Меня попросили выкладывать темы не только в Дневнике, но для публичного обсуждения. Я принял это предложение. И прозвучал вопрос о рукоположении. Естественно, как и всегда, я делюсь своим и только своим пониманием.
То, что практика рукоположения берет начало от самих Апостолов, это факт и данность. Но вот то, какую смысловую нагрузку вкладывали сами Апостолы в то рукоположение, в Библии не описывается таким образом, чтобы можно было категорично что-то утверждать. И потому о том рукоположении могут быть разные толки, в том числе и манипуляционные. Я не верю ни в какой магизм того рукоположения, каким стали наделять его уже потом. Излагаю свое понимание в форме вопрос-ответ.
Ответы на вопросы по рукоположению
Вопрос: Без рукоположения, восходящего по преемству аж до Апостолов, есть ли Церковь?
Ответ: Есть. Павел писал Титу:
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:" (Тит 1:5). Т.е., церкви были по городам и до того, как Тит поставил там пресвитеров. Рукополагали пресвитеров не для того, чтоб появилась Церковь. Но уже была Церковь, а потом в ней поставляли пресвитеров. Церковь остается Церковью как с рукоположенными пресвитерами, так и без них.
Вопрос: Тогда зачем надо было рукоположить пресвитеров, если церкви и без них уже были?
Ответ: Для порядка. В церквях, без рукоположенных пресвитеров, все члены общины равны между собой. Никто не имеет власти кому-то что-то запрещать или указывать. Могут только убеждать. Несомненно, если в такой общине есть исполненный Духа Святого человек, то верующие, видя в нем мудрость, будут прислушиваться к нему и без рукоположения его. Но! Практика показала, что кроме исполненных Духом Святым служителей, часто появляются и духовные сыны Кореевы, надменные еретики, которые возомнив о себе, что и они имеют Духа, начинают подрывать авторитет сосуда Духа Святого, сея распри и расколы. Вот чтобы оказать помощь таким сосудам Духа поддерживать порядок в церкви Апостолы и начали наделять дополнительными властными полномочиями блюстителей над многими церквями (епископов), и блюстителей над отдельно взятой церковью (пресвитеров), которым предписывалось: "проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием." (2Тим 4:2). Без рукоположения, то, что я выделил жирным шрифтом, никто власти не имеет делать. За исключением случаев дерзновения, при котором Дух Святой засвидетельствует видимым для всех образом, что человек имеет Силу и Власть так говорить. Например, как от слова Петра Анания и Сапфира пали мертвыми. Или как Волхв ослеп от слова Павла. Если кто имеет дерзновение так поступать и Дух Святой будет являть знамения, что человек не балабол, то такой может и без рукоположения проявлять власть и силу в действии. А кто не способен на дерзновение и не имеет рукоположения, тот должен вести себя скромнее и не раздувать щек.
Вопрос: А кто имеет право рукополагать?
Ответ: Только представители исторических церквей. Всем остальным лучше воздерживаться и не притязать на те властные полномочия. Им достаточно ограничиваться просто увещаниями, без проявления власти. И только если кто способен на дерзновение, при котором Сам Бог явит, что он не по дерзости своей притязает на дерзновение, то такой может являть власть и без рукоположения. Ибо Дух Святой с ним, Который и свидетельствует о нем, что Он с ним.
Вопрос: Но исторических церквей много и они между собой не в мире, и каждая из них заявляет, что только она имеет законное то преемство. При этом у них есть и заблуждения. Чье рукоположение истинное?
Ответ: Рукоположение не имеет ничего магического. Это лишь свидетельство о том, что рукоположение то восходит по непрерывной цепочке аж до Апостолов. И то, что исторические церкви рассорились между собой и могли породить те или иные заблуждения, не отменяет их преемственности от Апостолов. Рукоположение то не свидетельствует об истинности того, чему учат в тех церквях. Даже если допустить крайний вариант, при котором кто-то из них станет сатанистом, ВЛАСТНЫЕ полномочия у них остаются в силе. Властные полномочия - то не свидетельство об истинности учения того, кто имеет ту власть. Внутри своих юрисдикций все исторические церкви сохраняют Апостольское преемство той власти. Та власть дана не для утверждения догматов веры, а для поддержания порядка в своей юрисдикции. Простому же верующему никакая власть через рукоположение не нужна, коли он не начальствующий среди верующих. Мудрый и исполненный Духа служитель и без той власти может служить Господу. И ему нет нужды идти в чужую парафию и там кем-то командовать, что-то запрещать. Если Христос умывал ноги ученикам Своим, давая пример пасущим, как поступать со вверенным им пасомыми, то к чему ревновать о той власти? Будет нужда явить ту власть, Дух Святой даст дерзновение на то, и без всякого рукоположения.
Вопрос: Так если рукоположенный по преемству Апостолов учит неправде, неужели нужно признавать его власть?
Ответ: Апостолы признавали властные полномочия законно наделенных властью даже богопротивников:
"Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь»." (Деян 23:2-5).
Вы можете не соглашаться с тем, чему учит наделенный властными полномочиями даже еретик. Но власть у него законная. А то, что он учит не тому, чему должно, так за то он перед Богом будет отвечать. Апостольское рукоположение не является панацеей от заблуждения и впадения в ересь. Это только наделение властью для поддержки порядка во вверенной юрисдикции. И ничего больше.
Вопрос: А как относиться к рукоположению у внеисторических церквях?
Ответ: Если имеют дерзновение, о котором Сам Бог свидетельствует видимым образом, то я и слова не скажу против такого рукоположенного. Но если не имеют того дерзновения, то я бы от таких не стал рукополагаться... Но каждый волен поступать по удостоверению своей совести. Я же могу отвечать лишь за себя...
