Часто слышатся призывы: "Давайте вернемся к раннему христианству, когда не было конфессий, и все было понятно, не то, что сейчас". Это очень популярный миф, который многие воспринимают как аксиому. Давайте рассмотрим, насколько тогда все было понятно, и не было конфессий.
"В своем обобщающем труде «Источник знания» Иоанн Дамаскин перечислил несколько десятков течений (большей частью гностических), которые справедливо относить к сектам раннего христианства (С. р. х.), а именно: симониан (гностическая секта 1-3 вв. сторонников Симона-волхва, о котором упоминает новозаветная кн. Деяний апостолов (8:9-24) и который провозгласил себя земным воплощением «бога сверхнебесного», а свою любовницу Елену эпинойей, т. е. воплощением творческой мысли божества); менандриан; сатурниллиан (основатель секты сирийский гностик Сатурнин исповедовал онтологический дуализм, т. е. веру в двух доброго и злого богов, христологический докетизм, т. е. веру в призрачность земного тела Иисуса Христа, и крайний эсхатологический аскетизм в Антиохии после 125); сирийский гностицизм Василида (2 в.); николаитов, допускавших вкушение идоложертвенной пищи.
Секта названа по имени одного из семи первых диаконов иерусалимской общины Николая Антиохийца, о котором имеются упоминания в кн. Деяний 6:5; карпократиан (гностическая секта перв. пол. 2 в., основатель которой, Карпократ Александрийский, полагая, что мир создан низшими звездными духами, требовал от своих сторонников презрительного отношения ко всему земному. Он проповедовал половую распущенность, только пройдя через которую «пневматик» познает греховность материи на практике, сможет ее преодолеть и обрести свободу от скверны); киринфиан-миринфиан (последователей адопционистского, учения неких иудеохристиан братьев Киринфа и Миринфа, требовавших соблюдать обряд обрезания и считавших, что мир создан ангелами и что Иисус Назарянин усыновленный Богом человек); назареев (иудаистическая секта 1-6 вв., строго следовавшая ветхозаветным законам. Некоторые исследователи отождествляют их с ессеями 2 в. до н.э. 1 в. н. э.); евионеев (эбионитов, близких к назорейству и ессейству палестинских и сирийских иудеохристиан кон. 2-5 вв., исполнявших иудейские предписания обрезания, шаббата празднования субботы и кашрута пищевых запретов. Название происходит, вероятно, от евр. «эбйоним» «бедные».
Они отвергали миссионерскую доктрину апостола Павла, из книг Нового Завета признавали только Евангелие от Матфея и Откровение Св. Иоанна Богослова); гностиков-валентиниан (перв. пол. 2 в.), гностиков-секундиан, птолемеев-валентини- ан; офитов (почитавших в образе змеи, один из высших эонов гностической теокосмической иерархии Софию-Премудрость. Ипполит Римский, излагая вероучение иудейской секты наасенов, евр. «нахаш» «змей», вероятнее всего, имел в виду офитов); архонтиков (поклонявшихся теокосмической иерархии духов-архонтов и отрицавших эсхатологическую веру в воскресение плоти); маркионитов (последователей римского гностика 2 в. Маркиона, отрицавшего Ветхий Завет, принимавшего Евангелие от Луки и доктрину апостола Павла, но с дуалистическим и докетическим уклоном.
Согласно учению Маркиона, существуют два бога: бог Ветхого Завета, справедливый, жестокий, суровый и бог Нового Завета, благой и милующий. Ветхозаветные чудеса это эпифании, т. е. проявления, не богов, а соперничающего с ними творца материального мира Демиурга, пославшего затем в мир духа-спасителя, казавшегося человеком Иисусом из Назарета) и лукианистов (близких по вероучению к маркионитам); татиан (последователей ученика Иустина Философа Татиана, ок. 120-185, который в конце жизни уклонился в докетизм и создал свое гностическое учение); энкратитов («воздержников» Юлия Кассиана, соблюдавших особо строгую аскетическую дисциплину, посты, целибат. Евхаристию они совершали на воде, т. к. употребление вина было запрещено.
