлюби ближнего » (Лев 19:18). Переход сознания от того, чего делать нельзя (символ этого - 10 заповедей) к осознанию того, что делать нужно, чтобы все люди стали равными и совершенными перед Богом (Мтф 5:48, Рим 3:29) открывает учение Христа. Признать это для фарисеев лишиться избранности, которая тешит эгоизм, а обрести избранность служения всем для большинства из них оказалось непосильно.
«Всякий, делающий правду, рожден от Него» и «он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 2:29) (1Ир 3:9). Не просто: не делающий грех праведен, а делающий правду.
Учение Христа требует наступления на зло и победу над ним во всем мире, как того хочет Бог. В нем на первое место выходят: делай добро, люби врага.
А образная картина создания мира, жестокость Бога при истреблении человечества потопом, его избранников - при завоевании земли обетованной и многие другие эпизоды Библии - это и есть покрывало, нераскрытый символизм которого пока лежит на всех народах (Ис 25:7), желающих узнать изначальную волю Бога. Именно из буквального восприятия текста Библии укрепилось предубеждение, что материальные вещи, особенно земля территория, могут быть «святыми», и владение ею залог благополучия. Забыто главное: что все мы дети единого Бога, и если кто-то наделён чем-то большим, то главным образом для того, чтобы служить меньшим.
Возникают закономерные вопросы:
- Зачем при объяснении законов накладывать на свое лицо (внутренний мир) покрывало, что-то темнить? Наоборот, учитель старается максимально осветить изучаемый материал.
- На какие законы будет ориентировано Царство Небесное на земле: Христа или Моисея?
«Сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей» (2 Кор 3:7). Как может что-то преходящее и затухающее слепить глаза? Моисей, преподносит свою науку, как подготавливающую и предшествующую науке Христа, и апостол Павел говорит о преходящей ее роли. Восходящая слава Нового Завета не умещалась в их сознании «слепила глаза».
«Моисей полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (2 Кор 3:13). «Ибо не разумея праведности Божьей и усиливаясь поставить собственную праведность, они (израильтяне) не покорились праведности Божьей, потому что конец Закона Христос» (Рим 10:3-4). Закон, выполняя свою детоводную роль по отношению ко Христу (Гал 3:24), передавал человека на дальнейшее воспитание Христовой науке. Этой-то науке сопротивлялись («слепила глаза») Израильтяне, желая оставаться в рамках Закона, не осознавая его временной роли. И «доныне (а значит, с тех пор и до сегодня), когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу, это покрывало снимается» (2 Кор 3:15-16). Странно, как могло одно и то же покрывало лежать и на сердцах израильтян, и на лице Моисея? Предубедительное отношение к полной воле Бога (науке Христа), покрывало их сердца и вынуждало Моисея скрывать свет этой воли не до конца открывать им все знания своего внутреннего мира (лица). Моисей преподавал Старый Завет без покрывала (Исх 34: 33-35). И такая наука уже «слепила глаза» людям. Но ему было открыто большее наука Христа, перед которой меркла слава Старого Завета. И чтобы не обличать временную немощь людей, еще не усвоивших меньшего, Моисей «полагал покрывало» на вершину своих знаний «закрывал лицо» (П Кор 3:7-13), ограничиваясь преподаванием Старого Завета, не приступая к Завету Новому, где надо было любить не только ближнего, но и врага.
Главная сила Закона Моисея - десяти заповедей в обороне от греха: определить, чего нельзя делать, дабы нравственно уцелеть в условиях агрессивных соблазнов язычества. Сила учения Христа активное наступление на грех. Меняется и понятие «ближнего» - это уже не только одноплеменник, родственник, сосед (Лев 19:18), а и иноплеменник, иноверец, и даже - возможный враг (Лук 10:36).
Если в человеческом сознании живет любовь ко врагу (по сути, к заблудшему человеку), какая заповедь Моисея еще нужна для регламентации его жизни? Даже десять заповедей христианину нужны не ему лично, а чтобы уличить окружающую неправду, пока она есть, но в победившем Царствии Небесном (Второе пришествие Христа) её не будет. «Потому что праведные будут жить на земле, а вероломные истребятся с нее» (Прт.2:22), «Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне» (Отк 21:23).
Именно, предвидя это будущее, Моисей вынужден был скрывать временную суть своих законов, их подготовительную (только) роль для будущего счастья всех людей. Скрывать, чтобы духовные силы народа, которых тогда едва хватало на любовь к ближнему, полностью сосредоточились на этом предварительном этапе исполнения Божьей воли. Замысел Бога состоит в том, чтобы Его нравственному Закону сознательно покорились все народы. Для этого призывается сначала один, наиболее подготовленный Авраам, затем - его потомки. Последующие вожди Израильского народа, раздираемые собственными противоречиями, уже не могли выполнять этой роли. Фарисеи времен Христа считали единственной задачей - ограждение от язычества (исполнение заповедей Моисея). Это служило залогом их избранности, началом и концом «истинной» веры, для которой даже и не требуется заповеданного пророками прихода Мессии. Поэтому «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (сынах Израиля)» (2 Кор 3:15).
Христос же, утверждая незыблемость Закона, дает две заповеди, которых нет на каменных (казалось бы, основных) скрижалях. Это «возлюби Бога» (Мтф 22:37-39) и «возлюби ближнего » (Лев 19:18). Переход сознания от того, чего делать нельзя (символ этого - 10 заповедей) к осознанию того, что делать нужно, чтобы все люди стали равными и совершенными перед Богом (Мтф 5:48, Рим 3:29) открывает учение Христа. Признать это для фарисеев лишиться избранности, которая тешит эгоизм, а обрести избранность служения всем для большинства из них оказалось непосильно.
«Всякий, делающий правду, рожден от Него» и «он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 2:29) (1Ир 3:9). Не просто: не делающий грех праведен, а делающий правду.
Учение Христа требует наступления на зло и победу над ним во всем мире, как того хочет Бог. В нем на первое место выходят: делай добро, люби врага.
А образная картина создания мира, жестокость Бога при истреблении человечества потопом, его избранников - при завоевании земли обетованной и многие другие эпизоды Библии - это и есть покрывало, нераскрытый символизм которого пока лежит на всех народах (Ис 25:7), желающих узнать изначальную волю Бога. Именно из буквального восприятия текста Библии укрепилось предубеждение, что материальные вещи, особенно земля территория, могут быть «святыми», и владение ею залог благополучия. Забыто главное: что все мы дети единого Бога, и если кто-то наделён чем-то большим, то главным образом для того, чтобы служить меньшим.
Комментарий