Протестантство и разум. Вам не кажется, что протестантизм скептически относится

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Шалом
    Участник

    • 28 November 2001
    • 297

    #61
    Шалом Данила.
    Согласен с Вами что застой в данной области налицо.
    Но смотреть на это нужно объективно.
    На основе чего развивается наука и культура? на основе мирного и благосклонного государства. А какое отношение питало, например, Российское государство к протестантам? гнало и гноило как мракобесов. О каком искусстве можно мечтать в таком положении? Так поступала и Царская Россия, так поступала и Социалистическая.
    Это, так сказать, внешний фактор.
    Есть и внутренний: жизнь протестантов более стремиться к чистоте и святости, а это не популярно в мирских кругах как в искусстве, так и в науке. Поэтому верующие не идут на компромиссы ради достижения мирового признания.
    На основе вышеперечисленного (на мой взгляд) и развилось такое отношение протестантов к науке и искусству. У одних просто холодное, у других отвращение и отвержение, у третьих мистический страх как к оружию сатаны и т.д.

    Какой вывод делать из сложившегося положения? Клеймить и насмехаться? Упрекать и злорадствовать? Понять, посочувствовать и помочь? Поделиться лучшим, что имеем с ними, кто не имеет?
    Моя цель в рассуждении на данную тему - не выявить «истинную деноминацию», а помочь тем, кто хочет увидеть свои недостатки и исправить что-то
    Побеждающий наследует всё!

    Комментарий

    • Eliyahu Ryvkin
      Ветеран

      • 05 December 2000
      • 1462

      #62
      Мир Вам, Данила!
      Извините за задержку с ответом.
      Шестов, если не ошибаюсь (с собой книг нет) видел корень грхопадения в примате разума над иррациональными составляющими религиозного опыта, в первую очередь над верой, "умозрения" над откровением, причем он усомнился в правомерности синтеза умозрения и откровения. Наш Бог есть живой бог Авраама Исаака и Якова, а не бог философов и ученных, наш Бог не бог морали, он выше категорий "добра" и "зла". В самом процессе мышления я, вслед за Шестовым вижу причинно-следственные связи, т. е. обусловленность "миром сим", а в Боге нет обусловленности. Бог не имеет причины.
      Тем мне экзистенциализм и близок, что наивысшей ценностью и единственной точкой опоры понимается человеческое бытие (для христианина - бытие во Христе). Спасительны не наши дела, не наша убежденность в догматах или понимаение их, а ПРЕБЫВАНИЕ во Христе, личные отношения с ним.
      Как бы бедно на фоне православной теологической и мистической традиции не звучало "Прими Христа своим личным спасителем" - я не вижу другого основания спасения кроме этого.
      Исходя из этого я верую, что истина веры противоречат истинам разума. Т. е. "скептическое отношение" - да, скептическое, но не дай Бог не в плане, как "борцы с сектами" пишут "зомбираования" или "промывания мозгов", что, я надеюсь, Вы уже поняли.
      Что же касается сравнительной бедности пятидесятнической культуры по сравнению с православной... Культура Израиля беднее египетской или индийской. Тем не менее спасение от иудеев.

      Комментарий

      • Danila
        Ветеран

        • 17 September 2002
        • 1306

        #63
        Шалом
        Здравствуйте.
        Да я вовсе и не насмехаюсь и не злорадствую. Мне просто интересен сам феномен.
        Кроме того, когда я говорил о культуре я не имел именно Россию, и даже совсем не её имел в виду. Я говорил о тех странах, где протестантство никто давно не гонит и не притесняет, США или Западную Европу к примеру, там собственно неопротестантсво и зародилось.Да и сами гонения не причина, Римская империя гнала христиан не меньше, тем не менее были и раннехристианское искусство, и богословие, и литература.( Иустин Философ, Тертуллиан, Минуций Феликс, Ориген и мн. др. жили в эпоху гонений и сами пострадали от гонителей)
        Кстати по поводу соотоношения чистоты , святости с занятием наукой и искусством я не могу согласиться. Тут разные есть примеры. В истории культуры было довольно много случаев сочетания гения и высокой нравственности. Тут можно привести очень длинный список. Да Вы и сами без труда вспомните пару имён.
        А поделиься это всегда пожалуйста.
        Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

