Путь ко спасению

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Нижегородов
    Ветеран

    • 20 July 2004
    • 2663

    #106
    Завтра, 26 августа Святая Церковь отмечает память свт. Тихона, Задонского чудотворца.



    Тихон Задонский, святой - знаменитый иерарх и духовный писатель. Родился в 1724 г. в селе Короцке, Валдайского уезда, Новгородской губернии, от бедного дьячка Савелья Кириллова и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отроч монастырь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. Тихон был возведен в сан епископа кексгольмского и ладожского викария новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Тихон написал краткое учение "О седми святых тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Тихон предписал, чтобы на литургии, всякий воскресный и праздничный день, читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе, по воскресным дням, проповедание слова Божия, вызвал для этой цели из московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника. В своих судебных решениях Тихон являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Тихон запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Тихон нашел там лишь одну школу; другая была в городе Острогожске. Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Тихон немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам; для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать"). Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одной устной проповедью, которую не все могли слышать, Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать"; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям", с кратким изъяснением десяти заповедей; "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению". Им было написано также большое сочинение "Плоть и Дух". Из проповедей Тихона особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний - "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило". Тихон правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья, он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. - в Задонском монастыре. Здесь Тихон своей жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4 - 5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательные, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Однажды, в гостях, у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощечину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении - и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Тихон беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Первым трудом Тихона в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано. Затем Тихон трудился над книгой "Сокровище духовное от мира собираемое": это - размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское". Святейший Синод оценил достоинство этих произведений, составил из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789; 48-е изд., Москва, 1870). Специально для монахов написаны Тихоном "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей - в 1861 г. Мощи Тихона открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (XII, 133). "Сочинения преосвященного Тихона, епископа воронежского и Елецкого" изданы в Санкт-Петербурге в 1825 - 26 годах, в 15 частях. Впоследствии Святейший Синод взял на себя полное издание писаний святого Тихона (Москва, 1-е изд., 1836; 5-е изд., 1889).
    Подробнее о нем здесь

    А вот такие духовные наставления давал свт. Тихон:
    "Узкий путь есть путь смирения, послушания, терпения, кротости, и отвержения самого себя, то есть воли своей. Широкий путь есть путь гордости, непослушания, нетерпения и самолюбия. Этот к аду, тот к небу ведет. Избирай, каким хочешь идти путем: или узким и низким к небу, или широким и высоким к аду, а третьего в Святом Писании не видим. Поскольку и в будущем веке, куда все идем, только два места видим, открытые Богом: вечная жизнь, которая будет на небе, и вечная мука, которая будет в аду. Это для того, любезный читатель, предлагается, что многие, даже все хотят спастись, но немногие делают то, чего дело спасения от нас требует. Даже душегубцы, похитители, разбойники, блудники, грабители, лукавые, лживые, пьяницы, клеветники, хульники, злоречивые и прочие хотят спастись. Никто из них не отречется от спасения: но, поскольку идут не тем путем, который к вечному спасению ведет, а идут путем погибельным, который до ада приводит, то и действительного желания ко спасению в них нет.
    Изрядно и твердо философы учат: кто хочет цели достигнуть, тот и средство, для той цели приличное, хочет и ищет. Например, хочешь, как выше сказано, дойти до какого-то града, ищешь тот путь, который к тому граду ведет; хочешь в немощи здравие получить, призываешь лекаря и прочее. Ибо кто чего действительно и усердно желает, и как выше также сказано, тот усердно и действительно того и ищет. Так, кто хочет усердно и действительно спастись, тот и средства к спасению ищет. Средство к спасению вечному одно представляется нам в святом слове вера святая, евангельская. Но вера та должна быть живая, а не мертвая. Живость же веры познается от дел добрых. Так как вера эта есть великое добро и сокровище в человеке, то, как добро, добрые и плоды порождает, как дерево доброе плоды добрые творит.
    Отсюда заключаем, что где нет добрых дел, а вместо того злые, там нет и веры истинной, но вера прелестная и ложная. Такую ложную веру имеющие подобно обманываются, как и те, которые в ночи идут и думают, что они тем путем идут, который к намеренному месту ведет, но, как воссияет заря, узнают свое заблуждение и жалеют. Так и ложную веру, мертвую и бесплодную, имеющие думают, что они христиане, путем благочестивым и спасительным идут, но после познают свое заблуждение и раскаются. И блаженны те, которым еще на пути заря благодати воссияет в сердцах; блаженны те, которые прежде конца своего усматривают свое заблуждение и каются. Такое познание есть начало спасения: ибо так могут они сойти с пути погибельного и взойти верой на путь спасения, который в вечную жизнь ведет."

    Сегодня вечером во многих крупных Православных храмах пройдут всенощные богослужения, на которых православные христиане будут вспоминать подвиг веры свт. Тихона, епископа Воронежского.
    Вложения

    Комментарий

    • TanjaKuz
      Ветеран

      • 19 December 2005
      • 5473

      #107
      Мир вам! А вы сами живете так или только учите чьим-то опытом?Реальность же такова-не раз слышала :уверую сразу,как только увижу хотя бы одного святого.Увидят ли?

      Комментарий

      • Нижегородов
        Ветеран

        • 20 July 2004
        • 2663

        #108
        Из духовного наследия иеромонаха Никона (1888-1931).


