Исторический путь России
V. Ордынская модель
[1]Курсивом в этой и последующих главах выделены слова автора статьи
Прямым шрифтом о чем (конспективно) говорит Б.Акунин.
Борис Акунин выделяет восемь признаков российской государственности, которые достались в наследство от Орды. Исторические испытания давили на них, но они оставались несущими опорами российского государства.
1. Ордынская держава предельно жестко централизована. Все важные решения, будь то политические, эконмические, культурные или идеологические, принимаются в ханской ставке или должны быть ею санкционированы.
Этот порядок очень сокращает и упрощает мобилизационные механизмы, с одной стороны, что не раз помогало России во время тяжких испытаниё. С другой же, необходимость всё время оглядываться, даже в пустяках, на центр парализует всякую инициативу на местах, замедляет управление страной. А ести учесть просторы России, плохую коммуникацию между административными единицами вредило и вредит это ей постоянно.
2. Фигура носителя центральной власти сакральна. Сама церковь в своей деятельности должна повиноваться воле хана. Он навершие пирамиды любой власти. Пиитет, стоящего на самом верху человека, обеспечивает политическую стабильность. Такое государство меньше подвержено внутренним потрясениям. И это, конечно же, благо.
Однако, превознесение главы власти на недосягаемую высоту, несет и серьезные риски, потому что, в конечном итоге, это всего лишь человек со своими слабостями. В династических моделях, где государь получает корону не благодаря своим дарованиям, а по праву рождения, его положение занято им случайно. Его психическая или физическая ущербность может нанести стране огромный вред.
Это происходило в истории России не раз. Николай II, не худший из российских правителей, оказавшись в жестких условиях, оказался настолько слаб, что не смог удержать на плаву огромный корабль Россию. А в 2000 году? Пришедший к власти на волне демократии Путин, за 17 лет превратился в единоличного правителя, которого поддерживает большинство населения России.
Именно тут мне (автору статьи) хочется остановиться на роли русской православной церкви во всём этом.
До захвата Киева Ордой, он, хоть и очень ослабленный, имел православную митрополию, установленную Константинопольской патриархией. Митрополит Киевский Кирилл, был утвержден ею и не подчинялся в церковных вопросах князю. После его захвата монголо-татарами митрополия, вместе со своим главой переместилась не в Галицию, чьи православные церкви остались более-менее независимы от князей, а во Владимир прямо под бочек Орды.
Если кто скажет, что Кирилл был вынужден это сделать под влиянием захватчиков, то будет неправ. Великая Яса Чингисхана, определяющая поведение монголо-татар, определяла их отношение к захваченным землям и народам их населявшим, запрещала любую нелояльность к религиям и культам этих народов, к их служителям. Умел Чингисхан далеко заглядывать. Чем было чревато нарушение ханского запрета? Одним смертью.
У митрополита Киевского Кирилла по-видимому были свои резоны. С одной стороны это близость к столице одного из щупалец огромной империи, а с другой распространение в ней своего влияния многие знатные монголы исповедовали христианство николаитского толка. Пример тому сын правителя Золотой Орды, внука Чингисхана, Бат хана (Батыя) Сартан.
Лично мне, николаитов, которых и сейчас около 200 000, назвать христианами трудно. Хоть они и исповедуют Евангелие, но не считают Христа одной из Божьих ипостатей. Они считают его великим пророком, но человеческой личностью. Правитель у них так же обожествляется и поэтому тоже сакрален. Николаиты быстро были выдавлены из европейской среды, но распространились на Востоке, где генетически распространен коллективизм с его стремлением обожествлять правителей.
Во Владимире у церкви не получилось привлечь николаитов к себе и оттуда она, через сотню лет, переместились в Москву, занимавшую тогда центральное положение среди православных земель. Но привычное поклонение хану (обойти которое было нельзя) уже вошло в доктрину этой церкви. Оно усилилось, когда начали гонения на христиан Орды ханом Узбеком при принятии ей ислама.
Именно тога в России появились знаменитые сейчас фамилии Карамзины, Юсуповы, Аксаковы, Аракчеевы и многие другие. Именно оттуда в русской православной идеологии проявилась эта сакральность высшей власти, в степени превосходящей любую из других православных церквей. Ни одна другая христианская церковь не заражена николаизмом в такой степени.
3. Воля правителя выше любых законов. Верховенство закона государство может провозглашать. Но на словах. Но на деле человек всегда должен починяться решению властителя. Хоть в Орде знали чтили Закон Ясы, но еслиеё законы противоречили указам хана, то исполнялись последние. Пример тому судебная система современной России, послушно утверждающей любые указания власти.