Мельхиседекиан (гностическая секта 2 в., основана была Феодотом Менялой, который утверждал, что ветхозаветный Мельхиседек, благословивший праотца Авраама первое воплощение Бога на земле); сирийский гностицизм Вардесана (Бар-Дайшана; 154-225); оригенистов (учеников Оригена Александрийского), аконитов (манихеев 3 в.) и т. д. Исходя из вышеизложенного, С. р. х. возможно классифицировать по критерию источников происхождения на иудаистические, евангелические, синкретические (гностические и языческие, восходящие к пифагореизму, неоплатонизму, стоицизму, эпикурейству и т. д.), а по критерию выбора методов познания на мистические (согласно их взглядам, истина открывается в экстатических видениях) и рационалистические (истина познается разумом) течения.
К иудаистическим С. р. х. принято относить, напр.: иоаанитов последователей Иоанна Крестителя, не примкнувших к апостольской общине 1 в. н. э., Палестина); имеробаптистов (евр. товлей шахарит окунающиеся на заре, утренние купальщики, 1 в. до н. э. 3 в. н. э.); гипсистариев (1-4 вв., Босфор и Малая Азия. Они поклонялись Богу под именем Всевышнего-Вседержителя, греч. Теос Гипсистос Пантократор, отсюда название секты); досифеан, симониан, менандриан почитателей конкурировавших между собой самаритянских Мессий 1-2 вв.; назарян, (назореев), эбионитов и др. Иохаанитов и имеробаптистов историки древней церкви часто взаимоотождествляют, поскольку, вероятно, и те и другие ежедневно с утра осуществляли ритуальные омовения, чтобы обезопасить себя от случайного произнесения имени Бога в состоянии ритуальной нечистоты. Кроме того, их вместе, не различая, тесно сближают или даже отождествляют с ессеями, равно как и иудейские секты «банаим» (самоназвание от евр. бана строить или же греч. баланейон купальня, 2 в.), члены которой были особенно педантичны в вопросах ритуальной чистоты, и «магария» (араб. люди пещер, от евр. меара пещера, 1 в. до н. э. 1 в. н. э.) братство ученых отшельников, прятавших свои библиотеки в пещерах".
СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
К какому из этих видов раннего христианства вы бы хотели вернуться?
"В своем обобщающем труде «Источник знания» Иоанн Дамаскин перечислил несколько десятков течений (большей частью гностических), которые справедливо относить к сектам раннего христианства (С. р. х.), а именно: симониан (гностическая секта 1-3 вв. сторонников Симона-волхва, о котором упоминает новозаветная кн. Деяний апостолов (8:9-24) и который провозгласил себя земным воплощением «бога сверхнебесного», а свою любовницу Елену эпинойей, т. е. воплощением творческой мысли божества); менандриан; сатурниллиан (основатель секты сирийский гностик Сатурнин исповедовал онтологический дуализм, т. е. веру в двух доброго и злого богов, христологический докетизм, т. е. веру в призрачность земного тела Иисуса Христа, и крайний эсхатологический аскетизм в Антиохии после 125); сирийский гностицизм Василида (2 в.); николаитов, допускавших вкушение идоложертвенной пищи.
Секта названа по имени одного из семи первых диаконов иерусалимской общины Николая Антиохийца, о котором имеются упоминания в кн. Деяний 6:5; карпократиан (гностическая секта перв. пол. 2 в., основатель которой, Карпократ Александрийский, полагая, что мир создан низшими звездными духами, требовал от своих сторонников презрительного отношения ко всему земному. Он проповедовал половую распущенность, только пройдя через которую «пневматик» познает греховность материи на практике, сможет ее преодолеть и обрести свободу от скверны); киринфиан-миринфиан (последователей адопционистского, учения неких иудеохристиан братьев Киринфа и Миринфа, требовавших соблюдать обряд обрезания и считавших, что мир создан ангелами и что Иисус Назарянин усыновленный Богом человек); назареев (иудаистическая секта 1-6 вв., строго следовавшая ветхозаветным законам. Некоторые исследователи отождествляют их с ессеями 2 в. до н.э. 1 в. н. э.); евионеев (эбионитов, близких к назорейству и ессейству палестинских и сирийских иудеохристиан кон. 2-5 вв., исполнявших иудейские предписания обрезания, шаббата празднования субботы и кашрута пищевых запретов. Название происходит, вероятно, от евр. «эбйоним» «бедные».