        Беседа в субботу на день св. первоверховных апостолов Петра и Павла после всенощной под воскресенье 29 июня 1924 года (по ст.ст.)

        «Одна раба Божия пришла как-то ко мне и спросила меня объяснить ей значение слов 136-го псалма «На реках Вавилонских» В псалме оплакивается судьба Иерусалима и иудеев. Им было попущено за их согрешения пленение Вавилонское, и когда их вели в плен в Вавилон, они, принуждаемые ведущими их вавилонянами к пению, горько плакали, вспоминая свое отечество, свой славный град Иерусалим, свой храм Подобную скорбь, подобную печаль переживаем и мы иноки в настоящее время. Нас гонят из монастырей, хотят, чтобы мы забыли свои святые обители, чтобы мы оставили образ иноческого жития, чтобы начали иную жизнь, жизнь мирскую, чтобы мы пренебрегли своими монашескими обетами
        Не о сем нужно нам скорбеть, а нужно нам глубже вникнуть в самих себя и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать как Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, ибо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню. Невозможно сердцу страстному, сердцу неочищенному возглашать хвалебные гимны Богу. Такому оскверненному грехами сердцу приличны не хвалебные гимны, а горький покаянный плач о своем греховном страстном состоянии, плач о греховном своем пленении и молитвенное воздыхание ко Господу о помощи. Необходимо очистить сердце свое от всякой греховной скверны, ибо только чистым сердцем можно воспевать Богу песнь нову
        Единственное зло есть грех. И св. отцы, усматривая во всем внешнем духовный смысл, так истолковывают этот псалом: под пленом Вавилонским разумели они пленение души человека грехом, когда человек находится в плену у греховных страстей. «Како воспою песнь Господню на земли чуждей?» - так восклицали они, чуждою землей называя страстное состояние сердца. Невозможно, невозможно в страстном состоянии богословствовать, петь хвалебные песни Господу, - надо плакать, нужно, непременно нужно прежде всего озаботиться и постараться землю сердца своего очистить от всего страстного, порочного, от всяких греховных помыслов и чувств покаянным плачем.
        «Дщи Вавилоня, окаянная, блажен, иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень» Многие поражаются кажущейся им в этих словах жестокостью, понимая все буквально. Правда, в Ветхом Завете так и понималось, но в Христовой новой благодати это понимается совершенно иначе. Младенцами здесь, как объясняют св. отцы, названы возникающие страстные помыслы, страстные движения. Эти-то страстные помыслы и движения, как только они возникнут, как только они родятся, в самом начале их возникновения, так сказать, в их младенчестве, не давая им возрастать, но пока они еще малы и не укрепились, и надо уничтожать, разбивать о Камень. А Камень есть Христос. Бей именем Иисусовым, уничтожай молитвой Иисусовой и вообще средствами благодати Христовой сих младенцев вавилонских. Вот какое глубокое понимание слов этого псалма оставили нам св. отцы.»
        (Никон Беляев (иеромонах). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. Минск, 2002. С. 186-189)

        Комментарий

        • Иван-дурак
          Участник

          • 24 August 2006
          • 76

          #109
          Уважаемый г-н Нижегородов!

          Если Господь хочет видеть нас в Раю, то почему он нас прямо там и не создал? Зачем он привел нас в Мир, но не прямо в Рай?

          Я отвечаю на сей вопрос так, что ему угодно, чтобы мы что-то делали в Миру.
          Что же именно? Каково распоряжение Бога относительно Мира? (1-й главный вопрос.)

          Я отвечаю для себя так, что христианин должен жить по совести, и в миру необходимо трудиться, результат должен быть какой-то. Я верю, что у Бога должен быть план какого-то справедливого устройства Мира, насколько это возможно. Ведь не мог же Он предусмотреть устройства мира (вернее, человека в миру), таким ужасным, Адовым, в буквальном смысле этого слова - я склонен полагать, что мы, люди, как-то не так пронимаем Его волю. Или неправильно понимаем Бога в принципе, степень участия Его в наших делах. Но главное - можете ли Вы указаь Божественный План Бога на Земле, или нет? Или же это, если можно так выразиться, "не его епархия"?

          Вы же проповедуете СТРОГОЕ монастырское делание. Хорошо, тогда давайте организуем так, что 5% населения будет работать, а изо всех остальных сделаем монастырь. Будет ли это хорошо? Я думаю, что вряд ли.

          Комментарий

          • Нижегородов
            Ветеран

            • 20 July 2004
            • 2663

            #110
            Сообщение от Иван-дурак
            Если Господь хочет видеть нас в Раю, то почему он нас прямо там и не создал? Зачем он привел нас в Мир, но не прямо в Рай?
            Да нет, Господь поместил человека прямо в рай: "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Быт. 2:8). Другое дело, что человек сам не захотел там жить.




            Сообщение от Иван-дурак
            Я отвечаю на сей вопрос так, что ему угодно, чтобы мы что-то делали в Миру.
            Что же именно? Каково распоряжение Бога относительно Мира? (1-й главный вопрос.)
            "И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2:15). Святые Отцы толкуют это место так, что Господь Бог заповедал человеку упражняться в добродетели, восходя к Богу ("возделывать"), и храниться от лукавого мира ("хранить"), т.к. сад Едемский прообразует душу человеческую, - вот "распоряжение человеку", но не миру.


