Решил для себя исследовать библейские места, где говорится о том, что простонародии именуют как "воскресение из мертвых". Исследование данное проводил в контексте понимания Христова Воскресения, о котором в Писании говорится:
"Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1Коринф.15:20).
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1Коринф.15:22,23).
"И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство" (Кол.1:18).
"и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею" (Откр.1:5)
Итак, в Библии встречается несколько свидетельств из Ветхого Завета о событии, которое в простонародье принято называть "воскресением из мертвых", и несколько свидетельств в Новом Завете.
В 3 Книге Царств рассказывается о том, как Божий пророк Илия "оживил" сына вдовы:
17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.
18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.
19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,
20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?
21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.
24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.
(3Цар.17:17-24)
В 4 Книге Царств также повествуется о воскресении умершего:
20 И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.
21 И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
(4Цар.13:20,21)
Далее идут свидетельства из Евангелий. Три евангелиста свидетельствуют о воскресении девицы Христом:
"сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним" (Матф.9:24).
"И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит" (Мар.5:39)
"Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит" (Лук.8:52)
А четвертый евангелист свидетельствует о воскресении Лазаря Христом:
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
(Иоан.11:11-14)
Далее у евангелиста Матфея есть свидетельство о воскресение многих усопших сразу же после Воскресения Христа:
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
(Матф.27:50-53)
Далее идут свидетельства из Деяний Апостолов. Так Апостол Петр воскресил Тавифу:
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
(Деян.9:36-42)
А также есть туманное свидетельство об Апостоле Павле, где описанно вроде как и об умершем юноше и в то же время сам Павел произносит, что душа его в нем, что можно истолковать двояко:
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
(Деян.20:9,10)
Ну и далее есть свидетельства о воскресении мертвых в аллегорической пророческой Книге Откровения, которые я опускаю только потому, что там описываются именно видения, а не буквальные воскресения.
Итак, мы имеем с одной стороны тексты, где прямо утверждается, что до Христа НИКТО не воскресал из мертвых, что Он Первенец из воскресших. А с другой стороны есть свидетельства о том, что были воскресения из мертвых и до Вооскресения Христа. На мой взгляд Сам Христос дает подсказку для разрешения этого вопроса. Он не случайно произносил, что умершие, которых Он приводил к жизни, СПАЛИ. Я склонен считать, что во всех "воскресениях" мертвых до Воскресения Христа имело место пробуждение от летаргических снов. Ведь раньше не всегда можно было установить точно, человек умер или погрузился в летаргический сон. Как утверждают медики, бывают случаи когда сердце спящего ударяется очень тихо и лишь 3-4 раза в минуту, так что не каждый способен установить точный диагноз, человек умер или еще жив. Потому в древности вполне могли хоронить как умерших еще живых. Они умирали уже в гробах. Потому о таких спящих можно было говорить как о фактически умерших. Для окружающих они были уже умершими. Именно таких Бог пробуждал от летаргического сна, и то было действительно воскресением. Ведь русский термин "воскресение" служит смысловым эквивалентом греческого термина "ἀνάστασις". В буквальном переводе "ἀνάστασις" может означать: поднятие с места, восстановление, вставание, выступление из какого-либо места, пробуждение от сна, выздоровление от лежачей болезни. Это в простонародье термин "воскресение" подразумевает более смысл возвращения души с того света земное тело, которое до этого лежало, не подавая признаков жизни. Во-многом такое понимание связано уже с ассоциацией Воскресения Христова. Но если мы хотим все же понять правильно значение этого термина, то мы должны увидеть, а при каких обстоятельствах использовали данный термин еще ДО Воскресения Христова? Это очень