Здравствуйте, Searhey,
Заранее простите мне мои ремарки. Они объясняются не столько характером "заядлого спорщика", сколько возможностями пусть даже нелицеприятного обсуждения, предоставляемыми таким форумом. В любом случае (тут мне нехотелось бы казаться "одинаково хорошим для всех"), независимо от направления наших споров нам не следует забывать, чье имя мы носим, а все остальное второстепенно...
Поэтому, пользуясь правом обсуждения вопроса...
Здесь две проблемы: образа и самого верующего.
1) Чтобы не повторять предыдущее свое сообщение, просто подытожу, что доказать протестанту наличие образа Бога (святых мы не рассматриваем) в рукотворной иконе, если это доказательство не подтверждено психологическими или действительно свехъестественными явлениями, невозможно. Или по-другому: Используя Писание, можно как-то попытаться поставить некоторые тексты в защиту иконопочитания как имеющего место факта, но пойти в обратном направлении (от Писания к иконописанию) сложно. Все-таки проблема здесь лежит больше в сфере культурологической (заимствование элементов богослужения из древних, в том числе ветхозаветного, культов), нежели богословской. Именно поэтому справедливо замечание протестантов о том, насколько странными кажутся попытки защиты иконопочитания - предмета, не имеющего сильного вероучительного компонента для христианства в целом. Кстати, есть среди протестантов единственная конфессия, допускающая наличие икон в церкви не как объекта почитания, а как описания земной истории Христа и святых, - лютеранство (изображения Христа на обложках журналов я не беру во внимание, говорю только об образах православной традиции). Так что о. А. Кураев, будучи в Германии и видя "православные" иконы в лютеранских кирхах, ошибался, считая это признаком возвращения лютеран в лоно Кафолической Церкви (в земном понимании); это обычная практика для данной деноминации.
2) Выбрасывая изображение и веря, что он поступает во славу Бога (а так поступали поголовно все кальвинисты прежних времен, чем, кстати, вызывали недоумение лютеран за пренебрежение хотя бы к памятникам искусства), христианин вряд ли согрешает, поскольку, не веря в истинность отображения Сущности Бога в иконе (статуе и пр.), он ревнует уже о совершенно противоположном - о том, чтобы не оскорбить своего Господа почитанием образа, который для него вряд ли отбражает Первообраз. Если этого осознания отображения нет, то для христианина икона - не большая ценность в духовном отношении, чем скажем "Мона Лиза" (у реформатов же XVI-XVII вв., в отличие от наших современников, считалось кощунственным даже отношение к изображениям как к произведениям искусства). Кстати, почему Вас так смущает это? Ведь и в Ветхом Завете вырубали языческие рощи и уничтожали капища не потому, что хотели причинить обиду какому-то языческому божку, а потому, что такое поклонение (просто пустоте, а не Сатане, как некоторые думают) просто-напросто отвлекает людей от Истинного Бога.
Здесь вопрос стоит о том, насколько точно можно передать ограниченными человеческими средствами две ипостаси Христа. Добровольная ограниченность во времени и пространстве Бога-Сына во время земного Его служения не является достаточной предпосылкой к нашему отображению этой ограниченности.
Это замечание не ко мне. Я верю в Божье избрание и поэтому даже максимализирую Ваше замечание: Насколько Бог восхотел, настолько наши ум и совесть чисты. В конечном счете, только в Его воле, кому мы будем верить - Ему или идолам; кому принадлежим - Ему или диаволу.
Заранее простите мне мои ремарки. Они объясняются не столько характером "заядлого спорщика", сколько возможностями пусть даже нелицеприятного обсуждения, предоставляемыми таким форумом. В любом случае (тут мне нехотелось бы казаться "одинаково хорошим для всех"), независимо от направления наших споров нам не следует забывать, чье имя мы носим, а все остальное второстепенно...
Поэтому, пользуясь правом обсуждения вопроса...