            Сообщение от Иван-дурак
            Я отвечаю для себя так, что христианин должен жить по совести, и в миру необходимо трудиться, результат должен быть какой-то. Я верю, что у Бога должен быть план какого-то справедливого устройства Мира, насколько это возможно. Ведь не мог же Он предусмотреть устройства мира (вернее, человека в миру), таким ужасным, Адовым, в буквальном смысле этого слова - я склонен полагать, что мы, люди, как-то не так пронимаем Его волю. Или неправильно понимаем Бога в принципе, степень участия Его в наших делах. Но главное - можете ли Вы указаь Божественный План Бога на Земле, или нет?
            Создать человека в непадательном состоянии.



            Сообщение от Иван-дурак
            Вы же проповедуете СТРОГОЕ монастырское делание. Хорошо, тогда давайте организуем так, что 5% населения будет работать, а изо всех остальных сделаем монастырь. Будет ли это хорошо? Я думаю, что вряд ли.
            Неправда. Исполнять евангельские заповеди можно и в миру.

            Комментарий

            • Иван-дурак
              Участник

              • 24 August 2006
              • 76

              #111
              Вот лучшие формулировки того, что у меня на душе:

              Если есть Бог не только в тонком мире, но и на Земле, то страна, гордящаяся своей правильной верой, должна, естественно, быть успешной и в делах земных. А с Россией это не наблюдается.

              Мы не на горе, а скорее в луже!

              И наоборот, видя наши мирские неустройства, начинаешь подозревать, что это неспроста, это у нас с головой что-то, а может, с верой - разбираться надо.

              Вот о чем я Вас и хотел спросить: Бог - он ведь не только для Спасения, а и для земных дел, а?

              Комментарий

              • Нижегородов
                Ветеран

                • 20 July 2004
                • 2663

                #112
                Сообщение от Иван-дурак

                Если есть Бог не только в тонком мире, но и на Земле, то страна, гордящаяся своей правильной верой, должна, естественно, быть успешной и в делах земных. А с Россией это не наблюдается.
                Совсем даже наоборот: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий..." (Ин. 6:27).



                Сообщение от Иван-дурак
                Мы не на горе, а скорее в луже!
                Как и весь мир - уверяю вас.



                Сообщение от Иван-дурак
                И наоборот, видя наши мирские неустройства, начинаешь подозревать, что это неспроста, это у нас с головой что-то, а может, с верой - разбираться надо.
                Понимаете в чем дело, ведь если мир "устроен" будет, то люди вообще забудут о Вечности. Все-таки исходить надо из того, что если Бог есть, то Он желает для нас лучшего, а лучшее в этом мире - жить Вечностью.


                Сообщение от Иван-дурак
                Вот о чем я Вас и хотел спросить: Бог - он ведь не только для Спасения, а и для земных дел, а?
                Он помогает в тех земных делах, которые не мешают спасению.

                Сообщение от Иван-дурак
                Вот лучшие формулировки того, что у меня на душе:
                Прошу вас, в целях совершенствования формулировок попробуйте хоть на день отвлечься от тленного; обратитесь к опыту святых, которые жили Небом, что позволило им уже здесь вместить в себя То Царство, о котором повествуется в Евангелии.
                С Богом.

                Комментарий

                • TanjaKuz
                  Ветеран

                  • 19 December 2005
                  • 5473

                  #113
                  Спасибо вам за материалы,которые вы разместили.Отрезвляющие высказывания для тех,кто считает себя уже спасенным.Мир вам!

                  Комментарий

                  • Иван-дурак
                    Участник

                    • 24 August 2006
                    • 76

                    #114
                    Сообщение от Нижегородов

                    1. Совсем даже наоборот: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий..." (Ин. 6:27).

                    2. Как и весь мир - уверяю вас.

                    3. Понимаете в чем дело, ведь если мир "устроен" будет, то люди вообще забудут о Вечности. Все-таки исходить надо из того, что если Бог есть, то Он желает для нас лучшего, а лучшее в этом мире - жить Вечностью.

                    4. Он помогает в тех земных делах, которые не мешают спасению.

                    5. Прошу вас, в целях совершенствования формулировок попробуйте хоть на день отвлечься от тленного; обратитесь к опыту святых, которые жили Небом, что позволило им уже здесь вместить в себя То Царство, о котором повествуется в Евангелии.

                    С Богом.
                    1. Понимаете, у меня неканоническое понимание Спасения. Я считаю, что Бог дарует его исходя из всей жизни человека, которая складывается из суммы ВСЕХ ее моментов, от их качества. Нельзя сказать: я не буду тушить пожар, я буду молиться. Молиться нельзя впрок, для Царствия Небесного. Можно молиться для изменения своей души, чтобы что-то увидеть, познать. А потом использовать это знание для делания. Поэтому для меня абсолютно невозможно представить духовного человека, который не умеет жить. Духовный сапожник-бракодел для меня невозможет по определению. Как и бракодел царь. Поэтому Николай II для меня святым не является ни с какого бока, в т.ч. и как страстотерпец.

                    Вот это понимание Спасения - принципиально важно. Для политики в том числе. (То, что оно важно для христианина - и так понятно.)
                    Могу привести выводы какого-то южноамериканского (индейского) культа: Бога достичь может человек, чем бы он ни занимался. Все зависит от качества его работы, его делания.

