В начале-середине девяностых, когда с грохотом рухнул железный занавес, и кануло в лету государство воинствующего атеизма, народ вольно-невольно и большей частью интуитивно, нежели осознанно потянулся к тому, что так долго и упорно клеймил - к религии. Ну а поскольку православие к тому моменту было во многом растоптано, уничтожено и подчинено государству, а главное - унижено советской агитпропагандой, народ массово стал обращаться к проникающим с Запада учениям, далеко не все из которых были христианскими.
Здесь сказался упомянутый Христом горький, но справедливый принцип - о том, что не бывает пророка в своем отечестве. Поэтому мы, бывшие и настоящие протестанты, а в прошлом - православные атеисты советской закалки - обратились к благовестию, которое пришло к нам из-за тридевять земель, а именно из Америки. В тот момент в политической жизни страны наблюдался рост сближенческих настроений, верилось в перемены, мечталось о свободе и братстве со всеми народами. И интерес к вчерашним идеологическим противникам был необычайно высок. Американцы воспринимались как своего рода инопланетяне, и действительно были словно не от мира сего. Мы начали постепенно перенимать их уклад быта, культуру, традиции, религию. Многим из нас оказалось по душе это простое, незатейливое христианство "только веруй и будешь спасен". К слову, это вполне резонировало с другими типичными американскими лозунгами "похудеть за 10 дней", "английский за 15 уроков", и тому подобный фаст фуд. И неудивительно, что в 90-ых годах прошлого столетия наблюдался беспрецендентый рост протестантских общин. Духовный фаст фуд оказался весьма популярен, потому что дешев и быстроусвояем, но в конечном итоге не лучшим образом сказывался на здоровье.
Но время идет, все меняется, потихоньку жизнь общества и людей входит в привычное, традиционное русло, и уверовавший люд потихоньку начинает разочаровываться в довольно поверхностном, как оказалось, протестантизме. И, как результат, обращаться к традиционным, испытанным временем и многострадальным конфессиям - в России соответственно к православию. И в начале этого тысячелетия можно наблюдать обратную картину - массовый отток протестантов в православие на фоне значительного уменьшения притока людей в некогда цветущий буйным цветом протестантизм. Те же общины, которые не желают смиряться с происходящим, и ставят во главу угла количественную численность своих членов, привлекая их при помощи харизматических шоу и инсценировок, постепенно и вовсе отходят от христианства, и превращаются в культы единоличных помазанников.
И вот у меня складывается стойкое ощущение, будто нео-протестантизм, исполнив свою историческую миссию, и пополнив ряды православных "сведущими в Слове Божьем" начинает неумолимо отмирать. На мой взгляд, протестантизм как течение отжил свое, и Церковь постепенно изживает его реакцию внутри себя. Религия, не имеющая корней, изначально обречена на засыхание и отмирание. Протестантизм же, поставивший во главу угла и поднявший на знамена "личное спасение по личной вере в личного Иисуса" просто обречен на то, чтобы рассыпаться сперва на небольшие общины, а потом, как логическое завершение, на миллионы отдельных верующих, не могущих найти друг с другом общего языка. Вследствие чего уже сегодня мы можем наблюдать массовое появление (даже на этом форуме) разного рода одиночек-благовестников, посланников, самопровозглашенных виртуальных пророков и прочего пришлого люда. Все это - плоды мутировавшего протестантизма.
Поэтому, на мой взгляд, участь нео-протестантизма в России и околороссийском пространстве - предрешена. Что же касается собственно американского протестантизма у себя на родине, возможно со временем он станет традиционной религией формы и в конечном итоге совершенно сотрутся грани, отделяющие его от уже ставшего традиционным католицизма - из которого в свое время он вылупился. Все возвращается на круги своя.
Мне был бы интересен анализ думающих и знающих людей о том, какова, на их взгляд, участь этого течения в будущем, особенно в Америке?
Лично я благодарен не столько протестантизму, как мировоззренческой системе (т.к. считаю ее ложной), сколько христианам из числа так называемых протестантов, за то, что в свое время они помогли мне услышать и принять Благую Весть. И я твердо убежден в том, что именно очевидная тупиковость и скорый закат протестантизма является основным свидетельством в пользу того, что у самих протестантов есть будущее, и я думаю, будущее прекрасное, но уже никак, увы, не связанное с разлагающимся протестантизмом.
