Причина возникновения догмата о Троице

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Danila
    Ветеран

    • 17 September 2002
    • 1306

    #31
    Почему в послеапостольское время в христианстве возникло понятие Троицы, оказавшееся настолько важным, что стало догматом?

    Впервые данное понятие встречается у христианского апологета Феофила Антиохийского (умер около 183 г.) во 2 книге его "Послания к Автолику".
    Раскрытие данного догмата - ответ на возникавшие триадологические ереси. Во II-III веке распространялась ересь монархиан (динамистов и модалистов), в IV веке - ариан. При этом определенное влияние на формирование терминологии оказал стоицизм, богословие Филона Александрийского и неоплатонизм. Особенно ярко это заметно у апологетов с их учением о Логосе сокрытом и Логосе проявленном. Но с течением времени собственно от античных философских конструкций осталась одна терминология. Окончательно догмат был сформулирован в богословии отцов-каппадокийцев в конце IV века и параллелей с язычеством по своей сути он не имеет.
    Басни же относительно всяких индийских тримурти и египетских триад есть чушь, не выдерживающая никакой исторической критики. Триады можно найти где угодно, особенно если очень захотеть. С особенным остроумием это Гегель проделывал в позапрошлом веке, но это же не значит, что он находился под влиянием индуизма или византийского богословия.

    TiferetSion
    Так появлялись на свет святые семейства: отец, мать и младенец. Аналогичным путем возникла и христианская троица. Языческое сознание, усваивая еврейские тексты, перетолковывало их на свой лад.
    Вот примерно так Мухаммед воспринял христианское учение о Троице, так как был безграмотным бедуином. На самом деле аналогий тут совершенно нет никаких, и если бы Вы потрудились ознакомиться с критикуемым Вами догматом, без труда бы это увидели. Вы сами, кстати, как троичный догмат воспринимаете? Не сформулируете его? Прежде чем критиковать надо знать объект критики...
    Последний раз редактировалось Danila; 16 August 2007, 07:27 AM.
    Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

    Комментарий

    • Vit.
      Ветеран

      • 11 June 2006
      • 3843

      #32
      Сообщение от Дмитрий Резник
      Согласен с причиной. А не стояли вопросы остро потому, что тогда церковь еще не растеряла еврейских корней своей веры.
      Пусть будет так! Но как влияние еврейских корней могло повлиять на главный вопрос, о природе Христа?
      И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

      Комментарий

      • Дмитрий Резник
        Ветеран

        • 14 February 2001
        • 15166

        #33
        Сообщение от Vit.
        Пусть будет так! Но как влияние еврейских корней могло повлиять на главный вопрос, о природе Христа?
        Например, она, природа, рассматривалась бы в контексте библейских примеров теофании, идея о Логосе понималась бы как мидраш на Бытие, где мир создан при посредстве Б-жьего слова. Не было бы вздорной идеи "вечного сына", в которой одно слово противоречит второму, и странной, бессмыссленной идеи трех личностей в одной сущности, и странной формулировки "Б-г-Отец, Б-г-Сын, Б-г-Дух, впрочем, не три бога, но один".
        С уважением,
        Дмитрий

        Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

        Комментарий

        • Владимир 3694
          Дилетант

          • 11 January 2007
          • 9795

          #34
          Сообщение от Дмитрий Резник
          ... хоть у египтян и индусов можно найти триады, но о римлянах и греках этого сказать нельзя.
          Зевс / Юпитер не сразу стал главным богом. Было у него поначалу два брата-соправителя. Но не буду спорить. Я говорил о большинстве языческих религий.

          Гипотеза о том, что Троица, якобы, унаследована от язычников, настолько тривиальна, что повторять ее - только зря терять время. Лучше счесть автора темы упертым фанатиком и промолчать.

          А вот задаться вопросом, почему у язычников чаще всего именно три главных бога, сторонники этой гипотезы не удосуживаются. Вот и сейчас антитринитарии как бы не заметили вопроса. Ведь чтобы на него ответить, надо думать.

