Диалог об иконопочитании

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • test
    Ветеран

    • 15 December 2003
    • 4658

    #1

    Диалог об иконопочитании

    Вопрос: Правда ли, что в ВЗ дан однозначный запрет делать какие-либо изображения?
    Ответ: Нет. Как можно видеть из многих других мест ВЗ - этот запрет имел целию единственно оградить людей от идолослужения, т.е. поклонения иным богам.

    Вопрос: Стало быть было допустимо делать изображения и поклоняться истинному Богу?
    Ответ: Не совсем так. Хотя образ Бога был допустим, каковым являлся рукотворный Ковчег откровения
    Поднимают Ковчег в путь, Моисей говорит - "Востань, Господи"; останавливается Ковчег, говорит - "Возвратись, Господи" (Чис.10,35-36). Когда Мелхора упрекает Давида, что он скачет и пляшет пред Ковчегом (2 Цар.6,11-16), святой Давид говорит - "пред Господом играть и плясать буду".
    Но образ Невидимого Бога не был тогда еще явлен людям, и потому всяческие попытки человеков (своими силами) создать подобный образ были кощунственными. Примером может служить золотой телец, сделанный Аароном. Не случайно говорил Господь: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь...", впрочем объясняет и причину: "...дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира" (Второз.,4). О благочестивом же отношении свидетельствуют другие места ВЗ: "верно мы умрем, ибо видели мы Бога."(Книга Судей Израилевых,13,22). Тем поразительнее милость Божия явленная людям.
    И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.(Ин.,1,14)
    Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?(Ин.,14,9)

    Вопрос: Стало быть в новозаветные времена допустимо изображать Бога?
    Ответ: Только человеческая способности понимать Писание не дает однозначного ответа на этот вопрос. Равно как и на многие другие (напр. о соблюдении Субботы). Но так как:
    1. иконопочитание известно с древнейших времен христианства
    2. мы веруем в Господа милосердного, желающего нам спасения и не оставляющего верных чад своих
    можно сделать вывод, что если бы иконопочитание не было угодно Богу - Он бы каким-либо образом явил свою волю христианам. А многие известные нам явления силы Божией свидетельствуют о богоугодности иконопочитания.

    Вопрос: Но если даже это так, то что делать, если немощная совесть упрекает нас? Если возникают сомнения в правомочности этого?
    Ответ: Образец того как надо поступать в таких случаях дан нам в НЗ.
    Верные христиане должны собраться, и помолившись, рассмотреть проблему с точки зрения церковного опыта и его соответствия Писанию, и Дух Святой наставит их на всякую правду.

    Вопрос: А если человек не подчинится вынесенному решению?
    Ответ: Тот кто противится Церкви и Духу Святому, как отлучивший себя от Бога, отлучается от церковного общения до покаяния.
    Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере
  • r1221
    Римлянам 12:21

    • 16 January 2004
    • 4471

    #2
    Времена иконоборчества и иконофильства подтверждают!?
    Изначально иконы не были предметом поклонения или почитания, об этом свидетельствуют Отцы Церкви, апологеты, даже нехристианские источники того времени. Иконы, а точнее изображения были для украшения, для малограмотных и прочее... Поэтому, если бы христиане 4-5 веков собрались, то они вынесли бы решение другое чем христиане 7-8 веков или 9-10 веков. Что и было налицо...

    Это также очевидно, как и то, что колокола на христианских церквях появились лишь в средние века, да и то заимствованы от татаро-монголов... (Источники: Ключевский, Гумилев, Вернадский и т.п.)...
    С уважением, Владимир

    Бог - это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого. (Плутарх)
    Бог может явить Себя по-настоящему только перед настоящими людьми. (Клайв Льюис)
    Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно. (Вольтер)
    Господь любит нас всех, но ни от одного из нас не в восторге. (Айзек Азимов)
    Не кощунствуй, если не веруешь! (Станислав Ежи Лец)

    Комментарий

    • FireGuard
      Михаил.

