Есть два слова, которые я выучил, став лютеранином. Эти два слова: «Не знаю». Многим христианам кажется, что они знают всё, и у них на всё есть готовый ответ. Но чем больший христианский опыт я приобретаю, тем чаще мне приходится говорить: «не знаю».
Почему убили священника, самоотверженно служащего Богу? Почему мой ребенок заболел раком и умер? Почему в терактах, стихийных бедствиях гибнут ни в чем не повинные люди, в том числе и христиане? Ведь Бог такой хороший и добрый.
Почему Он допустил грехопадение сатаны? Почему не уничтожил его сразу?
Зачем посадил дерево познания добра и зла? Зачем допустил грехопадение человека?
Зачем избрал такой жестокий метод искупления человека?
Жизнь часто ставит пред нами трудноразрешимые вопросы: «За чем?», «За что?», «Почему?», мы пытаемся найти ответы, объяснения, но их нет.
И тут на помощь всегда готовы прийти «теологи» и «богословы», которые запросто способны объяснить суть любого явления, события, происшествия.
Они готовы выстроить логическую цепочку причинно-следственных связей, аргументируя каждое из звеньев этой цепи цитатами Писания, богословскими теориями и учениями, личным опытом и т. д.
Но правда состоит в том, что есть множество вопросов, на которые ответы в этой жизни ответов мы не найдем. И поиск этих ответов не только бессмысленнен, но и опасен, так, как наш человеческий ум, желающий найти логическое объяснение всему происходящему, способен занести нас в этих поисках в такие дебри, что мы можем впасть в откровенные ереси или разочарование в Боге и неверие.
В Писании немало мест, где подобный подход открыто критикуется. Возьмем пример со слепорожденным. Ученики Христа выступили в роли как раз таких «богословов-всезнаек».
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.
(Иоан.9:2,3)
И, кстати, когда ученики Христа проявляли излишнюю любознательность по поводу Божьих планов, Христос не стеснялся резко оборвать их: «Не ваше дело!»
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
(Деян.1:6,7)
Или возьмем историю с Иовом и его злоключениями. Иов столкнулся со своими бедами, как с фактом. Он не знал их истинных причин. Он не присутствовал на небесах, когда происходил диалог Бога с сатаной. Однако, сам Иов отреагировал на происшедшее с ним весьма правильно.
Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
(Иов.1:20-22)
Но все это до той поры, пока не пришли к нему его друзья такие же «богословы-всезнайки», которые начали выстраивать цепь логических заключений о причинах страданий Иова, чем, как мы знаем, весьма разгневали Бога.
В христианском богословии есть два пути познания Бога: путь утверждения и путь отрицания, путь катафатический и путь апофатический. Первый ведет нас к неполному знанию о Боге, второй приводит нас к полному... незнанию. И эта полнота незнания куда выше неполноты знания. Ведь только такой путь может приблизить нас к Богу, который совершенно непознаваем. Чем полнее наше незнание, тем ближе мы к Богу. Ведь всякое познание имеет своим объектом нечто, что существует в мире. Бог же пребывает вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, нужно отвергнуть все, что стоит ниже Его, отвергнуть все, что мы можем найти в этом мире, отвергнуть все существующее.
Познать можно только видимое, ощущаемое нашими чувствами, доступное нашему разуму. Бог же выше всего этого. Следовательно, Он недоступен нашему знанию. Он доступен только нашему незнанию. Путь, ведущий к Богу - это путь постепенного отвержения все более высоких, все более тонких и всеобъемлющих сущностей этого мира, это восхождение в полное незнание. Для этого надо отбросить, оставить позади себя все чувства, логику, все, что имеет бытие и все, что бытия не имеет. Нужно оставить позади все определения, все откровения, все даже самые возвышенные слова и чувства, которыми мы характеризуем Бога.
Апофатический путь трудный путь. Путь духовных смятений, терзаний, противоречий, часто доводящий великих богословов-апофатов до отчаяния. Намного легче верить в систематизированного Бога, все поступки и действия Которого легко объяснимы. Однако, если происходит что-то, что не вписывается в нашу систему представлений о Боге, мы сразу впадаем в духовный ступор, выходом из которого зачастую являются упреки и обвинения в адрес Бога, действий Которого в данный момент мы не можем понять своей сложившейся идентификационной системой.
Однако, именно апофатический путь способен оградить нас от множества заблуждений и ошибок гностицизма, излишнего мистицизма, ересей и неверия.
