Возможно, ваши проблемы с пониманием оттого, что вы читаете не столько саму Тору, написанную Богом, сколько пересказ апостолов. Они же пересказывали кратко, не предполагая, что кто-то просто не прочел исходный текст.
Как вы могли забыть, что Бог передумал посылать ангела? Это вторая половина 33-й главы:
Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой.
[Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
Книга Числа рассказывает, как это было:
по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господню, данному чрез Моисея
...Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым
Второзаконие:
...ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя.
Тоже не так. Впервые YHWH упоминается во второй главе Библии:
Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог (YHWH Элоhим) создал землю и небо
YHWH - это имя не ангела, а Творца всего мироздания, Единого Бога. И далее на протяжении всей Библии, в том числе в книге Бытие, Библия регулярно использует это Имя относительно Бога.
При этом, действительно, иногда ангелы говорят от имени Бога, например, при встрече трех ангелов с Авраамом. Даже Моше порой говорит от Его имени, как во втором отрывке Шма ("пошлю вам дождь, ранний и поздний"). Отсюда никак не следует, что ангелы или Моше - это и есть YHWH Элоhим.
Видите, до чего вы договорились...
Вы даже как будто декалог забыли:
И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства...
...а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его
Я не читаю отрывками. У евреев есть заповедь - ежегодно перечитывать все 5 книг Пятикнижия, и не просто перечитывать, а учить, то есть читать очень внимательно, анализируя текст, изучая различные (!) комментарии на него, обсуждая с учителем и другими читающими. Естественно, лет через 10 уже трудно забыть по крайней мере ключевые вещи. Вы же, очевидно, многое забыли, что вам простительно - у вас такой заповеди нет. Но не стоит строить аргументацию на недостаточном знании материала.
Не видели в том смысле, что у Бога нет никакого конкретного образа, Он Творец всех образов. Бог подчеркивает это, чтобы у евреев не возникло соблазна ассоциировать Его с языческими божествами, которые как раз обладали вполне определенной внешностью, в том числе напоминали людей и животных.
А вот Его присутствие люди видели многократно, всякий раз, когда Он считал это уместным:
Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,
и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.
И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили...
Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий
Слова в квадратных скобках добавлены переводчиками из благочестивых соображений - чтобы избежать упомянутого соблазна.
Подчеркиваю: и на Синае, и позже присутствие Творца видели не только старейшины, а вообще все евреи, и слышали Его тоже все:
чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;
и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее...
во время протяжного трубного звука, могут они взойти на гору
Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне. И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне...
Далее рассказано, как они испугались и попросили Моисея дослушать все остальное одному. Тем не менее, Бог первоначально обратился к ним ко всем и предложил подняться на гору, чтобы учиться далее. И далее Бог не оставлял евреев, несмотря на все их грехи. Даже в наказание за грех разведчиков Бог не отошел от стана, а наоборот, заставил их учиться у Него всю оставшуюся жизнь, не занимаясь никакой обычной работой.
Это вы уже совсем что-то не то сказали. Разве ребенок меньше любит маму, если разобьет ее любимую вазу?
Повторяю: заповедь любви к Богу является законом, обязательной заповедью для всех евреев. Потому она и названа наибольшей, что ее выполнение максимально важно. И это вовсе не трудная заповедь: Его "бремя" нетяжело, Он не заповедует ничего неисполнимого. Наоборот, любить Бога естественно, так же, как естественно ребенку любить свою маму.
Хотя, конечно, грехи и гордыня могут отвратить человека от этой любви или сделать ее частичной, например, не "всем достоянием", чем бы человек ни занимался, а только по воскресеньям в церкви. Но это не норма, это отклонение.
Как вы могли забыть, что Бог передумал посылать ангела? Это вторая половина 33-й главы:
Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой.
[Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
Книга Числа рассказывает, как это было:
по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господню, данному чрез Моисея
...Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым
Второзаконие:
...ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя.
Тоже не так. Впервые YHWH упоминается во второй главе Библии:
Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог (YHWH Элоhим) создал землю и небо
YHWH - это имя не ангела, а Творца всего мироздания, Единого Бога. И далее на протяжении всей Библии, в том числе в книге Бытие, Библия регулярно использует это Имя относительно Бога.
При этом, действительно, иногда ангелы говорят от имени Бога, например, при встрече трех ангелов с Авраамом. Даже Моше порой говорит от Его имени, как во втором отрывке Шма ("пошлю вам дождь, ранний и поздний"). Отсюда никак не следует, что ангелы или Моше - это и есть YHWH Элоhим.
Видите, до чего вы договорились...
Вы даже как будто декалог забыли:
И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства...
...а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его
Я не читаю отрывками. У евреев есть заповедь - ежегодно перечитывать все 5 книг Пятикнижия, и не просто перечитывать, а учить, то есть читать очень внимательно, анализируя текст, изучая различные (!) комментарии на него, обсуждая с учителем и другими читающими. Естественно, лет через 10 уже трудно забыть по крайней мере ключевые вещи. Вы же, очевидно, многое забыли, что вам простительно - у вас такой заповеди нет. Но не стоит строить аргументацию на недостаточном знании материала.
Не видели в том смысле, что у Бога нет никакого конкретного образа, Он Творец всех образов. Бог подчеркивает это, чтобы у евреев не возникло соблазна ассоциировать Его с языческими божествами, которые как раз обладали вполне определенной внешностью, в том числе напоминали людей и животных.
А вот Его присутствие люди видели многократно, всякий раз, когда Он считал это уместным:
Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,
и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.
И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили...
Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий
Слова в квадратных скобках добавлены переводчиками из благочестивых соображений - чтобы избежать упомянутого соблазна.
Подчеркиваю: и на Синае, и позже присутствие Творца видели не только старейшины, а вообще все евреи, и слышали Его тоже все:
чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;
и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее...
во время протяжного трубного звука, могут они взойти на гору
Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне. И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне...
Далее рассказано, как они испугались и попросили Моисея дослушать все остальное одному. Тем не менее, Бог первоначально обратился к ним ко всем и предложил подняться на гору, чтобы учиться далее. И далее Бог не оставлял евреев, несмотря на все их грехи. Даже в наказание за грех разведчиков Бог не отошел от стана, а наоборот, заставил их учиться у Него всю оставшуюся жизнь, не занимаясь никакой обычной работой.
Это вы уже совсем что-то не то сказали. Разве ребенок меньше любит маму, если разобьет ее любимую вазу?
Повторяю: заповедь любви к Богу является законом, обязательной заповедью для всех евреев. Потому она и названа наибольшей, что ее выполнение максимально важно. И это вовсе не трудная заповедь: Его "бремя" нетяжело, Он не заповедует ничего неисполнимого. Наоборот, любить Бога естественно, так же, как естественно ребенку любить свою маму.
Хотя, конечно, грехи и гордыня могут отвратить человека от этой любви или сделать ее частичной, например, не "всем достоянием", чем бы человек ни занимался, а только по воскресеньям в церкви. Но это не норма, это отклонение.
Комментарий