                    А отказываться от мира - это грех, я думаю.


                    2. Мне от этого никак не легче.

                    3. Не знаю. Думаю, вернее, что они или сгниют, лежа на диване, или общество перейдет в какую-то неизвестную мне сегодня фазу развития. Эдакий коммунизм. Я не призываю строить коммунизм (потому, что это непонятно, что такое), но я призываю устроить наш дом - Землю - нормальным образом.

                    4. Никакое нормальное земное дело не может помешать спасению, если его делать правильно.

                    5. Вы предлагаете мне на сутки уйти в затвор? На сутки мало - ничего не даст... Более я не знаю, что сказать по п.5.

                    Комментарий

                    • Нижегородов
                      Ветеран

                      • 20 July 2004
                      • 2663

                      #115
                      Святитель Игнатий. Аскетическая проповедь

                      Поучение в двадцать седьмую неделю.
                      Объяснение дневного Евангелия: Иисус бе уча на едином от сонмищ в субботу

                      "...Событие, сегодня поведанное Евангелием, ужасно. Господь, по произнесении поучения народу, запечатлел поучение исцелением женщины, томившейся под бременем тяжкого и долговременного недуга. Не понявшие слова могли понять чудо; не узнавшие Бога от Его словес живота вечнаго, как узнал святой Петр [6], могли узнать по крайней мере богоугодного человека по совершившемуся знамению, как узнал Никодим [7] или как узнал исцеленный слепец [8]. Зрелище было самое жалостное, назидательное, поразительное. Падший ангел, которому человечество подчинилось и приобщилось падением, связал некую женщину странным, утомительным в высшей степени недугом. Женщина скорчилась, и в таком согбенном положении пребыла восемнадцать лет, не имея возможности выпрямить членов, дать им какой-либо отдых от принужденного, неестественного положения. Господь сказал этой женщине: жено, отпущена ecu от недуга твоего. И возложъ на ню руце и простреся, и славяше Бога [9].

                      В то время как женщина, так легко стряхнувшая с себя тяготевшее на ней бремя, в восторге прославляла Бога; в то время как собрание народа предавалось ощущениям справедливой радости при очевидном действии Божественной благодати, ясно открывшейся избавлением страдалицы от угнетавшего и истомившего ее бедствия, в это время старейшина сонмища пришел в негодование. Он не видит чуда! Он не видит исцеления! Он не видит Искупителя и Спасителя человеков! Он не видит действующего Святаго Духа! Он даже не видит богоугодного человека: мысленное око его извращено какою-то непонятною и непостижимою адскою силою! Он увидел в действии Бога преступление Божия Закона. Придирчиво он нашел труд и работу в беструдном исцелении болящей и направил в самообольщении своем против этого исцеления заповедь Божию, повелевавшую заниматься трудами и работами в шесть дней недели, воспрещавшую занятие ими в день субботний. Сущность дела состояла в том, что старейшина собора был фарисей, по крайней мере по душевному своему настроению, и увидев, по его мнению, человека, служителя Божия, подкрепляющего свое сильное слово чудом, воспалился завистью. Причиною зависти были гордость и тщеславие: старейшина хотел первенствовать во мнении народном своею земною правдою. Первенство это беструдно получает явившаяся Небесная Правда; старейшина, чтоб сохранить свое неправильное первенство, восстает против Небесной Правды, старается унизить, оклеветать ее, чтоб прикрыть гнусность своего поведения личиною справедливости, представляется ревнителем закона.

                      Сердцеведец Господь обличил фарисея. Он назвал поведение его лицемерством. Лицемерство, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить пред очами людей личину добродетели. В числе наших страстей весьма значительное место занимает тщеславие, ищущее насладиться похвалою человеческою. Оно не заботится, справедлива ли, или несправедлива эта похвала, правильны ли, или неправильны пути к получению ее, получение похвалы каким бы то ни было средством вот вся цель тщеславного лицемера. Бог забыт им: лицемер неспособен ни к вере, ни к богопознанию. Како вы можете веровати, говорил Господь иудеям, значительная и главнейшая часть которых заражена была фарисейством, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете? [10]

                      Доказал опытом неспособность лицемера к вере во Христа, к принятию Искупителя старшина сонмища иудейского, упоминаемый сегодня во Евангелии. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвал и человеческого почитания, сознавшая себя достойною их, не могла стерпеть, что невольные похвалы и удивления человеков привлечены были совершившимся пред всеми чудом. Эта душа воскипела завистью. Отвергнуть чудо было невозможно: она стремится унизить его, уничижить его, возведя на Божие чудо обвинение в нарушении Божия Закона. Лицемер с решительностью вступает в Богоборство, с решительностью приступает к хуле на Святаго Духа и произносит ее. Если совершивший чудо был благодатный человек, то фарисей уничижил и похулил благодать Духа. Если же совершивший чудо был Богочеловек, то фарисей вступает в явное противление Богу. Истинного чуда невозможно совершить человеку самим собою: оно совершается благоволением и действием всесвятаго Бога и потому быть противным воле Божией и Закону Божию никак не может. Обвинение и уничижение Божия знамения фарисеем служит только обнаружением его умственного омрачения и сердечного ожесточения, произведенных греховною жизнью.