          Нестандартное мышление было, есть и будет дефицитом.
          Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

          Комментарий

          • Vit.
            Ветеран

            • 11 June 2006
            • 3843

            #35
            Сообщение от Дмитрий Резник
            Например, она, природа, рассматривалась бы в контексте библейских примеров теофании, идея о Логосе понималась бы как мидраш на Бытие, где мир создан при посредстве Б-жьего слова. Не было бы вздорной идеи "вечного сына", в которой одно слово противоречит второму, и странной, бессмыссленной идеи трех личностей в одной сущности, и странной формулировки "Б-г-Отец, Б-г-Сын, Б-г-Дух, впрочем, не три бога, но один".
            Понятие, которое несло в себе Логос или теофании не могли быть природой Христа(хотя бы потому что В Нем они присутствовали одновременно не подавляя и не угашая одна другую), но в Его природе могли отбражаться т.е. Он был их носителем.
            1.14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
            И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

            Комментарий

            • Двора
              Ветеран

              • 19 November 2005
              • 55003

              #36
              В чем опасность догмы о троице?
              Навязанная догма вкладывает в человека знание Бога как Отца и Сына и Духа Святого.
              Это не приобретенное знание от Бога.
              Это не полученное откровение от Отца.
              Это утверждение от человеков.
              А нам заповедь исследовать Писания с целью познать Господа нашего Иисуса Христа и принести плод познания.
              А принимая догму отпадает необходимость исследовать,просить , искать у Бога правды.
              А вы представте , что понятие троицы неправда, а любящий неправду и делающий ее осуждается на вторую смерть.
              Так разве цель приобретения жизни вечной не выше простой догмы?
              Которая стоит препятствием на пути познания.
              Ведь кто то решил, сказал а ты прими и не рассуждай.
              Иначе анафема.
              Есть над чем рассуждать.

              Комментарий

              • Дмитрий Резник
                Ветеран

                • 14 February 2001
                • 15166

                #37
                Сообщение от Владимир 3694
                А вот задаться вопросом, почему у язычников чаще всего именно три главных бога, сторонники этой гипотезы не удосуживаются. Вот и сейчас антитринитарии как бы не заметили вопроса. Ведь чтобы на него ответить, надо думать.

                Нестандартное мышление было, есть и будет дефицитом.
                Разве ж это нестандартное? Сколько раз приводили аргументы про три состояния воды, про трехмерное пространство, про число три в русских сказках. Дескать, сама природа вопиет о Троице. Но это ж несерьезно. Три богатыря, трехголовый змей, три поросенка, три сына, двое умных, третий - дурак, трое из Простоквашино, три толстяка...
                Да и не доказано про триады, что они у большинства религий. Какие-то соправители Зевеса не могут считаться главными богами. У примитивных язычников вообще любой предок - божество. У персов был, как известно, дуализм.
                С уважением,
                Дмитрий

                Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

                Комментарий

                • Дмитрий Резник
                  Ветеран

                  • 14 February 2001
                  • 15166

                  #38
                  Сообщение от Vit.
                  Понятие, которое несло в себе Логос или теофании не могли быть природой Христа(хотя бы потому что В Нем они присутствовали одновременно не подавляя и не угашая одна другую), но в Его природе могли отбражаться т.е. Он был их носителем.
                  1.14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
                  Простите, но я не понял Вашего высказывания.
                  С уважением,
                  Дмитрий

                  Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

                  Комментарий

                  • Danila
                    Ветеран

                    • 17 September 2002
                    • 1306

                    #39
                    Дмитрий
                    Не было бы вздорной идеи "вечного сына", в которой одно слово противоречит второму, и странной, бессмыссленной идеи трех личностей в одной сущности, и странной формулировки "Б-г-Отец, Б-г-Сын, Б-г-Дух, впрочем, не три бога, но один".
                    Слишком эмоционально и бездоказательно. Почему вздорной? Какие конкретно противоречия в идее "вечного сына"? И почему троичный догмат бессмысленный?
                    Как Вы, кстати, к Филону Александрийскому относитесь? Он ведь знал что такое мидраш, тем не менее развивал учение о Логосе?
                    Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

                    Комментарий

                    • Danila
                      Ветеран

                      • 17 September 2002
                      • 1306

                      #40
                      Двора
                      Так разве цель приобретения жизни вечной не выше простой догмы?
                      Которая стоит препятствием на пути познания.
                      Ведь кто то решил, сказал а ты прими и не рассуждай.
                      Иначе анафема.
                      Есть над чем рассуждать.
                      А кто Вам запрещает рассуждать? Воспринятие троичного догмата требует и духовного опыта и серьезных интеллектуальных усилий.
                      Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

