Привет, Акела, спасибо за приглашение.
Мы ж этот вопрос решили, вроде как. Ну ладно.
Ты все правильно начал в начале темы с теории множеств(о как давно тебя этот вопрос начал волновать!) , а далее нужно было переходить к Расселовской теории типов, она решает все эти парадоксы (софизмы). Кстати не понятен твой маневр с «не», т.к. в соответствии с логикой высказывания оба «не» аннулируются, поэтому смысл их вставлять? А множество «не все» включается в множество «все», как ни крути.
Что же касается этой задачки и подобных ей, всем кому интересно, мы с Акелой разбирали ее здесь:
Поэтому тут, выскажусь коротко:
Прежде чем отвечать на вопрос нужно его уточнить, что подразумевает автор вопроса: «Может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет поднять?», под словом «создать»?
Ну например, я могу из снега создать ком, который не смогу поднять. Это ограничивает мое могущество? Нет. Этот вопрос парадоксален? Нет. Я могу накатать таких комов сколь угодно много. Т.е. создать я его могу, а вот поднять нет, но вопрос именно к слову «создать». Поэтому 1 вариант ответа, в такой интерпретации вопроса:
1. Бог может создать камень, после чего Его всемогущество будет ограничено весом самого камня.
Если под словом «создать» автор подразумевает еще и процесс поднятия этого камня, т.е. вопрос сводится к следующей формулировке: «Может ли Всёмогущий Бог создать и поднять неподъемный (никому) камень?»
2. Тогда формулировка вопроса - парадоксальна, а потому неправомерена и запрещена, ибо первая часть предложения, («Может ли Всёмогущий Бог») допустим, множество А, - истинно, не допускает существование второго («создать неподъемный (никому) камень») любого множества >А, претендующего быть членом множества А.
Но, внимание, такой, ответ подразумевает одновременное создание и поднятие камня, в противном случае:
3. Бог создает любой камень, а потом ограничивает свое всемогущество так, чтобы Он не смог его поднять.
Наконец, с позиции здравомыслия возникает еще один вопрос: а какова должна быть масса камня, который Бог таки может поднять? Если бесконечность, то задача для Бога будет состоять в том, чтоб создать камень массой превышающей бесконечность. Ответ естественно тогда будет лежать за пределами логики, что мы исключаем, ибо такого камня быть не может. Поэтому возвращаемся к ответу 2 вопрос не имеет права на существование.
Вопрос мне не понятен. Поэтому воздержусь как от ответа, так и от сарказма.
Либо знал, либо нет. На счет второго «либо», ответ: раз Всемогущ, то мог и не знать, но предполагать.
С уважением, 3Denis.
Мы ж этот вопрос решили, вроде как. Ну ладно.
Ты все правильно начал в начале темы с теории множеств(о как давно тебя этот вопрос начал волновать!) , а далее нужно было переходить к Расселовской теории типов, она решает все эти парадоксы (софизмы). Кстати не понятен твой маневр с «не», т.к. в соответствии с логикой высказывания оба «не» аннулируются, поэтому смысл их вставлять? А множество «не все» включается в множество «все», как ни крути.
Что же касается этой задачки и подобных ей, всем кому интересно, мы с Акелой разбирали ее здесь:
Поэтому тут, выскажусь коротко:
Прежде чем отвечать на вопрос нужно его уточнить, что подразумевает автор вопроса: «Может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет поднять?», под словом «создать»?
Ну например, я могу из снега создать ком, который не смогу поднять. Это ограничивает мое могущество? Нет. Этот вопрос парадоксален? Нет. Я могу накатать таких комов сколь угодно много. Т.е. создать я его могу, а вот поднять нет, но вопрос именно к слову «создать». Поэтому 1 вариант ответа, в такой интерпретации вопроса:
1. Бог может создать камень, после чего Его всемогущество будет ограничено весом самого камня.
Если под словом «создать» автор подразумевает еще и процесс поднятия этого камня, т.е. вопрос сводится к следующей формулировке: «Может ли Всёмогущий Бог создать и поднять неподъемный (никому) камень?»
2. Тогда формулировка вопроса - парадоксальна, а потому неправомерена и запрещена, ибо первая часть предложения, («Может ли Всёмогущий Бог») допустим, множество А, - истинно, не допускает существование второго («создать неподъемный (никому) камень») любого множества >А, претендующего быть членом множества А.
Но, внимание, такой, ответ подразумевает одновременное создание и поднятие камня, в противном случае:
3. Бог создает любой камень, а потом ограничивает свое всемогущество так, чтобы Он не смог его поднять.
Наконец, с позиции здравомыслия возникает еще один вопрос: а какова должна быть масса камня, который Бог таки может поднять? Если бесконечность, то задача для Бога будет состоять в том, чтоб создать камень массой превышающей бесконечность. Ответ естественно тогда будет лежать за пределами логики, что мы исключаем, ибо такого камня быть не может. Поэтому возвращаемся к ответу 2 вопрос не имеет права на существование.
2. Ограничен ли свободный Бог (всеобщее духовное начало) рамками личности?
3. Знал ли всеведущий и любящий Творец, создавая людей способными ко греху, кого реализация свободы воли приведет в дальнейшем к вечным мукам?
С уважением, 3Denis.
Комментарий