                      Дерзкий, страшный поступок фарисея, осмелившегося порицать действие Спасителя в самом присутствии Спасителя, заслуживает особенное внимание наше, должен быть оплакан горячими и неутешными слезами. Он должен быть оплакан такими слезами, потому что он возник из общего всем нам падения и отвержения нашего. На него нам должно обратить особенное внимание, чтоб, взвесив всю тяжесть его и убоявшись его, как точно страшного и тягостнейшего, избежать его. И ныне Христос действует; и ныне Дух Святый совершает спасительные знамения в христианских таинствах! И ныне Бог имеет хулителей, противников, врагов Своих между человеками.

                      Всякий род греховной жизни заключает в себе сопротивление и противодействие Богу; всякий род греховной жизни есть нарушение Закона Божия, есть отриновение воли Божией. Всяк, творяй грех, сказал апостол, и беззаконие творит: и грех есть беззаконие [11]. Лицемерство есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию Христа и христианству. Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния. Но лицемер, недугуя недовольно приметными для человеков страстями тщеславием, гордынею, сребролюбием, завистью, лукавством, злобою, прикрывая их лицемерством и притворством, неспособен, как неспособен сатана, к признанию себя грешником. И добродетели и страсти делаются от навыка как бы природными, так и лицемерство от навыка к нему делается как бы естественным качеством. Обладаемый им уже не видит в лицемерстве душепагубнейшего порока, дела лицемерства совершает как бы дела правды. Душа лицемера поражена слепотою: почему и Господь назвал фарисеев безумными и слепыми [12]. Лицемер есть тот злосчастный, по мнению своему, праведник, который отвергнут Богом: не приидох, сказал Спаситель, призвати праведники, но грешники на покаяние [13]. Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого по воле Божией. Господь даровал человекам для примирения их с Богом добродетель покаяние; как могли принять этот духовный дар те, которые были вполне довольны собою и ожидали в обещанном Мессии по преимуществу завоевателя, долженствовавшего обильными плотскими воздаяниями увенчать их плотскую, нелепую, исполненную гордыни и злобы праведность? В омрачении и ожесточении своем фарисеи даже хвалились неспособностью к познанию и принятию Искупителя: еда кто от князь верова в онь, или от фарисей, говорили они [14]. На эту неспособность их к истинному богопознанию указал и Господь: аминь глаголю вам, сказал Он им, мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божий [15]. Явный грешник, грешник, впавший в смертные грехи, грешник, привлекший к себе презрение и омерзение человеков, способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению неукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собою. Фарисейство есть страшный недуг духа человеческого, подобный тому недугу, которым недугует падший ангел, которым этот ангел хранит для себя, как бы сокровище, падение свое. Внемлите себе, заповедал Господь ученикам своим, от кваса фарисейска, еже есть лицемерие [16]. Лицемерие названо закваскою, потому что оно, вкравшись в душу, проникает во все мысли, во все чувствования, во все дела человека, делается его характером, как бы душою его....Что же мы увидим, братия, в нашей душевной клети, когда осветит ее божественный свет? Мы увидим бесчисленное множество наших согрешений. То падение нашего родоначальника, о котором поведает нам Священное Писание, мы увидим и осяжем в самих себе [22]; мы увидим и осяжем в себе необходимость Искупителя. Познав Искупителя в Господе нашем Иисусе Христе, мы исповедаем Его; познав и исповедав, мы узрим Его и поклонимся Ему тем поклонением, которое приличествует и подобает Богу, Творцу и Спасителю нашему. Аминь. "

                      Комментарий

                      • Нижегородов
                        Ветеран

                        • 20 July 2004
                        • 2663

                        #116
                        Игумен Никон (1894-1963). Из писем

                        Все человечество и каждый человек находятся в глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя, и спасти, и стать достойным царствия Божия. Исправляет человека Господь Иисус Христос, для этого и пришедший на землю, но исправляет тех, кто верует во Христа и осознает свою испорченность, или, как мы больше привыкли говорить, свою греховность. Так Господь и говорит: Не приидох призвати праведники (т.е. тех, кто считает себя праведниками, хорошими), но грешники на покаяние , - именно тех, кто увидел свою испорченность, греховность, свое бессилие самому исправить себя, и обращающихся ко Господу Иисусу Христу за помощью, вернее, умоляющих Господа о помиловании, об очищении от греховных язв, об исцелении проказы душевной и даровании царствия Божия исключительно по милости Божией, а не за какие-либо наши добрые дела.

                        Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он - грязь и нечистота, что недостоин он призывать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи гор'е, с болью сердечной взывает: "Боже, милостив буди мне, грешному". Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь...

                        Чтобы идти по правильному пути, надо следить за собою, сравнивать свои дела, слова, помыслы, влечения и проч. с заповедями Христовыми, не оправдывая себя ни в чем, стараться исправлять себя, насколько, можно, не обвинять и не осуждать других, каяться пред Господом, постепенно смиряться пред Богом и людьми - тогда Господь постепенно будет открывать такому человеку его падение, его порчу, его неоплатный долг...

                        Желаю вам всем здравия телесного и разума духовного, а главное - смирения, без чего и все добродетели не имеют цены. В свою очередь, смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание. Так что все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для царствия Божия, а вследствие этого - необходимости постоянно умолять Господа: "Боже, милостив буди мне, грешному". Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет...