                      Комментарий

                      • Danila
                        Ветеран

                        • 17 September 2002
                        • 1306

                        #41
                        А вот задаться вопросом, почему у язычников чаще всего именно три главных бога, сторонники этой гипотезы не удосуживаются. Вот и сейчас антитринитарии как бы не заметили вопроса. Ведь чтобы на него ответить, надо думать.
                        Нет, тут я с Дмитрием согласен. Никаких троиц у язычников особо не было. Самый распространенный пример - это Брахма, Вишну и Шива. Но никакая это не троица, никогда они не вопринимались как единое божество. Брахманисты обычно игнорировали такие аспекты божества как Вишну и Шива. А вишнуиты и шиваисты равнодушно относились и относятся к идее Брахмана. Кроме того, наряду с этими тремя есть еще добрая тысяча индуистких божеств. А этих трех вычленили европейцы-религиоведы. Искуственно созданная схема в общем.
                        Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

                        Комментарий

                        • Владимир 3694
                          Дилетант

                          • 11 January 2007
                          • 9795

                          #42
                          Сообщение от Двора
                          А вы представте , что понятие троицы неправда, а любящий неправду и делающий ее осуждается на вторую смерть.
                          А Вы представьте, что - правда. Не страшно?
                          Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                          Комментарий

                          • Vit.
                            Ветеран

                            • 11 June 2006
                            • 3843

                            #43
                            Сообщение от Дмитрий Резник
                            Простите, но я не понял Вашего высказывания.
                            Смысл очень простой: носителем того,чему люди приписывали божественное происхождение-мог быть только Бог.И идя от обратного если бы Бог,который может все, вдруг решил воплотиться в человека, то этот человек был таким же носителем божественного и от Иисуса не чем бы не отличался, и о Нем бы уверовавшие евреи вновь бы сказали: 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
                            И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                            Комментарий

                            • Владимир 3694
                              Дилетант

                              • 11 January 2007
                              • 9795

                              #44
                              Сообщение от Дмитрий Резник
                              три сына, двое умных, третий - дурак...
                              Во-во! В самую точку! В моей семье - три брата. Я - младший.
                              Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                              Комментарий

                              • Дмитрий Резник
                                Ветеран

                                • 14 February 2001
                                • 15166

                                #45
                                Сообщение от Danila
                                Дмитрий

                                Слишком эмоционально и бездоказательно. Почему вздорной? Какие конкретно противоречия в идее "вечного сына"? И почему троичный догмат бессмысленный?
                                Доказательство моего утверждения содержится в самой фразе. Слово "сын" противоречит слову "вечный", ибо всякий сын когда-то родился, в какой-то момент времени. И именно к Йешуа применены в НЗ слова Псалма "Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя". Слово "ныне", т.е. "сегодня, сейчас", показывает, что это произошло в определенное время. И из НЗ мы знаем, что это время было не до прихода Йешуа в мир.
                                Идея трех личностей в одной сущности бессмыссленна, сама эта формулировка. Ибо она ни о чем не говорит человеческому уму, никакого знания не открывает. На человеческом языке если есть три личности Б-га, то это три бога. Нет такого, чтобы разные личности были как-то слиты между собой. Драконы трехголовые только в сказках бывают. Я вполне допускаю, что в запредельном мире может быть нечто, что нам никогда не встречалось в жизни. Однако в этом случае попытку передать это запредельное человеческими словами вроде "личности" следует признать неудачной. На человеческом языке три личности дают трех богов с раздельными разумами, волями, чувствами.
                                Сообщение от Danila
                                Как Вы, кстати, к Филону Александрийскому относитесь? Он ведь знал что такое мидраш, тем не менее развивал учение о Логосе?
                                Почему бы ему не развивать? Перед ним не стояло задачи растолковать природу Йешуа. Он себе философствовал, как понимал. Да и его понимание Логоса, по-моему, куда ближе к Иоанновому, чем догмат о Троице.
                                С уважением,
                                Дмитрий

                                Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

                                Комментарий

                                Обработка...