Мир Вам! Если это Ваш первый визит к нам, то Вы можете посмотреть как пользоваться форумом в справке. Для публикации статей и для общения необходимо зарегистрироваться. Для чтения регистрация необязательна. Благословений!
[quote=Кадош]>от этой долгой резины "если" никакого толку. пропустим
А между тем это "если" показывает условие, почему вы не видите чудес, которые видим мы, и кстати о некоторых из которых мы вам рассказывали...
.................
чтобы увидеть чудо достаточно интерпретировать непонятные события реальности как чудо. Что вобщем то не интерестно.
"Кстати, каждый из «говорящих антропоидов» отождествил себя с людьми, а других обезьян отнес к животным. Даже Уошо называла соседей «черными тварями», а себя считала человеком. Похоже, Уошо дает разгадку антропоцентризма: это не что иное, как обострение эгоизма, лежащего в основе выживания любого вида."
Мне понравилось вступление к этой статье: Как известно, в конце 1960-х обезьянка Уошо научилась разговаривать, используя 160 знаков амслена американского языка глухонемых. Для одних достигнутые результаты стали сенсацией, новыми горизонтами понимания эволюции разума и речи. Другие усмотрели здесь покушение на достоинство человека и назвали умение Уошо искусной дрессировкой, трюком «безмозглой обезьяны», который не имеет ничего общего с языком.
Под этими другими мне почему-то сразу представились христиане, которые верят, что только они стараются и стремятся жить праведно, безгрешно, а все остальные заблудшие грешники.
Если христиане призна'ют, что животные ничем не хуже людей, то как же они будут питаться (в прямом смысле этого слова) ими, т.е. себе подобными? А мясо ведь такое вкусное, это такое наслаждение
Последний раз редактировалось DM~; 18 July 2004, 08:03 AM.
Если христиане призна'ют, что животные ничем не хуже людей, то как же они будут питаться (в прямом смысле этого слова) ими, т.е. себе подобными? А мясо ведь такое вкусное, это такое наслаждение
чтобы увидеть чудо достаточно интерпретировать непонятные события реальности как чудо. Что вобщем то не интерестно.
Ну, давайте проинтерпретируйте пророчество и его исполнение... Как-нить иначе.
- А я подывлюся!(из Одесского юмора)
Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Если христиане призна'ют, что животные ничем не хуже людей, то как же они будут питаться (в прямом смысле этого слова) ими, т.е. себе подобными? А мясо ведь такое вкусное, это такое наслаждение
То есть - съедать надо худших?
Вы из какого племени? Тумба-юмба, или Мумба-Юмба? :d
Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
[QUOTE=Wokiber
[COLOR=Blue]Завизжал и вскрикнул [/COLOR] из одного разряда.
Да, из одного, т.к. рефлектированная реакция на боль будет одинакова у обоих, но у человека, в отличие от животного, кроме рефлексов существует еще рефлексия, если проще, возможность взглянуть на себя со стороны, и тем самым отделиться (мысленно) из мира. Рефлексия позволяет человеку ставить вопросы, искать ответы, ставить задачи (цели), которые уже будут обуславливать его действия в дальнейшем (в отличие от животного, действия которого предопределяются внешними для него причинами). Этой возможностью (как и любой другой), естественно, можно воспользоваться либо нет. Вопросы (вопрошание) показывают, что положено начало актам рефлексии, они выявляют разделение, до того единого мира, на субъект и объект (выделение познающего субъекта).
Хомо - до рефлексии, а сапиенс - после, он не ярлык, а приобретается актами рефлексии. Человек - результат свободного становления, он сам себя определяет, а о животном этого сказать нельзя, его, наоборот, заносят в соответствующую графу.
Пример не мой, из классики (В.Розанов) с не смешите меня прошу к нему.
----------------------
Щелкни кобылу в нос она махнет хвостом. К.Прутков.
[QUOTE=Wokiber] вопрос
если субьект смотрит на себя со стороны, являеться ли рассматриваемое подлинным субьектом?
