Сообщение от Натуке
Первый - дореформационный, это младо-протестанты, к ним относятся, в основном, гуситы и англикане (епископалы). На этой стадии протестанты еще не рвали окончательно связь с католичеством и противоставляли себя Ватикану более по языковой и национальной принадлежности.
Второй период - Реформация, церкви, возникшие в этот период, это собственно протестантские церкви: лютеранство, церковный кальвинизм (реформатство и пресвитерианство) и церковное менонитство. Хотя уже тогда стали образовываться и протестансткие секты, например, анабаптисты. Но протестанты огнем и мечем выкорчевывали в подвластных Лютеру и Кальвину регионах перекрещенческую ересь, так что ставить знак равенства между собственно протестантами и потомками мюнцерианства, баптистами и братскими менонитами, ни в коем случае нельзя, поскольку все без исключения протестантские церкви относились к ним, как к плевелам, насажденным врагом душ человеческих. (Это сейчас, перед общими врагами, оккультизмом и атеизмом, лютеране и баптисты признают друг в друге "братьев", на протяжение же веков, "братья" протестанты преследовали "братьев" баптистов ничуть не хуже, чем это делала инквизиция, черносотенцы или царская охранка).
Третий период в истории протестантизма - ревайвевалистский или неопротестантский, когда догматическое учение и основанная на нем вера, были подменены эмоциональным переживанием, воспринимаемым ревайвевалистами как "истинное покаяние" и "рождение свыше". К этим течениям относятся конгрегационалисты, баптисты, квакеры, методисты, и другие секты, отрицающие церковное священство, обряды, таинства, вплоть до того, что самые радикальные из них, как, например, квакеры, даже нашли целесообразным отказаться от водного крещения и хлебопреломления.
И, наконец, четвертый, период - это постпротестантский период, начавшийся в середине XIX в. Почему именно "постпротестантский"? Потому что, подобно тому, как Лютер и Кальвин, пересматривали наследие католичества, эти секты под разным углом проводят ревизию протестантизма. Наиболее ранней сектой подобного рода явились адвентисты седьмого дня, поставившие, например, под сомнение догмат о бессмертии души. Вскоре вслед за ними появилась Христианская Наука, мормоны, пятидесятники, свидетели Иеговы.
Особенно удачной для постпротестантизма явилась вторая половина XX в., когда у запуганых атомной угрозой и мрачными футурологическими прогнозами обывателей то и дело появлялось импульсивное желание найти убежище в чем угодно, в любой чертовщине. Тогда-то и вылезли на поверхность наиболее уродливые детища постпротестантизма: харизматия, сайентология, мунизм, "Дети Бога" и т.д, и т.п. - имя им легион.

Существенно так же и географическое разделение этих этапов. Если родиной Реформации была Средняя Европа, в основном Германия и Швейцария, тогда как почти все неопротестантские течения зародились в Англии. Что же до постпротестантизма, то на любом его отдельном экземпляре гордо красуется: Made in U.S.A.

Полтому что на примере отпочкований видны слабые места целого.
Комментарий