                        Господь хочет спасения каждому человеку. Но не каждый человек хочет спасения на деле. На словах все хотят спастись, а на деле отвергают спасение. Чем отвергают? Не грехами, ибо были великие грешники, как разбойники, как Мария Египетская и др. Они покаялись в своих грехах, и Господь простил их; таким образом они получили спасение. А погибает тот, кто грешит и не кается, а сам себя оправдывает в грехах. Это самое ужасное, самое гибельное...



                        Эвенкия Православная - Новости

                        Комментарий

                        • Нижегородов
                          Ветеран

                          • 20 July 2004
                          • 2663

                          #117
                          Серафим Саровский

                          Проходящий путь внимания не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с Законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и истину яснее узреть.

                          Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: И на враги моя воззре око мое (Пс.53,9).

                          От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая... иский кого поглотити (1Пет.5,8), и те, которые напрягают лук свой состреляти во мраце правых сердцем (Пс.10,2).

                          По учению Святых Отцов, при каждом человеке находятся два ангела: один - добрый, другой - злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем, очевидно: в тебе находится Ангел правды. А дух лукавый острожелчен, жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай это по делам его (Прп. Антиох. Сл.61).

                          "Будь всегда внимателен к себе самому, возлюбленный, - говорит Исаак Сирин, - и среди непрестанных дел своих рассмотри и встречающиеся тебе скорби, и пустынность местопребывания твоего, и тонкость ума твоего вместе с грубостью твоего познания, и большую продолжительность безмолвия твоего вместе с многими врачествами, то есть искушениями, наводимыми истинным Врачом к здравию внутреннего человека, а в иное время и бесами, иногда же болезнями и телесными трудами, иногда боязливыми помышлениями души твоей, страшными воспоминаниями о том, что будет напоследок, иногда же привитием и обвязанием благодати сердечной теплоты и сладостных слез, и духовной радости, и всего прочего. Совершенно ли во всем этом примечаешь, что язва твоя начала заживать и закрываться, то есть начали изнемогать страсти? Положи примету, и входи непрестанно сам в себя, и смотри: какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли перед тобой, какие из них истребились и совершенно отступили от тебя, и какие из них начали умолкать вследствие выздоровления души твоей, а не вследствие удаления того, что возбуждало их, и какие научился ты одолевать умом, а не лишением себя того, что служит для них поводом? Обрати также внимание на то, совершенно ли видишь, что в гниющей язве твоей начала нарастать живая плоть, то есть душевный мир. Какие страсти преследуют тебя одна за другой последовательно и стремительно и через какой промежуток времени? Суть ли это страсти телесные или душевные, или сложные и смешанные? И возбуждаются ли в памяти только, как немощные, или сильно восстают на душу? И притом - властительски или яко тать? И как обращает на них внимание владеющий чувствами царь - ум? Когда они напрягут силы и вступят в брань, сражается ли с ними и доводит ли их до бессилия своею крепостью, или не обращает даже на них взора, ставит их ни во что? И какие изгладились из старых страстей и какие вновь образовались? Притом, возникают ли страсти в живых образах или в чувстве - без живых образов, и в памяти - без страстного движения, без размышления о них и без раздражения? И по этому можно узнавать меру душевного здравия" (Прп. Исаак Сирин. Сл.45).

                          А потому таковой человек, следуя учению божественного Павла, принимает вся оружия Божия, да возможет противитися в день лют (Еф.6,13), и сими оружиями при содействии благодати Божией отражает видимые приражения и побеждает невидимых ратников. Мы видим пример такого духовного бодрствования в Иове Многострадальном, о котором святая Церковь воспевает так: Богатство видев добродетелей Иовлих, украсти кознстововавше праведных враг, и, растерзав столп телесе, сокровище не украде духа, обрете бо вооружену непорочнаго душу (из тропаря святому, глас 1-й).

                          Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями, но должен быть внимателен к себе.

                          Особенно на сем пути наблюдать должно, чтобы не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по Псаломнику: Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс.16,4), а молить Господа: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18,13-14).

                          Человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, в середине же, где случается счастие или несчастие, должен быть равнодушен.

                          Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: Ни когоже на пути целуйте (Лк.10,4), то есть без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.

                          Встречающихся старцев или братию поклонами почитать должно, имея очи всегда заключенные.


                          РССРѕРІРЅСРµ насСавления инокам Рё РјРёСянам РСеподобнСР№ РЎРµСР°СРёРј РЎР°СРѕРІСЃРєРёР№ - в BOGOSLOV.com РСавославное видео, Ридео РСоповеди, Р�РЅСРµСРЅРµС Садио,

                          Комментарий

                          • Нижегородов
                            Ветеран

                            • 20 July 2004
                            • 2663

                            #118
                            Беседа игумении Таисии с о. Иоанном Кронштадтским

                            И.Т. Батюшка, доколе человек во плоти, он не может быть свободен от страстей и искушений и от соблазнов, которые отовсюду окружают его в мире?

                            О.И. Разумеется, не свободен, потому-то и надобно глубоко и неослабно внимать себе. Человек в минуты искушений подобен лежащему на весах: куда его перетянет? Враг тянет его в гибель, а ангел и сама совесть человека удерживают его. В это время следует вооружиться страхом Божиим, представив себе ужас адских мучений. Необходимо присоединить и тайную молитву сердца, ибо без помощи Божией мы не сильны бороться с искушениями.