Подлинный субъект - реальный, Я (Атман) стоит за всеми явлениями внутреннего мира (так же как за внешним стоит - Личность (Брахман).
Чтобы менять точку зрения, необходимо предположить наличие неподвижного, что стоит за изменяющимся.
вопрос
если субьект смотрит на себя со стороны, являеться ли рассматриваемое подлинным субьектом?
Подлинный субъект - реальный, Я (Атман) стоит за всеми явлениями внутреннего мира (так же как за внешним стоит - Личность (Брахман).
Чтобы менять точку зрения, необходимо предположить наличие неподвижного, что стоит за изменяющимся.
В целом согласен, прописные истины
Но применение термина неподвижность к атману некорректно, нечему двигаться
А насчет Я могу сказать что это не двойственность. То есть даже я, в обычном понимании, неприменимо.
Как относиться Атман по отношению к животным, в наличии?
Новые технологии, промышленные разработки, новые изобретения, аналитические обзоры, новости науки и техники, статьи и публикации, научный форум и многое другое. Патентная биржа, помощь в патентовании, Помимо получения информации всем дается возможность разместить свои статьи, разработки, идеи и т.д. для всеобщей оценки и продажи.
Человек - самое разумное существо на планете... Человек - царь природы! Кто придумал эти фразы? - сам человек. А соответствуют ли они действительности? Попытаемся разобраться в реальном положении дел...
Человек появился на нашей планете по геологическим меркам совсем недавно. Пусть даже отсчет его появления как Homo sapiens - человека разумного ведется хоть 5.000.000., хоть 100.000. лет назад. В любом случае - это очень малый период в общей истории Земли, которая насчитывает 4,5 млрд. лет.
И вот, появившись сравнительно недавно, мы стали себя воображать царями этого мира и властителями всех континентов и морей.
А в чем состоит это владычество?
Когда кто-то кем-то владеет (господствует над кем-то), то он может командовать (руководить) теми, кто находится в его подчинении. А может ли человек руководить теми, кто якобы находится под властью его царства?
Кто из животных и растений, когда человек ему отдает какой-то приказ, будет его выполнять? Надо полагать, что кроме прирученной собаки, да и то не каждой, а только очень дрессированной, никто не будет выполнять его команды. И перечень возможных команд над собакой сравнительно мал. Собака не приготовит ужин, не сбегает за бутылкой в магазин, не починит кран на кухне. А принести кинутую палку - не больно то является значимой функцией, которая бы определяла величие господина.
Итак, кто еще кроме собаки? Ищем, ищем, мысленно думаем обо всех животных и растениях на планете и ... приходим к неутешительному выводу, что человеку никто кроме человека беспрекословно не подчиняется.
Томат вырастит плоды помидора такими, какими сочтет нужными. Яблоня в один год даст плоды, а в другой не даст. Да и для кого растит томат помидоры, а яблоня яблоки? Разве для человека? Вовсе нет. Плод помидора, как и яблоко содержит семена, только в расчете на то, что по весне они взойдут и дадут начало новой жизни этому виду растения.
Корова дает нам молоко только потому, что человек путем селекции вывел такие молочные породы коров, у которых выработка молока превосходит тот объем, который может употребить родившийся теленок или телочка. А от лишнего молока, чтобы в вымени не развились патогенные процессы, корове нужно избавиться.
- А овцы, которые ходят стадом, и которых ведет человек? Разве они не в нашем полном подчинении, спросите Вы?
Конечно, нет. Они слабые и беззащитные животные и размножиться в таком невероятном количестве могли только благодаря человеку, его защите от хищников, его усердию по приготовлению запасов пищи на зиму, его крову, который он дал им. В замен овцы нам дают шерсть, шкуры, мясо и молоко. А слушать приказы человека и выполнять их ни одно животное или растение не будет.
Поэтому, это не владычество, а симбиоз - явление взаимодействия двух видов животных или растений, которые не находятся между собой в конкуренции и обмениваются друг с другом чем-то, что есть у одного, и что нужно другому.
И человек в этом смысле не исключение, когда одомашнил животных и окультурил некоторые растения.
