Попытаюсь изложить некоторые соображения относительно вопроса о покрытии (не покрытии) головы женщиной. Заранее предупреждаю (и прошу прощения), что ввиду некоторых особенностей рассматриваемого вопроса и, связанной с этим, необходимостью проведения определенного анализа текста Писания, сообщение может получиться довольно пространным и не совсем удобочитаемым (понадобится терпение).
Тем не менее, прежде всего, напомню, что для учения Христа (учения Апостолов) характерна простота (2Кор11:3). По замыслу Господа это учение составлено так, чтобы понять его могли не только мудрые и разумные, но и нищие, больные, хромые и т.д. (1Кор.1:23), то есть, люди ограниченные с мирской точки зрения.
Далее, учитывая места, типа тех, где говорится, что «все Писание богодухновенно», «сын мой, словам моим внимай», «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря (говорится о Писании, т.е Библии). А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела» (Еккл.12:11,12), можно положиться на текст Библии, как на непоколебимую твердыню, не требующую каких-либо дополнений.
Если мы хотим установить, насколько точно продавец взвесил проданный нам товар, нужны контрольные, то есть, по возможности, максимально точные весы. Идеальный вариант, если весы абсолютно точные.
Для оценки истинности тех или иных толкований Библии невозможно найти более точный инструмент, чем сама Библия.
Далее. Христос однажды показал способ проверки истинности того или иного библейского понимания. Смотри Мф.22:41-46. То есть (в приведенном отрывке), если написано, что Он Господь, то, однозначно, не сын Давида (следовательно, исходное утверждение ложно). И для чтущих Писание евреев все было понятно.
Таким образом, можно считать с абсолютной достоверностью, что самым верным способом анализа Писания является использование для этого различных мест самого Писания. Доказательством неправильности каждого конкретного толкования (заявления) является наличие в Писании мест с явно противоречивым смыслом. Например, заявлению «Бог ненавидит людей и потому отправляет их на муки в ад» противоречит множество мест типа «ибо так возлюбил Бог мир», «не хочу смерти грешника», что доказывает ложность исходного понимания. Другие подходы в вопросе правильного понимания Истины (ссылки на авторитетность толкователей, «мне так кажется» и т.п.) являются не приемлемыми и способны впоследствии ввести нас в заблуждение. Только Его Слово!!!
Итак, попытаемся с использованием приведенного выше подхода ответить на следующие вопросы:
- зависит ли выполнение Божьего требования о покрывании женой головы во время молитвы и пророчества от культурно-исторических особенностей места ее проживания?
- обязательно ли для выполнения данного Божьего требования покрывать голову (чем-то) или достаточно длинных (распущенных) женских волос?
Рассмотрим место в Писании 1Кор, 11гл.
Стих 5: И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
Для сравнения можно взять другое место «всякий верующий, что Иисус есть Христос от Бога рожден» (слово «всякий» в греческом оригинале в обоих местах одно и тоже (pasa - женского рода, paz - мужск. рода) и переводится, как каждый, разный, любой. То есть, всякий верующий (любой верующий), что Иисус есть Христос, независимо от пола, национальности, социального происхождения, наличия тех или иных профессиональных заболеваний, места и времени рождения и проживания, с более длинными или короткими волосами головы и ногтями, вне зависимости от формы головы, размера ушей и цвета глаз, от Бога рожден.
Следовательно, слово «всякая» в 5 стихе (1Кор,11гл) указывает на полную независимость от культурно-исторических особенностей. Текст можно читать: - «всякая женщина (еврейка, русская, нигерийка, татарка, японка и т.д.) не зависимо от времени и места ее проживания, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову». То есть, делает что-то такое, что для нее плохо. Связка этого момента в контексте отрывка Писания с понятием «славы Божьей» делает его еще более неизменным во времени.