По сему, не стоит бояться отвечать на сложные вопросы касательно действий и поступков Бога «Не знаю!». Это не есть проявление невежества или незнания. Это есть проявление истинного знания о Нем. Ибо знаем мы о Нем лишь то, что мы НИЧЕГО о Нем не знаем.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
(1Кор.13:9-12)
Почему убили священника, самоотверженно служащего Богу? Почему мой ребенок заболел раком и умер? Почему в терактах, стихийных бедствиях гибнут ни в чем не повинные люди, в том числе и христиане? Ведь Бог такой хороший и добрый.
Почему Он допустил грехопадение сатаны? Почему не уничтожил его сразу?
Зачем посадил дерево познания добра и зла? Зачем допустил грехопадение человека?
Зачем избрал такой жестокий метод искупления человека?
Жизнь часто ставит пред нами трудноразрешимые вопросы: «За чем?», «За что?», «Почему?», мы пытаемся найти ответы, объяснения, но их нет.
И тут на помощь всегда готовы прийти «теологи» и «богословы», которые запросто способны объяснить суть любого явления, события, происшествия.
Они готовы выстроить логическую цепочку причинно-следственных связей, аргументируя каждое из звеньев этой цепи цитатами Писания, богословскими теориями и учениями, личным опытом и т. д.
Но правда состоит в том, что есть множество вопросов, на которые ответы в этой жизни ответов мы не найдем. И поиск этих ответов не только бессмысленнен, но и опасен, так, как наш человеческий ум, желающий найти логическое объяснение всему происходящему, способен занести нас в этих поисках в такие дебри, что мы можем впасть в откровенные ереси или разочарование в Боге и неверие.
В Писании немало мест, где подобный подход открыто критикуется. Возьмем пример со слепорожденным. Ученики Христа выступили в роли как раз таких «богословов-всезнаек».
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.
(Иоан.9:2,3)
И, кстати, когда ученики Христа проявляли излишнюю любознательность по поводу Божьих планов, Христос не стеснялся резко оборвать их: «Не ваше дело!»
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
(Деян.1:6,7)
Или возьмем историю с Иовом и его злоключениями. Иов столкнулся со своими бедами, как с фактом. Он не знал их истинных причин. Он не присутствовал на небесах, когда происходил диалог Бога с сатаной. Однако, сам Иов отреагировал на происшедшее с ним весьма правильно.
Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
(Иов.1:20-22)
Но все это до той поры, пока не пришли к нему его друзья такие же «богословы-всезнайки», которые начали выстраивать цепь логических заключений о причинах страданий Иова, чем, как мы знаем, весьма разгневали Бога.
В христианском богословии есть два пути познания Бога: путь утверждения и путь отрицания, путь катафатический и путь апофатический. Первый ведет нас к неполному знанию о Боге, второй приводит нас к полному... незнанию. И эта полнота незнания куда выше неполноты знания. Ведь только такой путь может приблизить нас к Богу, который совершенно непознаваем. Чем полнее наше незнание, тем ближе мы к Богу. Ведь всякое познание имеет своим объектом нечто, что существует в мире. Бог же пребывает вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, нужно отвергнуть все, что стоит ниже Его, отвергнуть все, что мы можем найти в этом мире, отвергнуть все существующее.
Познать можно только видимое, ощущаемое нашими чувствами, доступное нашему разуму. Бог же выше всего этого. Следовательно, Он недоступен нашему знанию. Он доступен только нашему незнанию. Путь, ведущий к Богу - это путь постепенного отвержения все более высоких, все более тонких и всеобъемлющих сущностей этого мира, это восхождение в полное незнание. Для этого надо отбросить, оставить позади себя все чувства, логику, все, что имеет бытие и все, что бытия не имеет. Нужно оставить позади все определения, все откровения, все даже самые возвышенные слова и чувства, которыми мы характеризуем Бога.
Апофатический путь трудный путь. Путь духовных смятений, терзаний, противоречий, часто доводящий великих богословов-апофатов до отчаяния. Намного легче верить в систематизированного Бога, все поступки и действия Которого легко объяснимы. Однако, если происходит что-то, что не вписывается в нашу систему представлений о Боге, мы сразу впадаем в духовный ступор, выходом из которого зачастую являются упреки и обвинения в адрес Бога, действий Которого в данный момент мы не можем понять своей сложившейся идентификационной системой.
Однако, именно апофатический путь способен оградить нас от множества заблуждений и ошибок гностицизма, излишнего мистицизма, ересей и неверия.
По сему, не стоит бояться отвечать на сложные вопросы касательно действий и поступков Бога «Не знаю!». Это не есть проявление невежества или незнания. Это есть проявление истинного знания о Нем. Ибо знаем мы о Нем лишь то, что мы НИЧЕГО о Нем не знаем.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
(1Кор.13:9-12)
Комментарий