В природе есть масса аналогичных примеров. Например, грибы и деревья находятся между собой в симбиозе. Грибы дают растениям минеральные вещества, а те в свою очередь снабжаю их органическими, через соединения корней и нитей грибницы.
Или характерный пример из животного мира: муравьи и тля. Муравьи заботятся о тле точно также, как мы о своих коровах. Они ее охраняют от множества охотников полакомиться тлей (хотя бы, например, от известных всем божьих коровок, которые только ей и питаются), сами относят малоподвижную и беспомощную тлю на богатые соками растения, сами ее уносят на зиму в муравейник, чтобы она благополучно перезимовала. А взамен тля им дает в пищу сладкие выделения - экскременты ее жизнедеятельности, которые для муравьев является деликатесом и очень питательны. Муравей подбегает к тле, пощекочет ее усиками по брюшку и она выдавливает из себя капельку сока, который муравей тут же всасывает. Чем не сравнение с нашей дойкой коров?
Аналогичные примеры симбиоза существуют повсюду в живой природе. Даже в океанах это есть, где большие хищные рыбы целыми стаями приплывают в места, которые бы с нашей точки зрения можно было бы назвать лечебными санаториями. Там нет никакой еды, но там живут мелкие рыбки, которых с точки зрения нашей теории неразумных животных, большие должны были бы просто сожрать. Но они их никогда не трогают, поскольку эти рыбки начинают заниматься их гигиеной. Эти рыбки получили в науке обобщенное название - чистильщики. Некоторые чистильщики занимаются тем, что съедают всех рачков и полипов на теле больших рыб, очищая их кожу от паразитов. Другие специализируются на рыбной стоматологии, залезая прямо в рот к гигантскому хищнику и собирая между его зубов застрявшие кусочки пищи. А тот спокойно стоит в воде неподвижно и специально держит открытой пасть. И чистильщикам хорошо, и хищным рыбам. Это тоже симбиоз.
В африканских саваннах птицы-падальщики всегда начинают кружить над местом, где остановилось или замешкалось умирающее животное. Самим им долго придется ждать, пока оно околеет, чтобы отведать его мяса. И убить самостоятельно они его не могут. Но парящих на одном месте грифов всегда видят другие хищники, будь то гиены или львы. Они всегда идут к этому месту, на которое им указывает их союзник по охоте сверху. И убивая больное животное и съедая мясистые куски его туши, они всегда оставляют какие-то остатки в костях, которые либо не в состоянии обглодать, либо потому, что насыщаются уже съеденным количеством. А эти остатки достаются грифам, которые своими клювами могут выщипнуть любой кусочек мяса в любом месте кости. И в результате на земле остается лежать лишь чистый обглоданный скелет, кости которого настолько сверкают, что в пору их выставлять в палеонтологическом музее. И этот симбиоз хищников для каждого из них имеет значение общего выживания.
Этот симбиоз несет целую цепь экологического равновесия природы региона, как и со стороны хищников и падальщиков, так и со стороны их жертв, которым также важно не иметь в своем стаде больного животного, чтобы болезнь не распространилась по всему поголовью.
Поэтому, симбиоз - это не то явление диктата и власти, которое мы понимаем под словом "Царь". И человек способен руководить только своими собратьями по виду.
Человек - разумный - откуда это? Почему мы сами себя считаем разумными, лишь на том основании, что грамотные, умеем читать и писать, кое-кто умеет и на машинке, тоже...? Мы создали сферы наук, у нас на службе техника и электричество, мы осваиваем и изучаем все сферы естествознания и даже думаем о том, откуда взялась Вселенная.
У нас под боком живут голуби, воробьи, мыши, крысы. Численность последних кстати определяют путем сравнения их с населением города, где они живут в канализациях и подвалах.
Хотя кое в чем мы стоим по уровню разумности ниже тех же крыс. Может быть крысы тоже думают о том, откуда взялась Вселенная. Разве мы научились читать их мысли?
Да, мы безусловно превосходим животных по уровню развития. Но какого развития и куда? Можно ведь и поставить вопрос несколько иначе - куда должно идти развитие?