Сообщение от Searhey
Здесь две проблемы: образа и самого верующего.
1) Чтобы не повторять предыдущее свое сообщение, просто подытожу, что доказать протестанту наличие образа Бога (святых мы не рассматриваем) в рукотворной иконе, если это доказательство не подтверждено психологическими или действительно свехъестественными явлениями, невозможно. Или по-другому: Используя Писание, можно как-то попытаться поставить некоторые тексты в защиту иконопочитания как имеющего место факта, но пойти в обратном направлении (от Писания к иконописанию) сложно. Все-таки проблема здесь лежит больше в сфере культурологической (заимствование элементов богослужения из древних, в том числе ветхозаветного, культов), нежели богословской. Именно поэтому справедливо замечание протестантов о том, насколько странными кажутся попытки защиты иконопочитания - предмета, не имеющего сильного вероучительного компонента для христианства в целом. Кстати, есть среди протестантов единственная конфессия, допускающая наличие икон в церкви не как объекта почитания, а как описания земной истории Христа и святых, - лютеранство (изображения Христа на обложках журналов я не беру во внимание, говорю только об образах православной традиции). Так что о. А. Кураев, будучи в Германии и видя "православные" иконы в лютеранских кирхах, ошибался, считая это признаком возвращения лютеран в лоно Кафолической Церкви (в земном понимании); это обычная практика для данной деноминации.
2) Выбрасывая изображение и веря, что он поступает во славу Бога (а так поступали поголовно все кальвинисты прежних времен, чем, кстати, вызывали недоумение лютеран за пренебрежение хотя бы к памятникам искусства), христианин вряд ли согрешает, поскольку, не веря в истинность отображения Сущности Бога в иконе (статуе и пр.), он ревнует уже о совершенно противоположном - о том, чтобы не оскорбить своего Господа почитанием образа, который для него вряд ли отбражает Первообраз. Если этого осознания отображения нет, то для христианина икона - не большая ценность в духовном отношении, чем скажем "Мона Лиза" (у реформатов же XVI-XVII вв., в отличие от наших современников, считалось кощунственным даже отношение к изображениям как к произведениям искусства). Кстати, почему Вас так смущает это? Ведь и в Ветхом Завете вырубали языческие рощи и уничтожали капища не потому, что хотели причинить обиду какому-то языческому божку, а потому, что такое поклонение (просто пустоте, а не Сатане, как некоторые думают) просто-напросто отвлекает людей от Истинного Бога.
А откуда взялось утверждение о ТОЖДЕСТВЕ? Кто это говорит?
Образ и ПЕРВОобраз УЖЕ не тождество по самой формулировке.
Никто иконы не называет ПЕРВОобразом.
Были и есть и такие идолопоклонники молились небу. И солнцу.
Никто иконы не называет ПЕРВОобразом.
Были и есть и такие идолопоклонники молились небу. И солнцу.

Здесь вопрос стоит о том, насколько точно можно передать ограниченными человеческими средствами две ипостаси Христа. Добровольная ограниченность во времени и пространстве Бога-Сына во время земного Его служения не является достаточной предпосылкой к нашему отображению этой ограниченности.
Основная ошибка протестантов в том, что они (или вы?) почему-то считают, что без икон ВСЕ имеют дело с Живым Богом.
Это Он с вами имеет или не имеет дело.
А Вы (и мы все) настолько приступили к Живому Богу, насколько ЧИСТЫ УМ И СОВЕСТЬ НЕ БОЛЬШЕ.
А Вы (и мы все) настолько приступили к Живому Богу, насколько ЧИСТЫ УМ И СОВЕСТЬ НЕ БОЛЬШЕ.
Это замечание не ко мне. Я верю в Божье избрание и поэтому даже максимализирую Ваше замечание: Насколько Бог восхотел, настолько наши ум и совесть чисты. В конечном счете, только в Его воле, кому мы будем верить - Ему или идолам; кому принадлежим - Ему или диаволу.
Комментарий