        Комментарий

        • Danila
          Ветеран

          • 17 September 2002
          • 1306

          #64
          Eliyahu Ryvkin
          Здравствуйте.
          Вы знаете, я тоже много читал Шестова, но мне он не очень импонировал по той причине, что Шестов так и не поднимается до Нового Завета. Он уважительно относится к ап. Павлу, скажем, но не более того. Он например не принимает ев. от Иоанна, т.к. в нём Бог есть Слово. Шестов очень ветхозаветен, о Христе он говорит мало. Что Бог есть любовь у него вообще забывается, у него Бог скорее произвол.
          Да и, кроме того, в Библии разум всё-таки не отвергается так уж безусловно. Ведь он тоже дарован нам Богом. Вспомните кн. Притч или Еклессиаста. Разум ведь бывает разный, бывает человеческий, поражённый грехом, а бывает разум просвещённый Св. Духом. Соответственно и культура, как плод разума бывает разная.
          И ещё у вас весьма странное представление о православии. Мистический опыт есть жизнь во Христе, это однозначное определение всех св. отцов. Догматика же вырабатывалась в основном в христологических спорах, тут вопрос о Христе центральный. Именно из мистического опыта жизни во Христе и вытекают догматы. Тот, кто Христа спасителем не принял, не может считаться православным, это первый необходимый шаг.
          А по поводу бедности израильской культуры: так ведь она всё-таки была. Вопрос не в бедности или богатстве, вопрос в наличии или отсутствии.
          Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

          Комментарий

          • Шалом
            Участник

            • 28 November 2001
            • 297

            #65
            Здравствуйте Данила.
            Ни в коей мере не обвинял Вас в злорадстве. Просто расписал мотивы, каковы могут быть.
            А по поводу наличия или отсутствия культуры (из ответа Элиягу) - не думаете ли Вы что протестанский мир не имеет её? Если так думаете, имеете глубочайшее заблуждение. Познакомьтесь с этой культурой! Только не в православной библиотеке, а в тех же протестанских церквях попросите. А лучше - лично с кем-нибудь познакомьтесь и попросите помочь (это если у Вас искреннее желание узнать о их культуре). На форуме это малоэффективно, хотя может я и не прав.
            Для ярко выраженного примера протестанского творчества могу посоветовать посмотреть мюзиклы Ледяева. Это из области ну ярко выраженного современного искусства.
            Из художественной литературы прошлых веков настоятельно рекомендую труды Джона Буньяна:"Путешествие Пиллигрима в Небесную страну" и "Духовная Война" даже усиленно рекомендую начать именно с этих трудов.
            Из научных людей глубоко уважаю Кеннета Ховена, у него есть сайт в нете, помоему www.dino.com, если не ошибаюсь. Ну и много много другого могут посоветовать сами протестанты, дайте клич!
            Последний раз редактировалось Шалом; 05 October 2002, 03:20 PM.
            Побеждающий наследует всё!

            Комментарий

            • Danila
              Ветеран

              • 17 September 2002
              • 1306

              #66
              Здравствуйте, Шалом.
              Вообще протестантизм довольно широкое понятие, из-за чего видимо и выходит недопонимание моих формулировок.
              Элияху говорил о культуре пятидесятников, и мой ответ к ней конкретно и относится. Проблема которую я поднимаю, несколько сложнее. Я говорю о отношении к культуре в среде неопротестантизма. Джон Буньян был англиканин и жил в 17 веке. Его я читал, он действительно очень интересен, но он из другой оперы.
              Всё дело в том, что налицо некий спад христианской культуры в протестантском мире. Культура, наука, искусство идут своим путём, они секуляризованы. Протестантство играет всё меньшую роль в их развитии, оно просто ушло в сторону.
              Протестантские движения возникшие в сравнительно позднее время, в 19-20 веке довольно ярко выражают эту тенденцию. Классический протестантизм( лютеран, англикан, кальвинистов и т.д.) я не трогаю, хотя истоки явления может и у них, а может ещё в католической схоластике.
              Но меня интересует тот протестантизм, который наиболее активно сейчас развивается, в том числе и в России. Каким они видят свой вклад в духовную культуру, вот в чём вопрос. Чувствуют ли они себя частью культурной традиции?
              Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

              Комментарий

              • Шалом
                Участник

                • 28 November 2001
                • 297

                #67
                Шалом Данила.
                Да, теперь вопрос поставлен чётко и ясно, остаётся ждать ответа от представителей тех деноминаций, к которым Вы его адресовали.
                Чтож, наберёмся терпения
                Побеждающий наследует всё!

                Комментарий

                • Rafael
                  неисправимый оптимист

                  • 31 March 2002
                  • 1906

                  #68
                  Но меня интересует тот протестантизм, который наиболее активно сейчас развивается, в том числе и в России. Каким они видят свой вклад в духовную культуру, вот в чём вопрос. Чувствуют ли они себя частью культурной традиции?


