Насколько помню это вероучение (давненько был СИ, в начале 90-х
), представление Свидетелей Иеговы о природе человека (феномене сознания, "Я" и т.д.) практически не отличается от материалистического. Отличие разве что в том, что СИ верят в присутствие в человеке (и животных) "духа", но понимают это как безличную нематериальную силу, делающую человека живым.
Что принципиально: ни о какой метафизической субстанции-носителе индивидуальности (типа "бессмертной души") речи не идет. Будущее воскрешение понимается как физическое "воссоздание" умершего человека, каким он был, только уже неболеющим и нестареющим.
Но тут возникает проблема. Дело в том, что материалисты много рассуждали на тему "воссоздания личности" (гипотетическое создание точной копии человека, каким он был на момент смерти, вплоть до идентичной конфигурации атомов) и чисто логически неминуемо приходили к выводу, что жизнь полученного "клона" невозможно рассматривать как продолжение существования покойника. Данной теме Станислав Лем посвятил этот параграф в своей "Сумме технологии". Тут на форуме в научном разделе тоже время от времени возникают дискуссии по этой проблематике. Совсем недавно - в теме "Мозг человека": с этого сообщения и потом 10 страниц.
Для тех, кому лень смотреть ссылки, изложу суть проблемы. Представьте, что в какой-то момент с Вас делают "поатомную опись" и на ее основе создают Вашу абсолютную копию. А Вы преспокойно продолжаете существовать дальше. Да, полученный клон будет искренне считать себя Вами, у него будут те же воспоминания, аналогичное "Я" и т.д. (так получается при материалистическом подходе: если всё это - лишь порождение мозга). Но для Вас-то это будет посторонний человек. И что изменится, если Вы умрете до создания Вашей копии? С какой стати Ваше "Я" перепрыгнет в клона? Правильно, ни с какой. Для Вас всё навсегда закончится (ну, если нету бессмертной души).
Но это именно то, что собирается делать Иегова, согласно учению СИ. Типа, "воссоздать личность".
Правда, они надеются дожить до Армагеддона и благополучно пережить его... т.е. вообще не умереть... тогда это будут те самые индивидуумы, конечно. Но если завтра какой-нибудь СИ умрет, то всё... о том, что будет потом, он так никогда и не узнает (см. выше). А в раю радостно прыгать будет клон.
Вот если как принято в христианстве сочетать веру в телесное воскресение с верой в бессмертную душу, то такой проблемы не возникает. Ибо душа выступает в роли субстанции-носителя индивидуальности. Субстанция будет всё та же, т.к. не умирала; поэтому и не возникает проблемы с копией/клоном личности. Отказавшись от такого традиционного представления и перейдя к материалистическому (по сути), СИ, сами того не понимая, лишили смысла саму идею воскрешения.
* * *
Я не слежу за дискуссиями со здешними СИ... эту тему уже поднимали?
Если да, то как они выкручивались?
Или просто "не въезжают", в чем проблема?
В мою бытность СИ я об этом просто не задумывался.
Допускаю, что взгляд СИ на человеческое сознание/самосознание/"Я" дальше от материалистического, чем мне это сейчас представляется по прошествии лет... тогда хотелось бы услышать четко, в чем разница и как конкретно при помощи этой разницы (если она есть) они решают изложенную логико-философскую проблему.
Мне они могут и не ответить... тогда прокомментируйте те, кто с ними дискутирует, плиз.
P.S. Когда спорят об интерпретации Библии (в том числе на тему души и воскрешения), то обычно никто никому ничего не может доказать, как показывает практика. СИ остаются при своем мнении, оппоненты при своем. А вот если рассмотреть внутреннюю логическую неувязочку в учении... это уже совсем другое дело... Тут никакая Библия не поможет. И никакой ее перевод.

Что принципиально: ни о какой метафизической субстанции-носителе индивидуальности (типа "бессмертной души") речи не идет. Будущее воскрешение понимается как физическое "воссоздание" умершего человека, каким он был, только уже неболеющим и нестареющим.
Но тут возникает проблема. Дело в том, что материалисты много рассуждали на тему "воссоздания личности" (гипотетическое создание точной копии человека, каким он был на момент смерти, вплоть до идентичной конфигурации атомов) и чисто логически неминуемо приходили к выводу, что жизнь полученного "клона" невозможно рассматривать как продолжение существования покойника. Данной теме Станислав Лем посвятил этот параграф в своей "Сумме технологии". Тут на форуме в научном разделе тоже время от времени возникают дискуссии по этой проблематике. Совсем недавно - в теме "Мозг человека": с этого сообщения и потом 10 страниц.
Для тех, кому лень смотреть ссылки, изложу суть проблемы. Представьте, что в какой-то момент с Вас делают "поатомную опись" и на ее основе создают Вашу абсолютную копию. А Вы преспокойно продолжаете существовать дальше. Да, полученный клон будет искренне считать себя Вами, у него будут те же воспоминания, аналогичное "Я" и т.д. (так получается при материалистическом подходе: если всё это - лишь порождение мозга). Но для Вас-то это будет посторонний человек. И что изменится, если Вы умрете до создания Вашей копии? С какой стати Ваше "Я" перепрыгнет в клона? Правильно, ни с какой. Для Вас всё навсегда закончится (ну, если нету бессмертной души).
Но это именно то, что собирается делать Иегова, согласно учению СИ. Типа, "воссоздать личность".
Правда, они надеются дожить до Армагеддона и благополучно пережить его... т.е. вообще не умереть... тогда это будут те самые индивидуумы, конечно. Но если завтра какой-нибудь СИ умрет, то всё... о том, что будет потом, он так никогда и не узнает (см. выше). А в раю радостно прыгать будет клон.

Вот если как принято в христианстве сочетать веру в телесное воскресение с верой в бессмертную душу, то такой проблемы не возникает. Ибо душа выступает в роли субстанции-носителя индивидуальности. Субстанция будет всё та же, т.к. не умирала; поэтому и не возникает проблемы с копией/клоном личности. Отказавшись от такого традиционного представления и перейдя к материалистическому (по сути), СИ, сами того не понимая, лишили смысла саму идею воскрешения.
* * *
Я не слежу за дискуссиями со здешними СИ... эту тему уже поднимали?
Если да, то как они выкручивались?
Или просто "не въезжают", в чем проблема?
В мою бытность СИ я об этом просто не задумывался.
Допускаю, что взгляд СИ на человеческое сознание/самосознание/"Я" дальше от материалистического, чем мне это сейчас представляется по прошествии лет... тогда хотелось бы услышать четко, в чем разница и как конкретно при помощи этой разницы (если она есть) они решают изложенную логико-философскую проблему.
Мне они могут и не ответить... тогда прокомментируйте те, кто с ними дискутирует, плиз.
P.S. Когда спорят об интерпретации Библии (в том числе на тему души и воскрешения), то обычно никто никому ничего не может доказать, как показывает практика. СИ остаются при своем мнении, оппоненты при своем. А вот если рассмотреть внутреннюю логическую неувязочку в учении... это уже совсем другое дело... Тут никакая Библия не поможет. И никакой ее перевод.

Комментарий