      • 11 November 2002
      • 791

      #3
      r1221
      Изначально иконы не были предметом поклонения или почитания, об этом свидетельствуют Отцы Церкви, апологеты, даже нехристианские источники того времени.
      Какая наглая ложь. Ещё у Тертуллиана во II веке в его послании "К язычникам" производится апология почитания креста в ответ на то, что язычники называли христиан крестопоклонниками.
      А уж сколько свидетельств древних Отцов Церкви о почитании икон существует. Это собрание можете найти у Дамаскина.

      Комментарий

      • lexis
        Участник

        • 24 May 2004
        • 137

        #4
        короче из сообщения Test-а я сделал вывод что они сами сомневаются в том, что можно поклоняться иконам. Но тем не менее берут на себя ответственность утверждать что это верный способ и что библия не осуждает поклонение иконам -типа молчание знак согласия. ну-ну.

        Комментарий

        • test
          Ветеран

          • 15 December 2003
          • 4658

          #5
          Сообщение от lexis
          короче из сообщения Test-а я сделал вывод .... ну-ну.
          короче из книги "Библия" Вы сделали еще смешнее выводы.... ну-ну
          Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

          Комментарий

          • lexis
            Участник

            • 24 May 2004
            • 137

            #6
            Сообщение от test
            короче из книги "Библия" Вы сделали еще смешнее выводы.... ну-ну
            ну вы же не станете отрицать всё изложенное вами выше?

            Комментарий

            • test
              Ветеран

              • 15 December 2003
              • 4658

              #7
              Сообщение от lexis
              ну вы же не станете отрицать всё изложенное вами выше?
              Типа, это не я писал, да?
              Этот диалог придумал я сам, постаравшись показать те общие соображения, почему, я считаю иконопочитание нормальным, а позицию противников иконопочитания - ненормальной... Вот и все.
              ----
              А все таки забавно, что тема уже почти сутки "висит", а принципиальных возражений не появилось...
              Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

              Комментарий

              • Georgy
                Отключен

                • 12 August 2002
                • 8475

                #8
                Сообщение от test
                А все таки забавно, что тема уже почти сутки "висит", а принципиальных возражений не появилось...
                Константин, а Вы попробуйте организовать диалог об иконах святых-чудотворцев в контексте поклонение-почитание и я полагаю это оживит дискуссию.

                Комментарий

                • FireGuard
                  Михаил.

                  • 11 November 2002
                  • 791

                  #9
                  Georgy
                  Константин, а Вы попробуйте организовать диалог об иконах святых-чудотворцев в контексте поклонение-почитание и я полагаю возражения появятся.
                  Говорить с протестантами конкретно об иконах святых не имеет смысла,
                  т.к. их отрицание вытекает, во-первых, из отрицания икон Христа,
                  во-вторых, из отрицания почитания самих святых.
                  Вот по этим вопросам только с ними и можно вести диалоги.

                  Комментарий

                  • lexis
                    Участник

                    • 24 May 2004
                    • 137

                    #10
                    Сообщение от FireGuard
                    Georgy

                    Говорить с протестантами конкретно об иконах святых не имеет смысла,
                    т.к. их отрицание вытекает, во-первых, из отрицания икон Христа,
                    во-вторых, из отрицания почитания самих святых.
                    Вот по этим вопросам только с ними и можно вести диалоги.
                    Просто мз всего сказанного православными ВЫТЕКАЕТ их неуверенность в правильности своего поклонения.

                    Комментарий

                    • r1221
                      Римлянам 12:21

                      • 16 January 2004
                      • 4471

                      #11
                      Дамаскин жил в 8 веке, во время иконоборства, жил у арабов, сочинял сказки (это не мое личное утверждение, а историков - про руку в частности). И доверять документам Дамаскина можно только с определенными огорками, как и все события того времени...

                      Тертуллиана надо будет прочесть. А вот древние Отцы Церкви... Какой древности?
                      С уважением, Владимир

                      Бог - это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого. (Плутарх)
                      Бог может явить Себя по-настоящему только перед настоящими людьми. (Клайв Льюис)
                      Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно. (Вольтер)
                      Господь любит нас всех, но ни от одного из нас не в восторге. (Айзек Азимов)
                      Не кощунствуй, если не веруешь! (Станислав Ежи Лец)

                      Комментарий

                      • test
                        Ветеран

                        • 15 December 2003
                        • 4658

                        #12
                        Сообщение от r1221
                        Дамаскин жил в 8 веке, во время иконоборства, жил у арабов, сочинял сказки (это не мое личное утверждение, а историков - про руку в частности).
                        Так что же Вы цитируете мнение каких-то историков как свое?
                        Эти историки имеют патент на изобретение машины времени?
                        Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

                        Комментарий

                        • FireGuard
                          Михаил.

