Вероятно,первым было написано евангелие от Марка. Учёные давно установили, что оно появилось примерно через 35-40 лет после смерти Иисуса,вероятно в 65-70 годах н.э.
Барт Эрман
пишет учёный библеист с мировым именем-какому нет равных в России:
1. Я понял что в книгах Нового завета есть явные расхождения. Иногда их можно согласовать,особенно если задуматься и дать волю набожному воображению;в других случаях примирить расхождения невозможно, несмотря на самые витиеватые объяснения(Иисус у Марка и Иоанна умирает в разные дни).
2. Затем я понял, что различия не только в незначительных подробностях ,рассеянных по тексту. Иногда авторы совершенно по разному понимают серьёзные вопросы: одолевали ли Иисуса сомнения и отчаяние по пути к месту казни(у Марка), или же он был сдержанным и спокойным(у Луки)? Стала ли смерть Иисуса искуплением грехов(у Марка и Павла) или нет(у Луки)? Творил ли Иисус "знамения", доказывая, кто он такой(у Иоанна) или отказывался это делать(у Матфея)? Должны ли последователи Иисуса соблюдать иудейский закон,чтобы войти в Царство(у Матфея) или это абсолютно ни к чему(у Павла)?
3.Вдобавок до меня дошло, что многие книги Нового Завета не были написаны теми, кому их приписывают(Матфей и Иоанн), или теми,кто называл себя их авторами(2Пет,1Тим). Большинство этих книг появилось после смерти самих апостолов; лишь 8 из 27 книг почти наверняка написаны теми авторами, которым их приписывают.
4.Евангелия большей частью содержат не беспристрастную фактическую информацию об Иисусе, а истории, которые десятилетиями передавались устно, прежде чем были записаны. Поэтому очень трудно выяснить, что на самом деле говорил, думал и творил Иисус. Учёные разработали способы избежать этих проблем, но факт остаётся фактом:в евангелиях(по крайней мере у Иоанна, где божественная сущность становится человеком) Иисус изображён в соответствии с более поздними представлениями о нём, а не согласно исторической действительности.
5.В раннем христианстве существовало множество других евангелий,а так же посланий, деяний и апокалипсисов. Многие из них называли трудами апостолов, но на самом деле эта атрибуция не более убедительна, чем для книг, которые в конце концов вошли в Новый Завет. Отсюда возникает вопрос о том, кто принимал решения о формировании канона Нового Завета, на каком основании они принимались. Могло ли так случиться,что в канонический список включили книги, написанные отнюдь не апостолами,-только потому что главам церкви не оставалось ничего другого? Могло ли так случиться, что в канон не попали книги,которым следовало в нём быть?
Христианский канон не был единственным созданием ранней церкви. Появился целый ряд богословских учений-не при жизни Иисуса и даже его апостолов, а позднее, когда христианская церковь разрослась, одна из иудейских сект превратилась в новую религию. К изобретениям церкви относятся наиболее важные христианские идеи-например о страдающем Мессии, божественности Христа,Троице, существовании ада и рая. Ни Марк ни Матфей ни Лука не называют Христа Богом.
Как только я понял, что Библия-человеческая книга,я осознал ,что и христианство-на редкость человеческая религия. Она не спустилась к нам с неба. Её создали здесь,на земле, последователи Иисуса-за десятилетия и века, прошедшие после его смерти.(с)
Барт Эрман
пишет учёный библеист с мировым именем-какому нет равных в России:
1. Я понял что в книгах Нового завета есть явные расхождения. Иногда их можно согласовать,особенно если задуматься и дать волю набожному воображению;в других случаях примирить расхождения невозможно, несмотря на самые витиеватые объяснения(Иисус у Марка и Иоанна умирает в разные дни).
2. Затем я понял, что различия не только в незначительных подробностях ,рассеянных по тексту. Иногда авторы совершенно по разному понимают серьёзные вопросы: одолевали ли Иисуса сомнения и отчаяние по пути к месту казни(у Марка), или же он был сдержанным и спокойным(у Луки)? Стала ли смерть Иисуса искуплением грехов(у Марка и Павла) или нет(у Луки)? Творил ли Иисус "знамения", доказывая, кто он такой(у Иоанна) или отказывался это делать(у Матфея)? Должны ли последователи Иисуса соблюдать иудейский закон,чтобы войти в Царство(у Матфея) или это абсолютно ни к чему(у Павла)?
3.Вдобавок до меня дошло, что многие книги Нового Завета не были написаны теми, кому их приписывают(Матфей и Иоанн), или теми,кто называл себя их авторами(2Пет,1Тим). Большинство этих книг появилось после смерти самих апостолов; лишь 8 из 27 книг почти наверняка написаны теми авторами, которым их приписывают.
4.Евангелия большей частью содержат не беспристрастную фактическую информацию об Иисусе, а истории, которые десятилетиями передавались устно, прежде чем были записаны. Поэтому очень трудно выяснить, что на самом деле говорил, думал и творил Иисус. Учёные разработали способы избежать этих проблем, но факт остаётся фактом:в евангелиях(по крайней мере у Иоанна, где божественная сущность становится человеком) Иисус изображён в соответствии с более поздними представлениями о нём, а не согласно исторической действительности.
5.В раннем христианстве существовало множество других евангелий,а так же посланий, деяний и апокалипсисов. Многие из них называли трудами апостолов, но на самом деле эта атрибуция не более убедительна, чем для книг, которые в конце концов вошли в Новый Завет. Отсюда возникает вопрос о том, кто принимал решения о формировании канона Нового Завета, на каком основании они принимались. Могло ли так случиться,что в канонический список включили книги, написанные отнюдь не апостолами,-только потому что главам церкви не оставалось ничего другого? Могло ли так случиться, что в канон не попали книги,которым следовало в нём быть?
Христианский канон не был единственным созданием ранней церкви. Появился целый ряд богословских учений-не при жизни Иисуса и даже его апостолов, а позднее, когда христианская церковь разрослась, одна из иудейских сект превратилась в новую религию. К изобретениям церкви относятся наиболее важные христианские идеи-например о страдающем Мессии, божественности Христа,Троице, существовании ада и рая. Ни Марк ни Матфей ни Лука не называют Христа Богом.
Как только я понял, что Библия-человеческая книга,я осознал ,что и христианство-на редкость человеческая религия. Она не спустилась к нам с неба. Её создали здесь,на земле, последователи Иисуса-за десятилетия и века, прошедшие после его смерти.(с)
Комментарий