Здесь сказался упомянутый Христом горький, но справедливый принцип - о том, что не бывает пророка в своем отечестве. Поэтому мы, бывшие и настоящие протестанты, а в прошлом - православные атеисты советской закалки - обратились к благовестию, которое пришло к нам из-за тридевять земель, а именно из Америки. В тот момент в политической жизни страны наблюдался рост сближенческих настроений, верилось в перемены, мечталось о свободе и братстве со всеми народами. И интерес к вчерашним идеологическим противникам был необычайно высок. Американцы воспринимались как своего рода инопланетяне, и действительно были словно не от мира сего. Мы начали постепенно перенимать их уклад быта, культуру, традиции, религию. Многим из нас оказалось по душе это простое, незатейливое христианство "только веруй и будешь спасен". К слову, это вполне резонировало с другими типичными американскими лозунгами "похудеть за 10 дней", "английский за 15 уроков", и тому подобный фаст фуд. И неудивительно, что в 90-ых годах прошлого столетия наблюдался беспрецендентый рост протестантских общин. Духовный фаст фуд оказался весьма популярен, потому что дешев и быстроусвояем, но в конечном итоге не лучшим образом сказывался на здоровье.
Но время идет, все меняется, потихоньку жизнь общества и людей входит в привычное, традиционное русло, и уверовавший люд потихоньку начинает разочаровываться в довольно поверхностном, как оказалось, протестантизме. И, как результат, обращаться к традиционным, испытанным временем и многострадальным конфессиям - в России соответственно к православию. И в начале этого тысячелетия можно наблюдать обратную картину - массовый отток протестантов в православие на фоне значительного уменьшения притока людей в некогда цветущий буйным цветом протестантизм. Те же общины, которые не желают смиряться с происходящим, и ставят во главу угла количественную численность своих членов, привлекая их при помощи харизматических шоу и инсценировок, постепенно и вовсе отходят от христианства, и превращаются в культы единоличных помазанников.
И вот у меня складывается стойкое ощущение, будто нео-протестантизм, исполнив свою историческую миссию, и пополнив ряды православных "сведущими в Слове Божьем" начинает неумолимо отмирать. На мой взгляд, протестантизм как течение отжил свое, и Церковь постепенно изживает его реакцию внутри себя. Религия, не имеющая корней, изначально обречена на засыхание и отмирание. Протестантизм же, поставивший во главу угла и поднявший на знамена "личное спасение по личной вере в личного Иисуса" просто обречен на то, чтобы рассыпаться сперва на небольшие общины, а потом, как логическое завершение, на миллионы отдельных верующих, не могущих найти друг с другом общего языка. Вследствие чего уже сегодня мы можем наблюдать массовое появление (даже на этом форуме) разного рода одиночек-благовестников, посланников, самопровозглашенных виртуальных пророков и прочего пришлого люда. Все это - плоды мутировавшего протестантизма.
Поэтому, на мой взгляд, участь нео-протестантизма в России и околороссийском пространстве - предрешена. Что же касается собственно американского протестантизма у себя на родине, возможно со временем он станет традиционной религией формы и в конечном итоге совершенно сотрутся грани, отделяющие его от уже ставшего традиционным католицизма - из которого в свое время он вылупился. Все возвращается на круги своя.
Мне был бы интересен анализ думающих и знающих людей о том, какова, на их взгляд, участь этого течения в будущем, особенно в Америке?
Лично я благодарен не столько протестантизму, как мировоззренческой системе (т.к. считаю ее ложной), сколько христианам из числа так называемых протестантов, за то, что в свое время они помогли мне услышать и принять Благую Весть. И я твердо убежден в том, что именно очевидная тупиковость и скорый закат протестантизма является основным свидетельством в пользу того, что у самих протестантов есть будущее, и я думаю, будущее прекрасное, но уже никак, увы, не связанное с разлагающимся протестантизмом.
Комментарий