Кроме того, в Рим.12:1,2 говориться: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Отсюда мы выносим для себя понимание, что для познания воли Божьей (и последующего ее выполнения, что является одним из условий входа в Царство Божье), необходимо представить свое тело в жертву (для разумного служения), независимо от привычек окружающего нас общества.В противном случае, наше служение может быть неразумным. Думаю всем понятно, кому нужно, чтобы наше служение было ущербным.
Вывод: Из Писания видно, что выполнение Божьего требования о покрывании женой головы во время молитвы и пророчестване зависит от культурно-исторических особенностей места ее проживания.
Стих 6: Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
В приведенном отрывке (с 5 по 16 стихи) упоминается о трех типах состояния растительного покрова головы:
- обритая (совсем нет волос);
- острижена (короткие волосы);
- растит волосы (длинные волосы)
Для того, чтобы длинные волосы сделать короткими жена стрижется. Чтобы совсем избавиться от волос она должна обриться. Поэтому, фрагмент текста (6 стих) можно перефразировать без изменения смысла следующим образом: «Ибо если жена, имеющая длинные волосы, не хочет покрываться, то пусть и стрижется» (то есть, сделает себе короткие волосы, но не обритые), а если жене, имеющей длинные волосы (иначе, что ей стричь?) стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Следовательно, в 6 стихе Господь обращается к женщине, имеющей длинные волосы, с требованием покрываться. Утверждение, что длинные, пусть даже распущенные, могут являться угодным Господу покрытием женской головы, противоречит Писанию.
Кроме того, в тексте говориться о знаке, именно на голове (стих 10: Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов).
Если предполагать, что длинные распущенные волосы являются угодным Богу покрытием ее головы в указанных выше ситуациях, то знак будет не на голове, а на плечах, спине и т.д. Наличие остриженных волос (что тоже может являться знаком на голове), противоречит 6 стиху.
Словосочетание «с открытою головою» указывает, скорее всего, именно на то, что в данном случае на голове нет никакого предмета, не являющегося частью тела (то есть, речь одет не о волосах).
Вывод: Во время молитвы и пророчества женщины Господь требует покрытия ее головы с использованием чего-то иного, чем ее волосы (независимо от их длины и распущенности). Приведенная по тексту 1Кор.11гл. ссылка на связь с «природой» (стихи 14,15)лишь подчеркивает эту необходимость.
С уважением, Володя.
Тем не менее, прежде всего, напомню, что для учения Христа (учения Апостолов) характерна простота (2Кор11:3). По замыслу Господа это учение составлено так, чтобы понять его могли не только мудрые и разумные, но и нищие, больные, хромые и т.д. (1Кор.1:23), то есть, люди ограниченные с мирской точки зрения.
Далее, учитывая места, типа тех, где говорится, что «все Писание богодухновенно», «сын мой, словам моим внимай», «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря (говорится о Писании, т.е Библии). А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела» (Еккл.12:11,12), можно положиться на текст Библии, как на непоколебимую твердыню, не требующую каких-либо дополнений.
Если мы хотим установить, насколько точно продавец взвесил проданный нам товар, нужны контрольные, то есть, по возможности, максимально точные весы. Идеальный вариант, если весы абсолютно точные.
Для оценки истинности тех или иных толкований Библии невозможно найти более точный инструмент, чем сама Библия.
Далее. Христос однажды показал способ проверки истинности того или иного библейского понимания. Смотри Мф.22:41-46. То есть (в приведенном отрывке), если написано, что Он Господь, то, однозначно, не сын Давида (следовательно, исходное утверждение ложно). И для чтущих Писание евреев все было понятно.
Таким образом, можно считать с абсолютной достоверностью, что самым верным способом анализа Писания является использование для этого различных мест самого Писания. Доказательством неправильности каждого конкретного толкования (заявления) является наличие в Писании мест с явно противоречивым смыслом. Например, заявлению «Бог ненавидит людей и потому отправляет их на муки в ад» противоречит множество мест типа «ибо так возлюбил Бог мир», «не хочу смерти грешника», что доказывает ложность исходного понимания. Другие подходы в вопросе правильного понимания Истины (ссылки на авторитетность толкователей, «мне так кажется» и т.п.) являются не приемлемыми и способны впоследствии ввести нас в заблуждение. Только Его Слово!!!