По идее всех этих городских животных тоже следовало бы назвать разумными, так как они живут в городах. Или нет? Чем кроме жизни в колониях города определяется разумность? У термитов тоже есть города и своя иерархия власти и распределения обязанностей. И у других социальных животных - муравьев, пчел, ос, шмелей и шершней они есть. Выходит города и строительство как признак разумности не подходят, чтобы подчеркнуть наше привилегированное положение перед животными.
По определению "Разум - это высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобщее, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок." Значит, разум - это другое понятие, которое говорит о неких других принципах сознания. Например, человек способен к развитию культуры, искусства, созданию орудий и техники, которые использует для своей жизнедеятельности. Разум - это очевидно и способность судить.
Может в этом наше отличие?
Давайте подумаем... Культура и искусство. Что это вообще?
"Культура - (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная Культура, социалистическая Культура, Культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура труда, художественная Культура, Культура быта). В более узком смысле термин "Культура" относят только к сфере духовной жизни людей. "
"Искусство это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусство относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "Искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле."
Но есть одна деталь. Все это - культура, искусство, орудия и техника нужны и возможны к использованию только тогда, когда есть куда их приткнуть. У лисиц есть норы, у птиц есть гнезда..., но самосвал в гнездо не положишь, а Третьяковскую галерею в нору не затащить. Так зачем же животным те формы искусства и культуры, которыми занимается человек? Когда слонов, обезьян или дельфинов научили рисовать, им это дело тоже понравилось. Значит, склонность к проявлению искусства у них тоже есть, только у них нет той возможности его проявить, как делают это люди, у которых есть действительно одно понятие, которое отличает их от животных - это понятие собственности. И собственности не в том плане, чтобы защищать свою территорию от чужаков (тоже делаем и мы, охраняя свои государственные границы). Речь идет о другом понятии собственности - жажде к накоплению товаров, движимого и недвижимого имущества, которые человеку нужны как предметы роскоши, а не необходимости. Мы ведь не можем съесть бриллиантовое колье, ковер или копию картины Малевича Черный Квадрат. Так зачем животным это нужно, если его нельзя съесть? У животных нет банков и полиции, куда можно спрятать все это и знать, что оно твое. У животных не болит голова о том, что у них могут украсть их машину или стащить их кошелек.
Поэтому, способность видеть и создавать прекрасное у животных также есть, но она проявляется не в той форме, что у человека. Мы часто видим, как кошка или собака просто сидят и смотрят куда-то, даже просто в окно, где нет никакой пищи для них, а есть вид, возможно, чего-то прекрасного для них, которое показывает им разнообразие жизни и красоту природы. Мы же не видим эту красоту у себя под ногами. Вспомните, как говорится в Библии: ...И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;...
Нам не нужны красоты рек, распускания почек на деревьях весной, не нужно наблюдать, как красиво плывут облака. Нам нужно изобразить что-то на холсте, выдолбить что-то из камня и назвать все это Великим искусством. Но это понятие искусства будет искусством только для человека. Ни одной живой твари оно не будет интересно и не будет вызывать такой восторг, как у человека. А заметьте, какой восторг вызывает у собак обычная прогулка на природе!
Правда, красоты гор некоторые люди научились ценить. Большинство людей не понимает альпинистов, которые лезут, рискуя жизнью, на скалы. А ведь их желание - это своего рода проявление искусства, подчеркнуть прекрасное.
А нужен ли животным суд и способность судить? Манеры наказания за проступки у них есть. Они знают такие понятия как "можно" и "нельзя" и что в случае нарушения правил могут быть подвергнуты наказанию с чьей-то стороны, будь то человек или другое животное.
Только человек может посадить себе подобного и любое другое живое существо в клетку и держать там, как невольника. Не это ли признак разумности, который отличает нас от животных?
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось DM~; 07 August 2004, 01:44 PM.