Они отвергали миссионерскую доктрину апостола Павла, из книг Нового Завета признавали только Евангелие от Матфея и Откровение Св. Иоанна Богослова); гностиков-валентиниан (перв. пол. 2 в.), гностиков-секундиан, птолемеев-валентини- ан; офитов (почитавших в образе змеи, один из высших эонов гностической теокосмической иерархии Софию-Премудрость. Ипполит Римский, излагая вероучение иудейской секты наасенов, евр. «нахаш» «змей», вероятнее всего, имел в виду офитов); архонтиков (поклонявшихся теокосмической иерархии духов-архонтов и отрицавших эсхатологическую веру в воскресение плоти); маркионитов (последователей римского гностика 2 в. Маркиона, отрицавшего Ветхий Завет, принимавшего Евангелие от Луки и доктрину апостола Павла, но с дуалистическим и докетическим уклоном.
Согласно учению Маркиона, существуют два бога: бог Ветхого Завета, справедливый, жестокий, суровый и бог Нового Завета, благой и милующий. Ветхозаветные чудеса это эпифании, т. е. проявления, не богов, а соперничающего с ними творца материального мира Демиурга, пославшего затем в мир духа-спасителя, казавшегося человеком Иисусом из Назарета) и лукианистов (близких по вероучению к маркионитам); татиан (последователей ученика Иустина Философа Татиана, ок. 120-185, который в конце жизни уклонился в докетизм и создал свое гностическое учение); энкратитов («воздержников» Юлия Кассиана, соблюдавших особо строгую аскетическую дисциплину, посты, целибат. Евхаристию они совершали на воде, т. к. употребление вина было запрещено.
Мельхиседекиан (гностическая секта 2 в., основана была Феодотом Менялой, который утверждал, что ветхозаветный Мельхиседек, благословивший праотца Авраама первое воплощение Бога на земле); сирийский гностицизм Вардесана (Бар-Дайшана; 154-225); оригенистов (учеников Оригена Александрийского), аконитов (манихеев 3 в.) и т. д. Исходя из вышеизложенного, С. р. х. возможно классифицировать по критерию источников происхождения на иудаистические, евангелические, синкретические (гностические и языческие, восходящие к пифагореизму, неоплатонизму, стоицизму, эпикурейству и т. д.), а по критерию выбора методов познания на мистические (согласно их взглядам, истина открывается в экстатических видениях) и рационалистические (истина познается разумом) течения.
К иудаистическим С. р. х. принято относить, напр.: иоаанитов последователей Иоанна Крестителя, не примкнувших к апостольской общине 1 в. н. э., Палестина); имеробаптистов (евр. товлей шахарит окунающиеся на заре, утренние купальщики, 1 в. до н. э. 3 в. н. э.); гипсистариев (1-4 вв., Босфор и Малая Азия. Они поклонялись Богу под именем Всевышнего-Вседержителя, греч. Теос Гипсистос Пантократор, отсюда название секты); досифеан, симониан, менандриан почитателей конкурировавших между собой самаритянских Мессий 1-2 вв.; назарян, (назореев), эбионитов и др. Иохаанитов и имеробаптистов историки древней церкви часто взаимоотождествляют, поскольку, вероятно, и те и другие ежедневно с утра осуществляли ритуальные омовения, чтобы обезопасить себя от случайного произнесения имени Бога в состоянии ритуальной нечистоты. Кроме того, их вместе, не различая, тесно сближают или даже отождествляют с ессеями, равно как и иудейские секты «банаим» (самоназвание от евр. бана строить или же греч. баланейон купальня, 2 в.), члены которой были особенно педантичны в вопросах ритуальной чистоты, и «магария» (араб. люди пещер, от евр. меара пещера, 1 в. до н. э. 1 в. н. э.) братство ученых отшельников, прятавших свои библиотеки в пещерах".
СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
К какому из этих видов раннего христианства вы бы хотели вернуться?
Комментарий