Европа, а вместе с ней, наверное, и весь мир переживает упадок христианства. Не нужно быть пророком, чтобы видеть это. Церкви пустуют. Интереса к учению Христа у многих и многих сейчас никакого. Господствует секулярная либеральная идеология, которая своими истоками уходит в эпоху гуманизма. Тогда теоцентрическая парадигма была заменена антропоцентрической. Человек стал мерой всех вещей. А религия всё больше и больше становилась личным делом каждого, хотя на самом деле религия это образ жизни. Она во всём. Двадцатый век с его отделением Церкви от государства стал апогеем этого процесса.
Должна ли Церковь быть отделена от государства? Абсурдный вопрос, скажут многие. Ведь сказано, что Церковь Христова «не от мира сего». Из этого многие делают вывод, что Церковь это лишь некая абстракция, существующая в воображении и никак не явленная в этом мире. Будто Церковь внутри нас. Это большое заблуждение! Ведь Иисус тоже не от мира сего. Но значит ли это, что он не явился в этом мире? Неужели все святые и их дела лишь плод чьего-то воображения? Или всё же Церковь как сообщество верных явилась в этом мире для какой-то особой миссии? Представление о мистической Церкви заставляет нас уделять ей лишь кусочек наших времени, сил и помыслов, ведь мы не можем жить вне мира. Но разве не явлена Церковь в мире этом, чтобы преобразить его? Разве не является она образом Царствия Божьего, явившегося в силе? Разве не должно быть всё естество человеческое без остатка посвящено служению Господу? Так отчего же говорим, что Церковь должна быть отделена от государства? Нет, государство должно быть подчинено Церкви! Безусловно, Церковь не является государственным институтом, но она должна быть совестью государства.
Есть ли в Церкви недостатки? Конечно есть! Церковь состоит из живых грешных людей. Члены Церкви Христовой подвержены заблуждениям от простых прихожан до высших иерархов, святых, соборов... Лишь Церковь во всей её совокупности содержит полноту истины. Так что ж? Заметив несовершенство видимого облика Церкви, отречёмся от неё? Возгордимся в сердце своём и скажем, что мы праведнее и умнее? И нам виднее, как нужно понимать Писание? Создав новую общину, отречёмся от общения с братьями, ибо они недостойны быть под одной крышей с нами? Не так ли поступали фарисеи? Но ведь такова и история протестантских расколов. Вместо молитвы и увещевания обвинения и склоки. Разве достойно это добрых христиан?
Если в истории ранней Церкви ереси преодолевались медленно и болезненно, но всё же преодолевались благодаря непрерывному общению общин, то в Новое время язва национализма спровоцировала многие правительства европейских стран использовать их для утверждения своего суверенитета над Церковью. И вот тут воистину мир возобладал над Церковью, точнее над отдельными её ветвями, отпавшими от корня. Разве заслуга Лютера, Цвингли или Кальвина в возникновении соответствующих конфессиональных церквей в Европе? Или всё же в большей степени курфюрстов саксонских Фридриха III и Иоганна, восставших против своего законного сюзерена, короля датского Христиана III, боровшегося за власть со своим католическим соперником, короля шведского Густава Вазы, боровшегося под знамёнами лютеранства против католической тогда Дании, английского короля Генриха VIII, возжелавшего вопреки Христовой заповеди и запрету папы развестись с законной женой и жениться на своей любовнице, голландского штатгальтера Вильгельма Оранского, выступившего против своего законного сюзерена и т.д. и т.п.? Разве сии достойные мужи спрашивали своих подданных, хотят ли те быть протестантами? Разве это не насилие над Церковью, подобное насилию римских императоров над соборами?
Несомненно, что протестантская традиция, наряду с католической и православной, содержит ценнейшие сокровища для духовного роста христиан. Несомненно, что многие протестанты в своих исканиях Христа продвинулись гораздо дальше, чем большинство католиков и православных. Но разве настоящее состояние протестантского сообщества, разделённого на сотни враждующих конфессий можно назвать здоровым? Разве дух протеста и гордыни - это тот дух, которым должна руководствоваться Церковь Христова? Разве благословение однополых браков и ординацию женщин и гомосексуалистов можно в здравом уме и твёрдой памяти вывести из Писания?
Нынешний духовный кризис Европы и всего христианства, конечно, представляет собой крайне удручающее и печальное зрелище. Но в то же время он, как и многие кризисы до него, открывает и возможности для очищения, обновления и укрепления Церкви. Отпали те условия, который на протяжении столетий мешали воссоединению Церкви и уврачеванию её ран. Пришло время собрать «остаток Израиля». Пришло время телу Христову задышать обоими своими лёгкими церковью Запада (католической) и церковью Востока (православной). Пришло время здоровым силам в мириадах протестантских конфессий увидеть истинное лицо либерально-протестантских ересей и, отшатнувшись от них, вернуться в лоно Церкви-матери. Это совершенно неизбежно, и я искренне верю, что так оно и будет! И каждый добрый христианин, если он действительно добрый, должен делать посильный вклад в скорейшее осуществление этого благого дела!