Итак, попытаемся с использованием приведенного выше подхода ответить на следующие вопросы:
- зависит ли выполнение Божьего требования о покрывании женой головы во время молитвы и пророчества от культурно-исторических особенностей места ее проживания?
- обязательно ли для выполнения данного Божьего требования покрывать голову (чем-то) или достаточно длинных (распущенных) женских волос?
Рассмотрим место в Писании 1Кор, 11гл.
Стих 5: И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
Для сравнения можно взять другое место «всякий верующий, что Иисус есть Христос от Бога рожден» (слово «всякий» в греческом оригинале в обоих местах одно и тоже (pasa - женского рода, paz - мужск. рода) и переводится, как каждый, разный, любой. То есть, всякий верующий (любой верующий), что Иисус есть Христос, независимо от пола, национальности, социального происхождения, наличия тех или иных профессиональных заболеваний, места и времени рождения и проживания, с более длинными или короткими волосами головы и ногтями, вне зависимости от формы головы, размера ушей и цвета глаз, от Бога рожден.
Следовательно, слово «всякая» в 5 стихе (1Кор,11гл) указывает на полную независимость от культурно-исторических особенностей. Текст можно читать: - «всякая женщина (еврейка, русская, нигерийка, татарка, японка и т.д.) не зависимо от времени и места ее проживания, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову». То есть, делает что-то такое, что для нее плохо. Связка этого момента в контексте отрывка Писания с понятием «славы Божьей» делает его еще более неизменным во времени.
Кроме того, в Рим.12:1,2 говориться: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Отсюда мы выносим для себя понимание, что для познания воли Божьей (и последующего ее выполнения, что является одним из условий входа в Царство Божье), необходимо представить свое тело в жертву (для разумного служения), независимо от привычек окружающего нас общества.В противном случае, наше служение может быть неразумным. Думаю всем понятно, кому нужно, чтобы наше служение было ущербным.
Вывод: Из Писания видно, что выполнение Божьего требования о покрывании женой головы во время молитвы и пророчестване зависит от культурно-исторических особенностей места ее проживания.
Стих 6: Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
В приведенном отрывке (с 5 по 16 стихи) упоминается о трех типах состояния растительного покрова головы:
- обритая (совсем нет волос);
- острижена (короткие волосы);
- растит волосы (длинные волосы)
Для того, чтобы длинные волосы сделать короткими жена стрижется. Чтобы совсем избавиться от волос она должна обриться. Поэтому, фрагмент текста (6 стих) можно перефразировать без изменения смысла следующим образом: «Ибо если жена, имеющая длинные волосы, не хочет покрываться, то пусть и стрижется» (то есть, сделает себе короткие волосы, но не обритые), а если жене, имеющей длинные волосы (иначе, что ей стричь?) стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Следовательно, в 6 стихе Господь обращается к женщине, имеющей длинные волосы, с требованием покрываться. Утверждение, что длинные, пусть даже распущенные, могут являться угодным Господу покрытием женской головы, противоречит Писанию.
Кроме того, в тексте говориться о знаке, именно на голове (стих 10: Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов).
Если предполагать, что длинные распущенные волосы являются угодным Богу покрытием ее головы в указанных выше ситуациях, то знак будет не на голове, а на плечах, спине и т.д. Наличие остриженных волос (что тоже может являться знаком на голове), противоречит 6 стиху.
Словосочетание «с открытою головою» указывает, скорее всего, именно на то, что в данном случае на голове нет никакого предмета, не являющегося частью тела (то есть, речь одет не о волосах).
Вывод: Во время молитвы и пророчества женщины Господь требует покрытия ее головы с использованием чего-то иного, чем ее волосы (независимо от их длины и распущенности). Приведенная по тексту 1Кор.11гл. ссылка на связь с «природой» (стихи 14,15)лишь подчеркивает эту необходимость.
С уважением, Володя.
Комментарий