                            И.Т. Когда человек внимает себе и следит за собою, то и малейшее уклонение от Бога, волею или неволею допущенное, тяготит душу и нарушает ее мирное состояние (говорю, впрочем, из собственного опыта). С потерею мира рождается тревога, смущение, теснота. О, как тяжело бывает душе и как трудно ей снова восстановиться!

                            О.И. Потребно немедленное тайное покаяние: Воззовет ко Мне, и услышу его (Пс. 90, 15). Господь знает наши немощи. Он готов простить нам все, если мы каемся и просим прощения. Не надобно коснеть, т.е. останавливаться на мысли о совершенном грехе, а тотчас же каяться, памятуя милосердие Божие, тогда породится не тревога и рассеяность, а сокрушение и смирение сердца, которое Бог не уничижит (Пс. 50, 19), т.е. не презрит.

                            И.Т. Как сохранить в душе мир с Богом, восстановленный в ней чрез таинства, или чрез тайное покаяние, или милосердием Божиим?

                            О.И. Ничем так не сохранишь мир, состоящий в общении с Богом, как вниманием к себе. Вообще человек, проходящий жизнь духовную и ревнующий о спасении, должен неослабно внимать себе, т.е. замечать все движения своего сердца и ума. За ними сильно назирает враг и ищет уловить их; и когда найдет скважинку, т.е. минуту, не занятую вниманием самого домохозяина, тотчас же вторгается и сам начинает хозяйничать в его душе, и много может навредить ей.

                            И.Т. А как тяжело чувствует себя душа, когда, очистившись и восстановив свое общение с Богом, опять нарушит его!

                            О.И. На чистом и белом виднее пятнышко и самомалейшее; так и на душе чистой, а в черном и грязном они и незаметны за общей чернотой и грязью. Опять так и выходит, что надобно внимать себе и иметь непрестанное памятование о Боге и внутреннюю молитву.

                            И.Т. Да, батюшка, невольно приходишь к сознанию, как трудно человеку, особенно поставленному жизнью среди суеты, хотя бы и невинной, например начальственной, но хранящему самовнимание, устоять на этом пути.

                            О.И. Пожалуй и трудно, но какое же доброе дело и дается без труда? А с другой стороны, ведь в труде-то и спасение наше, ведь Царствие Божие нудится (ср.: Мф. 11, 12), т.е. самопринуждением, силою, старанием берется, и только усиленные искатели достигают его. Потребна молитва.

                            И.Т. Батюшка, научите меня молиться.

                            О.И. Самое простое дело молиться, а вместе и самое мудрое. Дитя малое умеет по-своему молить, просить своего отца или мать о том, чего ему хочется. Мы дети Отца Небесного; неужели детям ухищряться просить отца? Как чувствуешь, так и говори Ему свои нужды, так и открывай свое сердце. Близ Господь всем призывающым Его во истине... и молитву их услышит (Пс. 144, 18, 19). Еще глаголющу тебе, речет: «Се приидох!» О, как велико милосердие Божие к нам! Но вместе и будь мудра и осторожна, береги ум от рассеянности и скитания или суетности.

                            И.Т. Иногда, батюшка, я действительно молюсь всем существом, точно бы я стояла пред лицем Самого Господа. Все существо мое исчезает в молитве, и сладка и горяча бывает молитва та. Но это бывает нечасто, да я и не допускаю себе иногда такового состояния, боюсь, чтобы не прельстил меня враг такою молитвою, как неискусную, еще не могущую понести высоты ее; это дело преуспевших более меня в духовной жизни. Ведь я почти все аскетические книги перечитала, и все подвижники предостерегают новоначальных, неискусных, таких, как я, от созерцательной молитвы; т.е. ее необходимо достигать, но с осторожностью, как высшего дара Божия.

                            О.И. Что же и я тебе говорю: будь мудра, осторожна, но избегать созерцательной молитвы не следует. Такая молитва есть посещение благодати Божией, ее надо усиленно просить и дорожить ею, а не избегать ни по какой причине. Враг не любит такой молитвы, вот он и пугает тебя, обманывает. Молитва усмиряет душу, вселяет в нее тишину и спокойствие.

                            И.Т. С принятием сана начальственного я мало молюсь, батюшка: вечером не знаешь, как до подушки добраться, так умаешься от дневных дел и забот, а утром, прежде еще чем я встану, дела встанут, и лишь отворишь дверь, то едва ли вернешься для молитвы.