Это даже не возвращение к сталинским временам, а к 16-му веку, когда Грозный царь судил людей не по букве закона, а по своему хотению. Зависимость судей от власти была всем удобна и властям, бывшим вне закона, и самим судьм, черпавшим материальные выгоды от творимого ими беззакония.
4. Ордынское государство всегда военизировано. Данная особенность проявляется не только в мощи вооруженных сил и превосходстве военных расходов над остальными статьями бюджета, но и в армейских принципах административного управления. «Приказы не обсуждаются, а выполняются».. Коллегиальность почти отсутствует. Руководство на местах несет ответственность не перед обществом, а исключительно перед начальством.
Верховный правитель не отвечает ни перед кем. В странах с такой системой власти и где какая-то религия стала государственной он отвчает перед богом, которого на земле представляет. Государь критике не подлежит.
5. Высшая ценность государства само государство. Не государство обслуживает нужды народа, а народ обслуживает нужды государства. Личная несвобода и бесправие жителей принципиальное условие существования ордынской системы. Все они считаются находящимися на государственной службе.Малейшее противодействие этому установлению жестоко подавляется и наказывается.
Первое, что сделал Иван III закрепостил аристократию, лишив её права переезжать от сюзерена к сюзерену. Затем тот же принцип распространился на все население, вплоть до самых нижних его слоёв на крестьянство. Вспомним сталинские запреты иметь паспорта, нынешнюю прописку, регистрацию, сложности и расценки при выходе из гражданства. Именно закабаление, лишение прав, означает нахождение на государственной службе.
6. Вместо системы личных прав, система личных привилегий. Дело в том, что личные права в общем естественны и неотъемлемы. Лишиться их можно за совершенные преступления и по приговору суда. Вторые же предоставляются сверху и сверху могут быть отобраны. Объем и качество привилегий зависит от близости к вершине властной пирамиды.
Этот принцип придает структуре ордынского государства определенную стройность и лучшую управляемость. Всякий чиновник или начальник хорошо знают, что их благополучие целиком зависят от их лояльности действующей власти.
7. Важность тайной полиции гипертрофирована. Она подчинена непосредственно властителю и контролирует, а часто и дублирует действия всей вертикали власти. В отсутствии коллегиальности и общественного контроля за работой всех уровней государственного аппарата, у верховной власти и нет другой возможности получать достоверную информацию о происходящем в государстве и предотвращать всевозможные эксцессы.
Чингисхан, безусловный гений имперского строительства, опирался на «кеши» «чёрный тумен». Контингент телохранителей, наделенных особыми полномочиями и часто использовавшихся в качества «чиновников особых поручений». Российские правители постоянно воспроизводили аналогичные структуры, позволявшие им держать страну под контролем. Таковыми были опричина Ивана IV Грозного, шпионское ведомство Семёна Годунова, «правого уха» Бориса, Преображенский приказ Петра I, тайная канцелярия, голубые мундиры, охранка, ЧК, НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ, к которой добавлены в России и Служба охраны президента, и Спецсвязь, и МВД, и войска спецназначения, и Нацгвардия. Какова их численность имеет право знать лишь Президент РФ, но она не меньше 2 миллионов ртов, которые сами, чьи семьи, окормляются президентом из, якобы общего, бюджета. И неплохо «окормляются».
8. Такое государство немыслимо без ощущения некой высшей цели. Сакральность власти, основанной на несвободе и принуждении, должна оправдываться ещё более священной задачей достижения высшей цели. Ради её народ должен мириться со всеми решениями. Для поддержания этого ритуального огня важную роль играют государственные религия и идеология.
У Чингисхана это была идея создания всемирной, «от моря, до моря», империи, которая управляема одной волей, справедливо и гармонично, безопасна для жизни. Его мечтой было приписываемое ему изречение: «Прекрасная дева сможет пройти от одного края до другого, с золотым блюдом в руках, не лишившись не лишившись ни чести, ни блюда». В диких степях Монголии, где зарождалось эта империя, это казалось словами сказочной красоты.
Российская же монархия использовала идею «Россия третий Рим!». Некой всемирной империи, осененной единственно верной религией православием и управляемой её царем. Со временем это привело к её редукции, вылившейся в лозунг: «Крест ад святой Софией, Босфором и Дарданеллами».
Важность «высокой цели» отлично понимали большевики. Их «Советская власть рай на земле!»,«Через 20 лет наступит коммунизм!» и нынешний «Русский мир!» это та же сказка о «Деве с золотым блюдом» ...
...Это окончание. Четыре предыдущих главы находятся здесь:
Комментарий