На днях прочитал замечательную книгу прекрасного русского христианского философа Н.Бердяева "Миросозерцание Ф.Достоевского". В своей книге автор затрагивает, как мне кажется, глубинный вопрос человеческой сущности, первопричину этого мира и его истории, а также развития личности человека - вопрос о свободе. Согласно Бердяеву, свобода есть важнейший и наиболее страшный дар, которым Творец одарил человека. Человек одновременно дорожит своей свободой, как ничем другим, боясь ее потерять, но в то же время мучится, тяготится ею и ищет объект поклонения, которому он мог бы отдать столь страшный, непосильный для него дар. Свобода подразумевает ответственность, и, как говорил великий инквизитор "кто успокоит совесть человека, тот овладеет его свободой".
В процессе чтения книги для меня прояснились многие собственные мотивы, и мотивы других людей. Мне кажется, я стал лучше понимать позицию Михаила Жукова, безусловно искреннего и живого человека. Ведь по сути, человек борется за себя, за свободу и право быть самим собой. Он понимает, что в свое время у него отобрали свободу, даже он сам ее отдал, просто потому, что, как и многие из нас, не осознавал ее ценности и не дорожил ею в достаточной степени. Так у ребенка забирают взамен на какую-то безделицу действительно ценную вещь. Так было со многими из нас. И вот теперь, почувствовав себя в определенной степени обманутым, он требует назад свою свободу, для того, чтобы распорядиться ею так, как того хочет он сам. Почему он сейчас не принимает идеи о рае и аде? Да потому, что ему нужна свободная вера, не управляемая кнутом погонщика. Почему он восхищается людьми, неверующими, которые без веры в Бога спасали жизни других, рискуя собой? Мне кажется потому, что он видит искренность их мотивов, а главное - их естественность. И теперь он требует назад свою свободу, даже, как ни безумно это звучит, от Бога, чтобы понять, кто есть он - Михаил Жуков, чтобы узнать свою сущность. Потому что нет для человека ничего страшнее, чем потерять себя, и вот Михаил понял, что он теряет себя. В каком-то смысле потерять себя пагубнее, чем потерять Христа и потерявший себя человек никогда не сможет найти Христа, поскольку только в себе самом единственно и возможна личная встреча с Ним. Кто потерял себя, потерял и Христа, даже если он думает, что тем самым приобрел Его.
Он не хочет "быть должным делать добро", потому что это отнимает у него свободу желать его делать, превращает в раба и, более того, - отбивает всякое желание его совершать.
И вот он, рискуя жизнью (спасением), отправился по канату веры без страховки навстречу Неизвестности. И мы с ужасом, восхищением и даже завистью наблюдаем за ним, удивляясь его безумию, но в то же время, восхищаясь его дерзостью. И сами же не решаемся последовать за ним, потому что, как нам кажется, это верная смерть. Но Михаил понял, что смерть есть стоять на месте, и выхода у него нет, как идти. Так люди в страхе перед большей опасностью отваживаются на рискованный шаг. И вся христианская жизнь есть путь по канату, хотя разумно пользоваться страховкой, которой для меня всегда была вера в Истину с готовностью ей покориться.
Почему многие отрицающие Бога на этом форуме, так стремятся сюда? Не оттого ли, что здесь они практически реализуют богоданный им дар - свободы от Бога, как бы показывая Богу, что "Ты Сам дал нам свободу, и теперь даже Ты не вправе ее отнять"?
В каком-то смысле, свобода есть ключ к разгадке тайны человеческой личности. Но истинная свобода может быть обретена только в Том, Кто есть истинная Свобода, Кому чуждо всякое рабство. В свободе же от Свободы, человек неизменно заканчивает рабством, хотя и имеет на это полное право. Поэтому, я осмелюсь предположить, что Михаил все-таки идет не от Христа, как может показаться на первый взгляд, а навстречу Ему. Он отбросил страх, переборол его, т.к. страх есть величайший сдерживатель свободной веры, без которой никто не может придти ко Христу. Пожелаем же Мише, тем более в день его рождения, пройти этот трудный и опасный путь до конца. И хотя он идет без страховки пусть знает, что под ним расстилается безграничная милость Отца, готового в любую минуту принять его в свои объятья.
*
Путь веры труден и порой невидим
Из страха провалиться в пустоту,
Он многими трусливо ненавидим
За слишком неземную красоту.