                            О.И. Не во многоглаголании (Мф. 6, 7) молитва и спасение. Читай хотя и немного молитв, но с сознанием и с теплотою в сердце. А главное, в течение целого дня имей память о Боге, т.е. тайную, внутреннюю молитву. Я и сам не имею времени выстаивать продолжительные монастырские службы, но везде и всегда иду ли я, еду ли, сижу или лежу мысль о Боге никогда не покидает меня, я молюсь Ему духом, мысленно предстою Ему и созерцаю Его пред собою. Предзрех Господа предо мною выну... да не подвижуся (Пс. 15, 8); мысль о близости Его ко мне никогда не покидает меня. Старайся и ты так поступать.
                            ИГУМЕНИЯ ТАИСИЯ (СОЛОПОВА)



                            Об игумении Таисии см. также: Игуменья Таисия Леушинская

                            Комментарий

                            • Нижегородов
                              Ветеран

                              • 20 July 2004
                              • 2663

                              #119
                              Авва Пимен поведал об авве Иоанне Колове следующее. Он умолил Бога, и отняты были у него страстные вожделения. Он ощутал ненарушимое спокойствие. Тогда он пришел к некоему отцу и сказал: «Вижу себя спокойным, не имеющим никакой брани». Старец отвечал ему: «Иди и умоли Бога, чтоб возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, которые ты имел прежде: по причине браней душа приходит в преуспеяние». Иоанн испросил у Бога возвращения браней, и когда пришли брани, он уже не молился об освобождении от страстей, но говорил: «Господи! Даруй мне терпение в брани».
                              pravoslavie.by




                              Некогда один отшельник пошел из своей страны в Египет к авве Пимену. Отшельник начал говорить из Писания о предметах духовных и небесных. Но авва Пимен отвратил от него свое лицо и не дал ответа. Тот, видя, что старец не говорит с ним, ушел от него с прискорбием и сказал брату, который привел его: «Напрасно предпринимал я это путешествие; шел я к старцу ради пользы, а он не хочет и говорить со мной!» Брат пошел к авве Пимену и говорит ему: «Авва, ради тебя пришел этот великий муж, столь славный в своей стране; почему ты не говорил с ним?» Старец отвечает ему: «Он «от вышних» и говорит о небесном, а я «от нижних» и говорю о земном (Ин. 8, 23; ср. Ин. 3, 31)». Выйдя от него, брат сказал отшельнику: «Старец не вдруг говорит из Писания, но если кто говорит с ним о душевных страстях, тому он отвечает». Сокрушившись, отшельник пошел к старцу и сказал ему: «Что мне делать, авва? Мной овладевают душевные страсти». Старец с радостью посмотрел на него и сказал: «Теперь хорошо, что ты пришел; теперь отверзи свои уста, и я исполню их благ». Отшельник, получив великое назидание, говорил: «Подлинно, это истинный путь!» И возвратился в свою страну, благодаря Бога за то, что удостоил его видеть столь святого мужа.
                              pravoslavie.by


                              Пришли однажды к авве Зенону братия и спросили его: «Что значит написанное у Иова: «..Небеса нечисты в очах Его» (Иов 15, 15)». Старец сказал на это: «Братия оставили исследование своих грехов и взялись за исследование небесного. Значение же этих слов таково: чист один Бог, и потому Писание сказало, что Небо нечисто перед Ним».
                              pravoslavie.by



                              Некий из отцов говорил: «Один труженик был внимателен к себе, но случилось ему немного вознерадеть. В этот момент, осознав все, он сказал: «Душа! Доколе ты будешь нерадеть о своем спасении? Неужели не боишься суда Божия? Не объята ли ты беспечностью? Не предана ли вечным мучениям?» Говоря это самому себе, он подвигся на дело Божие. Когда он творил молитвословие, пришли демоны и возмущали его. Он же говорит им: «Почему вы беспокоите меня, неужели недовольны нерадением прошедшего времени?» Демоны говорят ему: «Когда ты был в беспечности, и мы были беспечны к тебе; когда ты опять восстал против нас, и мы восстали против тебя». Услышав это, он еще более подвиг себя на дело Божие и преуспевал благодатью Божией».
                              pravoslavie.by



                              Некогда авва Сисой пришел с горы аввы Антония на ближнюю гору Фиваидскую и поселился там. Были там и мелетиане. Некоторые братия, услышав, что он пришел на ближнюю гору, желали видеть его, но стали обсуждать между собой: «Что нам делать? Там живут мелетиане. Знаем, что старцу они не могут сделать вреда, но как бы нам не впасть в искушение от еретиков». Поэтому, чтобы не встретиться с еретиками, они не пошли и к старцу.
                              pravoslavie.by

                              Комментарий

                              • Нижегородов
                                Ветеран

                                • 20 July 2004
                                • 2663

                                #120
                                Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле

                                "Несчастье, которое Господь попускает нам претерпеть, лучше счастья, которое мы сами себе строим.

                                Своим верным Господь всегда вовремя попускает страдание. Это - голос друга, который в полночь будит спящего: пожар!

                                И мудрый, оставив горящий дом, бежит, спасая свою жизнь. А безумный сидит и стонет среди пламени, пока не погибнет вместе со сгоревшим домом."


                                "Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это - вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный.

                                Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что можно спасти от безпощадности смерти. Но не ожидай, что сможешь убелить свою душу без долгой и трудной духовной брани, которая очищает души. Конечно, весь твой труд может оказаться напрасным без животворящей благодати Божией. Именно благодать и есть то же, что вода при стирке полотна. Прачка трудится руками, использует мыло, доску, корыто, но промывает, отбеливает только вода. Так же и с тобой: тебе принадлежит пост, молитва, покаяние и добрые дела, но благодать суть Божия вода, что омывает, чистит и убеляет. Потому и молится пророк: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей омый мя и паче снега убелюся (Пс. 50, 3, 4, 9)."

                                Вера :: Жизнь :: Вера :: Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.

                                Комментарий

                                Обработка...