важно - правильно понять значение этого термина еще до того, как Воскрес Христос. Потому что все те воскресшие в своих смертных телах потом все равно умерли. Потому нельзя сравнивать эти два вида ВОСКРЕСЕНИЯ, тех людей и Христа. У тех людей речь шла именно о пробуждении ото сна. Подлинного опыта смерти они не имели еще. Они не дважды умершие, а лишь один раз умирали. Исключением являются лишь упомянутые евангелистом Матфеем воскресшие из усопших (Матф.27:50-53). Вот эти уже не умирали. Потому что они воскресли уже не в тех телах, в которых умерли, но в новых, преображенных, подобных тому телу, в котором Воскрес Христос и являлся многим. Характерно, что и о тех, воскресших после Воскресения Христа, говорится как о ЯВИВШИХСЯ многим. Я склонен усматривать особые свойства тех духовных тел, что они могли точно также внезапно появляться и исчезать, проходить сквозь закрытые двери, как это делал Христос по Воскресении. Они могли приобретать форму узнаваемости, так что их опознали видевшие как ранее умерших. Т.е., их узнавали. Христа же часто не узнавали в том теле, в котором Он являлся.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
(Лук.24:30,31)
То, как внезапно появляется и исчезает Христос в том теле, дает все основания считать, что воскрес Он именно в духовном теле, которое может приобретать различные виды и быть даже осязаемым. Нечто подобное мы встречаем и в Ветхом Завете, когда Ангел Господень являлся людям, так что и осязаем был, и пищу предложенную ел (Быт.18:1-8).
Если мы признаем, что есть разница между Воскресением Христа и воскресениями тех людей, которые воскресали до Его Воскресения, что это описание совершенно разных явлений, то возникает вопрос: а откуда появилось мнение, согласно которого Христос воскрес именно в земном теле, а не в духовном, которое может приобретать разные формы, в том числе и быть материально осязаемым? Не по инерции ли мышления, когда люди сразу вспоминают пробудившихся от летаргического сна "умерших" в своих земных телах, они автоматически делают вывод, что и Христос тогда должен был воскреснуть именно в Своем земном теле? Но Апостол прямо утверждает: "если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Коринф.5:16). Откуда уверенность, что Бог должен воскресить именно земное тело?
Чаще всего приводят данный текст из Писания: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим.8:11).
Но контекст текста ясно говорит, что речь идет не о мифическом воскресении распавшегося умершего земного тела когда-то завтра, но речь идет о сегодняшнем времени и именно об ОЖИВЛЕНИИ наших смертных тел. Павел убеждает уверовавших жить по духу и умерщвлять дела плоти, и показывает, что те, кто распяли свою плоть со страстями, не угождают более греху, но предают свое смертное тело на служение Богу уже сегодня, сейчас. Вот контекст текста:
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
(Рим.8:8-14)
Смысл фразы "ОЖИВИТ и ваши смертные тела" идентичный со следующим текстом из Писания:
27 Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ОЖИЛ дух Иакова, отца их,
28 и сказал Израиль: довольно [сего для меня], еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.
(Быт.45:27,28)
Иаков был живой физически, не умершим. Но он был подавлен, считая сына своего Иосифа погибшим. И тут узнает правду, что сын жив. Это ОЖИВИЛО дух его, он обрадовался, воспрял. Вот и в верующем христианине Дух Святой ОЖИВОТВОРЯЕТ человека настолько, что он более не живет как раб греха, но начинает жить по духу, начинает и телом своим прославлять Бога во всех делах своих. Ни о каком будущем воскресении смертного тела речь не идет.
А вот еще пример с Самсоном: "И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: "Источник взывающего", который в Лехе до сего дня." (Сд.15:19). Самосон здесь живой был физически. Просто изможденный от жажды, изнуренный, уставший. И после утоления жажды при содействии Божьего чуда о Самосоне написано так, будто он воскрес из мертвых: "возвратился дух его, и он ожил". Подобного рода поэтики в Писании очень много. Но многие ту образную и поэтическую речь толкуют буквально, порождая мифы.
А вот примеры той поэтики уже из Нового Завета:
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
(Лук.15:24)
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Лук.15:32)
Лука говорит о духовном пробуждении блудного сына как об ОЖИВЛЕНИИ.
