Численность войск Магомета при штурме Константинополя составляла более 250 тысяч плюс 400 кораблей.. Поэтому 20 тыс. Владислава были просто несерьезны.
Силы турок оценивались в 80 000 человек, силы защитников Константинополя 10 000. Что касается флота, то его состав известен:
6 трирем, 10 бирем, 15 гребных галер, около 75 фуст (небольших быстроходных судов), и 20 парандарий тяжёлых грузовых барж для подвозки продовольствия и материалов.
20 000 для того времени довольно сильная армия, для сравнения численность войск ВкЛ во время Грюнвальда было 40 000 человек.
Надеялись на Запад, а нужно было надеяться на, так сказать, внутренние резервы
Действительно, крестоносцев в 12 веке в Константинополь никто не звал и не ждал, вы правы.
В начале марта 1095 года на собор в Пьяченце прибыло посольство императора Алексея Комнина с прошением оказать Византии помощь в борьбе с сельджуками.
народ не пошёл защищать прозападно настроенного императора и таких же его ставленников иерархов.
Цесарь же Мюрчюфолъ крпляше бояры и все люди, хотя ту брань створити съ Фрягы, и не послушаша его: побгоша от него вси. Цесарь же побеже от нихъ, и угони 5 е на Коньнемь търгу, и многа жалова на бояры и на все люди. Тъгда же цесарь избеже изъ града, и патриархъ и вси бояре; и внидоша въ град Фрязи вси, априля въ 12 день, на святого Василия исповдника, въ понедльник, и сташа на мсте, идеже стояше цесарь Грьчьскыи, у святого Спаса, и ту сташа и на ночь.
Церковь не должна быть придатком государственной власти. И если власть делает что-то против церкви, последняя имеет право не только не благословлять власть, но и, например, как записано в "Основах социальной концепции" РПЦ, призвать к актам гражданского неповиновения
Недостает только слов "был когда-то".
Фильм "Падение империи. Византийский урок" считаю очень метким
Что касается помощи в 1453 вот слова Энея Сильвия Пиколомини будущего папы Пия II:
Я не надеюсь на то, чего желаю. Христианство не имеет более главы: ни папа, ни император не пользуются подобающими им уважением и повиновением; с ними обращаются как с вымышленными именами, разрисованными фигурами. Каждый город имеет своего собственного короля; князей же столько, сколько домов. Как же можно убедить бесчисленных христианских правителей взяться за оружие? Взгляните на христианство. Италия, говорите вы, умиротворена? Не знаю, до какой степени. Между королем Арагонии и генуэзцами есть еще остатки войны. Генуэзцы и не пойдут биться с турками: говорят, что они платят последним дань! Венецианцы заключили с турками договор. Если же не будет итальянцев, мы не можем надеяться на морскую войну. В Испании, как вы знаете, много королей различной мощи, различной политики, различной воли и различных идей; но ведь не этих государей, живущих на краю Запада, можно увлечь на Восток, особенно тогда, когда они имеют дело с гренадскими маврами. Французский король изгнал врага из всего своего королевства; но он все же остается в тревоге и не посмеет послать своих рыцарей за пределы своего королевства из боязни внезапной высадки англичан. Что касается до англичан, они только и думают отомстить за свое изгнание из Франции. Шотландцы, датчане, шведы, норвежцы, живущие на краю света, ничего не ищут вне своих стран. Германцы, очень разделенные, не имеют ничего, что могло бы их соединить
Это поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета, религия введена в смущение, имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван. Одна из двух рук ампутирована, ибо библиотеки были сожжены дотла, а доктрины греческой литературы уничтожены. Без них ни один человек не может считать себя образованным человеком.
Комментарий