Находит в нем блаженство от полета
Рожденный ползать в мире дураков,
Взмывает ввысь из рабства на свободу
Там стая птицекрылых чудаков...
В процессе чтения книги для меня прояснились многие собственные мотивы, и мотивы других людей. Мне кажется, я стал лучше понимать позицию Михаила Жукова, безусловно искреннего и живого человека. Ведь по сути, человек борется за себя, за свободу и право быть самим собой. Он понимает, что в свое время у него отобрали свободу, даже он сам ее отдал, просто потому, что, как и многие из нас, не осознавал ее ценности и не дорожил ею в достаточной степени. Так у ребенка забирают взамен на какую-то безделицу действительно ценную вещь. Так было со многими из нас. И вот теперь, почувствовав себя в определенной степени обманутым, он требует назад свою свободу, для того, чтобы распорядиться ею так, как того хочет он сам. Почему он сейчас не принимает идеи о рае и аде? Да потому, что ему нужна свободная вера, не управляемая кнутом погонщика. Почему он восхищается людьми, неверующими, которые без веры в Бога спасали жизни других, рискуя собой? Мне кажется потому, что он видит искренность их мотивов, а главное - их естественность. И теперь он требует назад свою свободу, даже, как ни безумно это звучит, от Бога, чтобы понять, кто есть он - Михаил Жуков, чтобы узнать свою сущность. Потому что нет для человека ничего страшнее, чем потерять себя, и вот Михаил понял, что он теряет себя. В каком-то смысле потерять себя пагубнее, чем потерять Христа и потерявший себя человек никогда не сможет найти Христа, поскольку только в себе самом единственно и возможна личная встреча с Ним. Кто потерял себя, потерял и Христа, даже если он думает, что тем самым приобрел Его.
Он не хочет "быть должным делать добро", потому что это отнимает у него свободу желать его делать, превращает в раба и, более того, - отбивает всякое желание его совершать.
И вот он, рискуя жизнью (спасением), отправился по канату веры без страховки навстречу Неизвестности. И мы с ужасом, восхищением и даже завистью наблюдаем за ним, удивляясь его безумию, но в то же время, восхищаясь его дерзостью. И сами же не решаемся последовать за ним, потому что, как нам кажется, это верная смерть. Но Михаил понял, что смерть есть стоять на месте, и выхода у него нет, как идти. Так люди в страхе перед большей опасностью отваживаются на рискованный шаг. И вся христианская жизнь есть путь по канату, хотя разумно пользоваться страховкой, которой для меня всегда была вера в Истину с готовностью ей покориться.
Почему многие отрицающие Бога на этом форуме, так стремятся сюда? Не оттого ли, что здесь они практически реализуют богоданный им дар - свободы от Бога, как бы показывая Богу, что "Ты Сам дал нам свободу, и теперь даже Ты не вправе ее отнять"?
В каком-то смысле, свобода есть ключ к разгадке тайны человеческой личности. Но истинная свобода может быть обретена только в Том, Кто есть истинная Свобода, Кому чуждо всякое рабство. В свободе же от Свободы, человек неизменно заканчивает рабством, хотя и имеет на это полное право. Поэтому, я осмелюсь предположить, что Михаил все-таки идет не от Христа, как может показаться на первый взгляд, а навстречу Ему. Он отбросил страх, переборол его, т.к. страх есть величайший сдерживатель свободной веры, без которой никто не может придти ко Христу. Пожелаем же Мише, тем более в день его рождения, пройти этот трудный и опасный путь до конца. И хотя он идет без страховки пусть знает, что под ним расстилается безграничная милость Отца, готового в любую минуту принять его в свои объятья.
*
Путь веры труден и порой невидим
Из страха провалиться в пустоту,
Он многими трусливо ненавидим
За слишком неземную красоту.
Находит в нем блаженство от полета
Рожденный ползать в мире дураков,
Взмывает ввысь из рабства на свободу
Там стая птицекрылых чудаков...

Дело в том, что когда я в субботу читал книгу Бердяева, меня вдруг как озарило, и я даже побежал записывать свои мысли в блокнот, чтобы не забыть до понедельника. Правда, сегодня с утра все переписал заново, поскольку эмоции за выходные улеглись и осталась только текстура.
.
Комментарий