Должна ли Церковь быть отделена от государства? Абсурдный вопрос, скажут многие. Ведь сказано, что Церковь Христова «не от мира сего». Из этого многие делают вывод, что Церковь это лишь некая абстракция, существующая в воображении и никак не явленная в этом мире. Будто Церковь внутри нас. Это большое заблуждение! Ведь Иисус тоже не от мира сего. Но значит ли это, что он не явился в этом мире? Неужели все святые и их дела лишь плод чьего-то воображения? Или всё же Церковь как сообщество верных явилась в этом мире для какой-то особой миссии? Представление о мистической Церкви заставляет нас уделять ей лишь кусочек наших времени, сил и помыслов, ведь мы не можем жить вне мира. Но разве не явлена Церковь в мире этом, чтобы преобразить его? Разве не является она образом Царствия Божьего, явившегося в силе? Разве не должно быть всё естество человеческое без остатка посвящено служению Господу? Так отчего же говорим, что Церковь должна быть отделена от государства? Нет, государство должно быть подчинено Церкви! Безусловно, Церковь не является государственным институтом, но она должна быть совестью государства.
Есть ли в Церкви недостатки? Конечно есть! Церковь состоит из живых грешных людей. Члены Церкви Христовой подвержены заблуждениям от простых прихожан до высших иерархов, святых, соборов... Лишь Церковь во всей её совокупности содержит полноту истины. Так что ж? Заметив несовершенство видимого облика Церкви, отречёмся от неё? Возгордимся в сердце своём и скажем, что мы праведнее и умнее? И нам виднее, как нужно понимать Писание? Создав новую общину, отречёмся от общения с братьями, ибо они недостойны быть под одной крышей с нами? Не так ли поступали фарисеи? Но ведь такова и история протестантских расколов. Вместо молитвы и увещевания обвинения и склоки. Разве достойно это добрых христиан?
Если в истории ранней Церкви ереси преодолевались медленно и болезненно, но всё же преодолевались благодаря непрерывному общению общин, то в Новое время язва национализма спровоцировала многие правительства европейских стран использовать их для утверждения своего суверенитета над Церковью. И вот тут воистину мир возобладал над Церковью, точнее над отдельными её ветвями, отпавшими от корня. Разве заслуга Лютера, Цвингли или Кальвина в возникновении соответствующих конфессиональных церквей в Европе? Или всё же в большей степени курфюрстов саксонских Фридриха III и Иоганна, восставших против своего законного сюзерена, короля датского Христиана III, боровшегося за власть со своим католическим соперником, короля шведского Густава Вазы, боровшегося под знамёнами лютеранства против католической тогда Дании, английского короля Генриха VIII, возжелавшего вопреки Христовой заповеди и запрету папы развестись с законной женой и жениться на своей любовнице, голландского штатгальтера Вильгельма Оранского, выступившего против своего законного сюзерена и т.д. и т.п.? Разве сии достойные мужи спрашивали своих подданных, хотят ли те быть протестантами? Разве это не насилие над Церковью, подобное насилию римских императоров над соборами?
Несомненно, что протестантская традиция, наряду с католической и православной, содержит ценнейшие сокровища для духовного роста христиан. Несомненно, что многие протестанты в своих исканиях Христа продвинулись гораздо дальше, чем большинство католиков и православных. Но разве настоящее состояние протестантского сообщества, разделённого на сотни враждующих конфессий можно назвать здоровым? Разве дух протеста и гордыни - это тот дух, которым должна руководствоваться Церковь Христова? Разве благословение однополых браков и ординацию женщин и гомосексуалистов можно в здравом уме и твёрдой памяти вывести из Писания?
Нынешний духовный кризис Европы и всего христианства, конечно, представляет собой крайне удручающее и печальное зрелище. Но в то же время он, как и многие кризисы до него, открывает и возможности для очищения, обновления и укрепления Церкви. Отпали те условия, который на протяжении столетий мешали воссоединению Церкви и уврачеванию её ран. Пришло время собрать «остаток Израиля». Пришло время телу Христову задышать обоими своими лёгкими церковью Запада (католической) и церковью Востока (православной). Пришло время здоровым силам в мириадах протестантских конфессий увидеть истинное лицо либерально-протестантских ересей и, отшатнувшись от них, вернуться в лоно Церкви-матери. Это совершенно неизбежно, и я искренне верю, что так оно и будет! И каждый добрый христианин, если он действительно добрый, должен делать посильный вклад в скорейшее осуществление этого благого дела!
Комментарий