То, что практика рукоположения берет начало от самих Апостолов, это факт и данность. Но вот то, какую смысловую нагрузку вкладывали сами Апостолы в то рукоположение, в Библии не описывается таким образом, чтобы можно было категорично что-то утверждать. И потому о том рукоположении могут быть разные толки, в том числе и манипуляционные. Я не верю ни в какой магизм того рукоположения, каким стали наделять его уже потом. Излагаю свое понимание в форме вопрос-ответ.
Ответы на вопросы по рукоположению
Вопрос: Без рукоположения, восходящего по преемству аж до Апостолов, есть ли Церковь?
Ответ: Есть. Павел писал Титу:
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:" (Тит 1:5). Т.е., церкви были по городам и до того, как Тит поставил там пресвитеров. Рукополагали пресвитеров не для того, чтоб появилась Церковь. Но уже была Церковь, а потом в ней поставляли пресвитеров. Церковь остается Церковью как с рукоположенными пресвитерами, так и без них.
Вопрос: Тогда зачем надо было рукоположить пресвитеров, если церкви и без них уже были?
Ответ: Для порядка. В церквях, без рукоположенных пресвитеров, все члены общины равны между собой. Никто не имеет власти кому-то что-то запрещать или указывать. Могут только убеждать. Несомненно, если в такой общине есть исполненный Духа Святого человек, то верующие, видя в нем мудрость, будут прислушиваться к нему и без рукоположения его. Но! Практика показала, что кроме исполненных Духом Святым служителей, часто появляются и духовные сыны Кореевы, надменные еретики, которые возомнив о себе, что и они имеют Духа, начинают подрывать авторитет сосуда Духа Святого, сея распри и расколы. Вот чтобы оказать помощь таким сосудам Духа поддерживать порядок в церкви Апостолы и начали наделять дополнительными властными полномочиями блюстителей над многими церквями (епископов), и блюстителей над отдельно взятой церковью (пресвитеров), которым предписывалось: "проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием." (2Тим 4:2). Без рукоположения, то, что я выделил жирным шрифтом, никто власти не имеет делать. За исключением случаев дерзновения, при котором Дух Святой засвидетельствует видимым для всех образом, что человек имеет Силу и Власть так говорить. Например, как от слова Петра Анания и Сапфира пали мертвыми. Или как Волхв ослеп от слова Павла. Если кто имеет дерзновение так поступать и Дух Святой будет являть знамения, что человек не балабол, то такой может и без рукоположения проявлять власть и силу в действии. А кто не способен на дерзновение и не имеет рукоположения, тот должен вести себя скромнее и не раздувать щек.
Вопрос: А кто имеет право рукополагать?
Ответ: Только представители исторических церквей. Всем остальным лучше воздерживаться и не притязать на те властные полномочия. Им достаточно ограничиваться просто увещаниями, без проявления власти. И только если кто способен на дерзновение, при котором Сам Бог явит, что он не по дерзости своей притязает на дерзновение, то такой может являть власть и без рукоположения. Ибо Дух Святой с ним, Который и свидетельствует о нем, что Он с ним.
Вопрос: Но исторических церквей много и они между собой не в мире, и каждая из них заявляет, что только она имеет законное то преемство. При этом у них есть и заблуждения. Чье рукоположение истинное?
Ответ: Рукоположение не имеет ничего магического. Это лишь свидетельство о том, что рукоположение то восходит по непрерывной цепочке аж до Апостолов. И то, что исторические церкви рассорились между собой и могли породить те или иные заблуждения, не отменяет их преемственности от Апостолов. Рукоположение то не свидетельствует об истинности того, чему учат в тех церквях. Даже если допустить крайний вариант, при котором кто-то из них станет сатанистом, ВЛАСТНЫЕ полномочия у них остаются в силе. Властные полномочия - то не свидетельство об истинности учения того, кто имеет ту власть. Внутри своих юрисдикций все исторические церкви сохраняют Апостольское преемство той власти. Та власть дана не для утверждения догматов веры, а для поддержания порядка в своей юрисдикции. Простому же верующему никакая власть через рукоположение не нужна, коли он не начальствующий среди верующих. Мудрый и исполненный Духа служитель и без той власти может служить Господу. И ему нет нужды идти в чужую парафию и там кем-то командовать, что-то запрещать. Если Христос умывал ноги ученикам Своим, давая пример пасущим, как поступать со вверенным им пасомыми, то к чему ревновать о той власти? Будет нужда явить ту власть, Дух Святой даст дерзновение на то, и без всякого рукоположения.
Вопрос: Так если рукоположенный по преемству Апостолов учит неправде, неужели нужно признавать его власть?
Ответ: Апостолы признавали властные полномочия законно наделенных властью даже богопротивников:
"Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь»." (Деян 23:2-5).
Вы можете не соглашаться с тем, чему учит наделенный властными полномочиями даже еретик. Но власть у него законная. А то, что он учит не тому, чему должно, так за то он перед Богом будет отвечать. Апостольское рукоположение не является панацеей от заблуждения и впадения в ересь. Это только наделение властью для поддержки порядка во вверенной юрисдикции. И ничего больше.
Вопрос: А как относиться к рукоположению у внеисторических церквях?
Ответ: Если имеют дерзновение, о котором Сам Бог свидетельствует видимым образом, то я и слова не скажу против такого рукоположенного. Но если не имеют того дерзновения, то я бы от таких не стал рукополагаться... Но каждый волен поступать по удостоверению своей совести. Я же могу отвечать лишь за себя...
Комментарий