                  Вряд ли. Я уже писал, что есть нечто более важное для христианина, чем вклад в культуру - проповедь благой вести. Поэтому мы не ставим цели занять особое место в культуре той или иной страны. Но это не значит, что мы чужды обществу. Например, в некоторых странах (с низким уровнем грамотности) наши программы по обучению населения грамотности превосходят по масштабу правительственные. Может, это можно считать вкладом в культуру? Или в образование? Но это не самоцель. Цель - научить людей грамоте, чтобы они могли читать Библию.

                  Что касается живописи, музыки и литературы, то тут мы тоже не ставим цель выделиться. В принципе, об уровне некоторых из Свидетелей можно судить по иллюстрациям в наших публикациях и по оркестровому исполнению наших мелодий. Я пока слышал только положительные отклики (если не считать пары закоснелых в предвзятости форумчан).

                  Также Свидетели отмечены в новейшей истории как люди выдающейся стойкости (в частности, в некоторых музеях второй мировой войны Свидетелям уделено заслуженное внимание).

                  Все больше врачей отмечают большой вклад Свидетелей в развитие бескровных методов хирургии.

                  Но, опять же, в этих случаях то, что мы были отмечены, является лишь побочным результатом нашей веры и вытекающих из нее дел.
                  Рaфаэль

                  Комментарий

                  • Владимир Ростовцев
                    Был

                    • 24 November 2001
                    • 6891

                    #69
                    Ответ участнику Rafael
                    Цитата от участника Rafael:
                    Также Свидетели отмечены в новейшей истории как люди выдающейся стойкости (в частности, в некоторых музеях второй мировой войны Свидетелям уделено заслуженное внимание).

                    Все больше врачей отмечают большой вклад Свидетелей в развитие бескровных методов хирургии..


                    Вы что, уважаемые, тоже "протестанты"?
                    Не пойму, как НЕХРИСТИАНЕ могут быть протестантами...

                    Мир на Израиля! Приди скорее, Иисус!
                    Ожидающий Его, Владимир Ростовцев.

                    Комментарий

                    • Eeyore
                      Участник

                      • 20 August 2002
                      • 122

                      #70
                      Ответ участнику Danila
                      Цитата от участника Danila:
                      Джон Буньян был англиканин и жил в 17 веке. Его я читал, он действительно очень интересен, но он из другой оперы.


                      Ради исторической точности скажу, что он был все же не англиканин, а баптист, и, кажется, за это угодил в тюрьму.

                      Комментарий

                      • Rafael
                        неисправимый оптимист

                        • 31 March 2002
                        • 1906

                        #71
                        vrost
                        Не пойму, как НЕХРИСТИАНЕ могут быть протестантами...

                        Мы христиане. Но с протестантами себя не ассоциируем. Просто вопрос автора темы был обращен к нескольким конфессиям, и Свидетелям в частности. А громкие возгласы о том, что Свидетели - не христиане, это просто беспочвенные лозунги.
                        Рaфаэль

                        Комментарий

                        • Danila
                          Ветеран

                          • 17 September 2002
                          • 1306

                          #72
                          Eeyore
                          Приношу извинение за неточность, память подвела.
                          Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

                          Комментарий

                          • Igor
                            Отключен

                            • 18 April 2002
                            • 3180

                            #73
                            А громкие возгласы о том, что Свидетели - не христиане, это просто беспочвенные лозунги


                            Христиане сегодня все те, кто исповедует Иисуса Христа.
                            Если СИ тоже исповедуют Иисуса Христа, значит они тоже христиане.
                            Протестанты - это те кто в свое основание веры ложит Библию.

                            Комментарий

                            • Eeyore
                              Участник

                              • 20 August 2002
                              • 122

                              #74
                              Ответ участнику Igor
                              Цитата от участника Igor:

                              Протестанты - это те кто в свое основание веры ложит Библию.


                              Еще лучше сказать: кто в свое основание веры поклал Библию.

                              sorry.

                              Комментарий

                              • Danila
                                Ветеран

                                • 17 September 2002
                                • 1306

                                #75
                                Rafael
                                Грамотность и умение игры на инструментах это ещё не культура. Творчество всегда самобытно, оно несёт отпечаток творца. Вот про ваше творчество и хотелось бы услышать, расскажите о иеговисткой литературе, философии, живописи и т.д. А мы послушаем...
                                Igor
                                Если СИ тоже исповедуют Иисуса Христа, значит они тоже христиане.

                                Вопрос в том, Кем они Христа исповедуют.
                                Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

                                Комментарий

                                Обработка...