Вопрос: Правда ли, что в ВЗ дан однозначный запрет делать какие-либо изображения?
Ответ: Нет. Как можно видеть из многих других мест ВЗ - этот запрет имел целию единственно оградить людей от идолослужения, т.е. поклонения иным богам.
Вопрос: Стало быть было допустимо делать изображения и поклоняться истинному Богу?
Ответ: Не совсем так. Хотя образ Бога был допустим, каковым являлся рукотворный Ковчег откровения
Поднимают Ковчег в путь, Моисей говорит - "Востань, Господи"; останавливается Ковчег, говорит - "Возвратись, Господи" (Чис.10,35-36). Когда Мелхора упрекает Давида, что он скачет и пляшет пред Ковчегом (2 Цар.6,11-16), святой Давид говорит - "пред Господом играть и плясать буду".
Но образ Невидимого Бога не был тогда еще явлен людям, и потому всяческие попытки человеков (своими силами) создать подобный образ были кощунственными. Примером может служить золотой телец, сделанный Аароном. Не случайно говорил Господь: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь...", впрочем объясняет и причину: "...дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира" (Второз.,4). О благочестивом же отношении свидетельствуют другие места ВЗ: "верно мы умрем, ибо видели мы Бога."(Книга Судей Израилевых,13,22). Тем поразительнее милость Божия явленная людям.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.(Ин.,1,14)
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?(Ин.,14,9)
Вопрос: Стало быть в новозаветные времена допустимо изображать Бога?
Ответ: Только человеческая способности понимать Писание не дает однозначного ответа на этот вопрос. Равно как и на многие другие (напр. о соблюдении Субботы). Но так как:
1. иконопочитание известно с древнейших времен христианства
2. мы веруем в Господа милосердного, желающего нам спасения и не оставляющего верных чад своих
можно сделать вывод, что если бы иконопочитание не было угодно Богу - Он бы каким-либо образом явил свою волю христианам. А многие известные нам явления силы Божией свидетельствуют о богоугодности иконопочитания.
Вопрос: Но если даже это так, то что делать, если немощная совесть упрекает нас? Если возникают сомнения в правомочности этого?
Ответ: Образец того как надо поступать в таких случаях дан нам в НЗ.
Верные христиане должны собраться, и помолившись, рассмотреть проблему с точки зрения церковного опыта и его соответствия Писанию, и Дух Святой наставит их на всякую правду.
Вопрос: А если человек не подчинится вынесенному решению?
Ответ: Тот кто противится Церкви и Духу Святому, как отлучивший себя от Бога, отлучается от церковного общения до покаяния.
Ответ: Нет. Как можно видеть из многих других мест ВЗ - этот запрет имел целию единственно оградить людей от идолослужения, т.е. поклонения иным богам.
Вопрос: Стало быть было допустимо делать изображения и поклоняться истинному Богу?
Ответ: Не совсем так. Хотя образ Бога был допустим, каковым являлся рукотворный Ковчег откровения
Поднимают Ковчег в путь, Моисей говорит - "Востань, Господи"; останавливается Ковчег, говорит - "Возвратись, Господи" (Чис.10,35-36). Когда Мелхора упрекает Давида, что он скачет и пляшет пред Ковчегом (2 Цар.6,11-16), святой Давид говорит - "пред Господом играть и плясать буду".
Но образ Невидимого Бога не был тогда еще явлен людям, и потому всяческие попытки человеков (своими силами) создать подобный образ были кощунственными. Примером может служить золотой телец, сделанный Аароном. Не случайно говорил Господь: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь...", впрочем объясняет и причину: "...дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира" (Второз.,4). О благочестивом же отношении свидетельствуют другие места ВЗ: "верно мы умрем, ибо видели мы Бога."(Книга Судей Израилевых,13,22). Тем поразительнее милость Божия явленная людям.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.(Ин.,1,14)
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?(Ин.,14,9)
Вопрос: Стало быть в новозаветные времена допустимо изображать Бога?
Ответ: Только человеческая способности понимать Писание не дает однозначного ответа на этот вопрос. Равно как и на многие другие (напр. о соблюдении Субботы). Но так как:
1. иконопочитание известно с древнейших времен христианства
2. мы веруем в Господа милосердного, желающего нам спасения и не оставляющего верных чад своих
можно сделать вывод, что если бы иконопочитание не было угодно Богу - Он бы каким-либо образом явил свою волю христианам. А многие известные нам явления силы Божией свидетельствуют о богоугодности иконопочитания.
Вопрос: Но если даже это так, то что делать, если немощная совесть упрекает нас? Если возникают сомнения в правомочности этого?
Ответ: Образец того как надо поступать в таких случаях дан нам в НЗ.
Верные христиане должны собраться, и помолившись, рассмотреть проблему с точки зрения церковного опыта и его соответствия Писанию, и Дух Святой наставит их на всякую правду.
Вопрос: А если человек не подчинится вынесенному решению?
Ответ: Тот кто противится Церкви и Духу Святому, как отлучивший себя от Бога, отлучается от церковного общения до покаяния.
Комментарий