Пока все. Если у кого есть желание написать что-то по теме, приглашаю присоединиться.
"Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1Коринф.15:20).
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1Коринф.15:22,23).
"И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство" (Кол.1:18).
"и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею" (Откр.1:5)
Итак, в Библии встречается несколько свидетельств из Ветхого Завета о событии, которое в простонародье принято называть "воскресением из мертвых", и несколько свидетельств в Новом Завете.
В 3 Книге Царств рассказывается о том, как Божий пророк Илия "оживил" сына вдовы:
17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.
18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.
19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,
20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?
21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.
24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.
(3Цар.17:17-24)
В 4 Книге Царств также повествуется о воскресении умершего:
20 И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.
21 И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
(4Цар.13:20,21)
Далее идут свидетельства из Евангелий. Три евангелиста свидетельствуют о воскресении девицы Христом:
"сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним" (Матф.9:24).
"И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит" (Мар.5:39)
"Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит" (Лук.8:52)
А четвертый евангелист свидетельствует о воскресении Лазаря Христом:
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
(Иоан.11:11-14)
Далее у евангелиста Матфея есть свидетельство о воскресение многих усопших сразу же после Воскресения Христа:
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
(Матф.27:50-53)
Далее идут свидетельства из Деяний Апостолов. Так Апостол Петр воскресил Тавифу:
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
(Деян.9:36-42)
А также есть туманное свидетельство об Апостоле Павле, где описанно вроде как и об умершем юноше и в то же время сам Павел произносит, что душа его в нем, что можно истолковать двояко:
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
(Деян.20:9,10)
Ну и далее есть свидетельства о воскресении мертвых в аллегорической пророческой Книге Откровения, которые я опускаю только потому, что там описываются именно видения, а не буквальные воскресения.
Итак, мы имеем с одной стороны тексты, где прямо утверждается, что до Христа НИКТО не воскресал из мертвых, что Он Первенец из воскресших. А с другой стороны есть свидетельства о том, что были воскресения из мертвых и до Вооскресения Христа. На мой взгляд Сам Христос дает подсказку для разрешения этого вопроса. Он не случайно произносил, что умершие, которых Он приводил к жизни, СПАЛИ. Я склонен считать, что во всех "воскресениях" мертвых до Воскресения Христа имело место пробуждение от летаргических снов. Ведь раньше не всегда можно было установить точно, человек умер или погрузился в летаргический сон. Как утверждают медики, бывают случаи когда сердце спящего ударяется очень тихо и лишь 3-4 раза в минуту, так что не каждый способен установить точный диагноз, человек умер или еще жив. Потому в древности вполне могли хоронить как умерших еще живых. Они умирали уже в гробах. Потому о таких спящих можно было говорить как о фактически умерших. Для окружающих они были уже умершими. Именно таких Бог пробуждал от летаргического сна, и то было действительно воскресением. Ведь русский термин "воскресение" служит смысловым эквивалентом греческого термина "ἀνάστασις". В буквальном переводе "ἀνάστασις" может означать: поднятие с места, восстановление, вставание, выступление из какого-либо места, пробуждение от сна, выздоровление от лежачей болезни. Это в простонародье термин "воскресение" подразумевает более смысл возвращения души с того света земное тело, которое до этого лежало, не подавая признаков жизни. Во-многом такое понимание связано уже с ассоциацией Воскресения Христова. Но если мы хотим все же понять правильно значение этого термина, то мы должны увидеть, а при каких обстоятельствах использовали данный термин еще ДО Воскресения Христова? Это очень важно - правильно понять значение этого термина еще до того, как Воскрес Христос. Потому что все те воскресшие в своих смертных телах потом все равно умерли. Потому нельзя сравнивать эти два вида ВОСКРЕСЕНИЯ, тех людей и Христа. У тех людей речь шла именно о пробуждении ото сна. Подлинного опыта смерти они не имели еще. Они не дважды умершие, а лишь один раз умирали. Исключением являются лишь упомянутые евангелистом Матфеем воскресшие из усопших (Матф.27:50-53). Вот эти уже не умирали. Потому что они воскресли уже не в тех телах, в которых умерли, но в новых, преображенных, подобных тому телу, в котором Воскрес Христос и являлся многим. Характерно, что и о тех, воскресших после Воскресения Христа, говорится как о ЯВИВШИХСЯ многим. Я склонен усматривать особые свойства тех духовных тел, что они могли точно также внезапно появляться и исчезать, проходить сквозь закрытые двери, как это делал Христос по Воскресении. Они могли приобретать форму узнаваемости, так что их опознали видевшие как ранее умерших. Т.е., их узнавали. Христа же часто не узнавали в том теле, в котором Он являлся.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
(Лук.24:30,31)
То, как внезапно появляется и исчезает Христос в том теле, дает все основания считать, что воскрес Он именно в духовном теле, которое может приобретать различные виды и быть даже осязаемым. Нечто подобное мы встречаем и в Ветхом Завете, когда Ангел Господень являлся людям, так что и осязаем был, и пищу предложенную ел (Быт.18:1-8).