Да и есть ли время у животных на проявление всего этого? А время - это понятие, которое много определяет. Например, дикие голуби постоянно заняты поиском пищи и целый день бегают по городу, собирая что-то съедобное. Но стоит одомашнить голубя, дать ему кров и пищу в избытке, и у него появляется свободное время, которое он может употребить на разные цели, в том числе научиться работать почтовым голубем или выступать на арене цирка с разными трюками. Когда у животных появляется свободное время, они становятся более разумными и более способными. И для этого не обязательно уметь пользоваться сложной техникой. Порой достаточно положить краюху черствого хлеба под трамвай, чтобы он размяк, как делают вороны. Или поднять тело черепахи высоко в воздух и сбросить ее вниз, чтобы расколоть ее панцирь, как делают орланы. Или взять веточку и сунуть в термитник, чтобы ее облепили термиты, а затем достать и слизать их языком, как делает обезьяна. Когда что-то нужно сделать по необходимости, животные найдут, как это сделать, но не более того.
Свободное время много значит. И чем у животных больше свободного времени, тем разумнее и осознаннее его действия. Белый медведь способен по полгода бродить без еды в поиске пищи. И его смекалка по методам ее добычи весьма развита. Например, завидев отдушины тюленя, медведь выборочно подходит к одной из них и начинает ждать долго в засаде, в надежде на то, что тюлень высунется, чтобы глотнуть воздуха именно в эту отдушину, где он сидит. Тюлень слышит медведя только когда тот идет по льду, но не когда он сидит неподвижно. И рано или поздно тюлень вынужден высовываться из какой-нибудь отдушины, чтобы пополнить запас воздуха в легких. Отдушин у тюленя много - 10-15, но и вероятность попасть в лапы к медведю тоже не маленькая.
Самыми разумными после человека считаются дельфины. И именно эти животные обладают массой досуга, проводя в процессе добывания пищи иногда не более 9% общего времени. Что еще им делать в свободное время? Вот и остается у них время на обучение молодняка, игры и общение с другими дельфинами. Не мудрено, что у них развились такие способности, сложный язык общения и разум. Обезьяны также имеют развитый интеллект, но в меньшей степени, чем у дельфинов. И, заметьте, свободного времени у них тоже меньше. Обезьянам чтобы прокормиться не достаточно только 9% времени проводить в поиске пищи. Им требуется больше.
А самые глуповатые животные - это дикие травоядные, которые по уровню интеллекта уступают крокодилам и вынуждены целый день бродить и жевать траву, часто оглядываясь по сторонам в поиске хищников.
У человека свободного времени больше всех животных. Нам иногда достаточно не более 1,5 часов, а то и меньше, чтобы за три раза съесть тот объем пищи, что нужен за день. И еда у нас всегда есть. А когда ее не хватает по тем или иным причинам, человек начинает глупеть и все его мысли направлены на то, где взять поесть. И ни о какой Вселенной он в этот момент не думает, а превращается в обычное млекопитающее, занятое поиском добычи, как голодный белый медведь.
Человек может лечить других людей, хотя не всегда удачно. Но нужно ли это животным? Животные развиваются и развивались, и выжили только благодаря тому, что в их среде действовал принцип естественного отбора, где выживал сильнейший и самый здоровый, который и давал жизнь следующему поколению. Если олени научатся лечить слабых и хилых оленят и старых оленей, то очень скоро в их стаде все олени будут слабыми и дряхлыми. Вместо этого, там действует очень жесткий принцип конкуренции, где выживает сильнейший. А слабейший становится добычей хищников и дает возможность выжить их виду.
А что человек? Руководствуясь гуманными принципами человечности, мы пришли к тому, к чему пришли. Человеческий род погряз в болезнях и деградирует.
Мы живем по принципу - и себе не дам и другому не дам.
Мы позволяем своим существованием жить только тем же воронам, голубям, воробьям, мышам, крысам, да еще и известным спутникам человека - тараканам, которые просто приспособились собирать за нами те крохи, что мы разбрасываем повсюду, где живем. Но раньше они и без нас вполне нормально выживали в природе. Так что, исчезни сегодня человек, они очень скоро вернутся к старому образу жизни.