                          • 11 November 2002
                          • 791

                          #13
                          r1221
                          Дамаскин жил в 8 веке, во время иконоборства, жил у арабов, сочинял сказки (это не мое личное утверждение, а историков - про руку в частности). И доверять документам Дамаскина можно только с определенными огорками, как и все события того времени...
                          Я Вам говорю о собрании утверждений и упоминаний различных Отцов Церкви, собранных в одно место Дамаскиным, со ссылками, а не о его личных богословских трудах, которые несомненно вносят существенный вклад в дело догматического обоснования иконопочитания.
                          А про сказки Ваше мнение во-первых, не в тему, а во-вторых, для православных оно глубоко не интересно.

                          Комментарий

                          • Yelka
                            Ветеран

                            • 16 December 2003
                            • 2812

                            #14
                            test
                            Этот диалог придумал я сам, постаравшись показать те общие соображения, почему, я считаю иконопочитание нормальным, а позицию противников иконопочитания - ненормальной... Вот и все.
                            Мне диалог понравился. Прямо почти как у Филарета Московского в его Катехизисе (по форме) - лаконично и просто. Ваша позиция понятна.

                            Проясните еще кое-что.
                            Вопрос: Но если даже это так, то что делать, если немощная совесть упрекает нас? Если возникают сомнения в правомочности этого?
                            Ответ: Образец того как надо поступать в таких случаях дан нам в НЗ.
                            Какое место Писания вы имеете ввиду? Я припоминаю образец из Нового Завета несколько иного характера - помните, об употреблении в пищу идоложертвенного мяса? Тут, при расхождении в оценках одного и того же действия, более твердый в вере христианин делает уступки немощному и отказывается от совершения этого действия, чтобы не вводить в искушение. ("не буду есть мяса вовек", хотя это и не грех)

                            Следуя этой логике мы, православные, вроде как должны отказаться от иконопочитания, так как другой, сомневающийся, следуя нашему примеру, будет действительно заниматься идолопоклонством, и это будет у него сопровождаться чувством вины. Тут ваше коллегиально принятое решение не всегда помогает. Совесть-то у человека личная. А если она его упрекает за это действие? Он может внешне даже подчиниться общецерковным решениям, но делает это со смущением сердца.

                            Мысль понятна?
                            Жду вашего ответа...
                            Последний раз редактировалось Yelka; 02 June 2004, 04:46 PM.

                            Комментарий

                            • test
                              Ветеран

                              • 15 December 2003
                              • 4658

                              #15
                              Сообщение от Yelka
                              test
                              Проясните еще кое-что.
                              Какое место Писания вы имеете ввиду? Я припоминаю образец из Нового Завета несколько иного характера - помните, об употреблении в пищу идоложертвенного мяса? Тут, при расхождении в оценках одного и того же действия, более твердый в вере христианин делает уступки немощному и отказывается от совершения этого действия, чтобы не вводить в искушение. ("не буду есть мяса вовек", хотя это и не грех)
                              На этом форуме я слышал такое обвинение православным: "От иконопочитания следует отказаться хотя бы потому, что некоторые (e.g. "бабушки") относятся к иконам идолопоклоннически". При этом в качестве аргумента использовалась цитата о "немощной совести". Потому я и включил упоминание о "немощной совести" в свой вопрос.
                              Однако, здесь апостол говорит как бы так: "Совершенный не должен сооблазнять своим поведением не вполне совершенных", а не то, что надо подлаживаться под самых "несовершенных" .
                              ----
                              А имел я ввиду: Деяния,15.
                              "6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела." - это дело гораздо больше походит на указанную проблему
                              Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

                              Комментарий

                              Обработка...