Если мы признаем, что есть разница между Воскресением Христа и воскресениями тех людей, которые воскресали до Его Воскресения, что это описание совершенно разных явлений, то возникает вопрос: а откуда появилось мнение, согласно которого Христос воскрес именно в земном теле, а не в духовном, которое может приобретать разные формы, в том числе и быть материально осязаемым? Не по инерции ли мышления, когда люди сразу вспоминают пробудившихся от летаргического сна "умерших" в своих земных телах, они автоматически делают вывод, что и Христос тогда должен был воскреснуть именно в Своем земном теле? Но Апостол прямо утверждает: "если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Коринф.5:16). Откуда уверенность, что Бог должен воскресить именно земное тело?
Чаще всего приводят данный текст из Писания: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим.8:11).
Но контекст текста ясно говорит, что речь идет не о мифическом воскресении распавшегося умершего земного тела когда-то завтра, но речь идет о сегодняшнем времени и именно об ОЖИВЛЕНИИ наших смертных тел. Павел убеждает уверовавших жить по духу и умерщвлять дела плоти, и показывает, что те, кто распяли свою плоть со страстями, не угождают более греху, но предают свое смертное тело на служение Богу уже сегодня, сейчас. Вот контекст текста:
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
(Рим.8:8-14)
Смысл фразы "ОЖИВИТ и ваши смертные тела" идентичный со следующим текстом из Писания:
27 Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ОЖИЛ дух Иакова, отца их,
28 и сказал Израиль: довольно [сего для меня], еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.
(Быт.45:27,28)
Иаков был живой физически, не умершим. Но он был подавлен, считая сына своего Иосифа погибшим. И тут узнает правду, что сын жив. Это ОЖИВИЛО дух его, он обрадовался, воспрял. Вот и в верующем христианине Дух Святой ОЖИВОТВОРЯЕТ человека настолько, что он более не живет как раб греха, но начинает жить по духу, начинает и телом своим прославлять Бога во всех делах своих. Ни о каком будущем воскресении смертного тела речь не идет.
А вот еще пример с Самсоном: "И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: "Источник взывающего", который в Лехе до сего дня." (Сд.15:19). Самосон здесь живой был физически. Просто изможденный от жажды, изнуренный, уставший. И после утоления жажды при содействии Божьего чуда о Самосоне написано так, будто он воскрес из мертвых: "возвратился дух его, и он ожил". Подобного рода поэтики в Писании очень много. Но многие ту образную и поэтическую речь толкуют буквально, порождая мифы.
А вот примеры той поэтики уже из Нового Завета:
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
(Лук.15:24)
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Лук.15:32)
Лука говорит о духовном пробуждении блудного сына как об ОЖИВЛЕНИИ.
Пока все. Если у кого есть желание написать что-то по теме, приглашаю присоединиться.
Комментарий