А по отношению к остальным животным и растениям мы проявляем себя варварски, отнимая их исконные места обитания и загаживая их ядохимикатами, нефтью и мусором.
Так кто же более разумен? Человек, который убивает все и вся, не задумываясь о последствиях, или волк, который поймает лишь столько зайцев, сколько ему нужно для пропитания? Почему волку и в голову не придет сломать ветку молодого растущего дубового деревца, а человеку придет? Почему кошка, сходив по нужде в каком-то месте, обязательно закопает следы своих действий, а человек этого никогда не сделает, будь он в тех же условиях, вне цивилизации.
Недаром было сказано Цивилизация это канализация.
Эпилог
Биосфера - это среда, которая располагается на поверхности планеты как кожа на нашем теле. И мы как паразиты на этой коже все больше и больше ее изъедаем, оставляя глубокие язвы. Для планеты это губительно и она будет бороться за свое выживание теми средствами, которыми обладает.
Люди распространились по всем континентам, плавают по морям и освоили воздушное пространство. Уже и в космос летаем.
Ну и чем мы цари природы? Не тоже ли делают чесоточные клещи, попадая на кожу человека?
Мы заняли территории городами, полями и пастбищами, отняв их у природы под свои цели. Но от этого власть над природой мы не получили и никогда не получим. Скорее наоборот, изгадив и замусорив свою планету, мы уже сейчас получаем оплеухи от нее. Тонут города под водами циклонов, смерчи сметают дома и линии связи, корабли идут ко дну, самолеты падают, землетрясения уносят тысячи жизней и т.д.
Человек такая же песчинка и козявка для нашей планеты, как и все остальные животные. Но эта козявка не просто обитатель, живущий в симбиозе с планетой, а паразит, который не дает ей ничего взамен, лишь отнимая и руша, построенное ею. От таких паразитов в природе существует свой иммунитет - стихия, который будет бороться с паразитами до тех пор, пока их не уничтожит или пока сам паразит не прекратит свои бесчинства и не станет жить в гармонии с природой.
Дата публикации: 20 августа 2002 Источник: SciTecLibrary.ru
[QUOTE=Wokiber
Но применение термина неподвижность к атману некорректно, нечему [COLOR=Blue]двигаться [/COLOR] А насчет Я могу сказать что это не двойственность. То есть даже я, в обычном понимании, неприменимо.
Приходится прибегать к терминологии индуизма, т.к. у них она достаточно «обкатана», Атман «внутри сердца, светящееся я» (Бр.упан.1У.3), называют «обозревающий поле» (пока не исчезнет двойственность мира). Когда Атман = Брахману (ты есть то), наступает Нирвана (и исчезает последняя двойственность). Все ясно и понятно.
Теперь тоже, попробуем выразить нашими терминами, проблемы начинаются сразу. Какое понятие может представить сокровенный центр человека? Самость, его, я, душа, личность, монада (Лейбниц) или в-себе-для-себя бытие (Гегеля)? А что Брахман? Абсолют, Единое, Бог? Первопричина.. и т.д.,? А Нирване, какой аналог? ЦБ?
«Обозревающий поле» = нашему «ре-флексия» (активность, обращенная назад), но слишком наукообразно и требует дополнительного объяснения.
«потаенный сердца человек» (Петра 1.3,4.), «внутренний человек»( Рим.7 Павла) ?, будет, пожалуй, недостаточно,
поэтому остановился на: я = Я (аналог Атман =Брахман), где я - то, что может «выйти» из «поля» и обозреть его, т.е. рефлектировать, что стоит за всем и говорит «мое» и о котором никто не может сказать (в свою очередь) моё.
«Выход» образ развития, а не движения, если хотите внести элемент движения, то лучше представить, как «подъем» по ступенькам (на вершину). Горизонт обзора раздвигается, но и не надо забывать, что размер «поля», при этом увеличивается. Двойственность - признак развития.
--------
Как относится Атман по отношению к животным, в наличии
Животное всегда находится в «поле» и его жизнедеятельность им определяется, обуславливается рефлексами (условными или без-условными).
---
Viam aut inveniam, aut faciam.
Комментарий