Курия Ватикана. Комиссия по религиозным отношением с иудеями. «Дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11:29). Размышления о богословских вопросах, связанных с католическо-иудейскими отношениями, по случаю 50-летней годовщины Декларации II Ватиканского собора Nostra Aetate. 10 декабря 2015г.
«п. 36. Согласно христианскому учению, может быть только один путь ко спасению, однако, из этого никоим образом не следует, что евреи исключены из Божьего спасения, из-за того, что они не верят в Иисуса Христа как в Мессию и Сына Божьего. Такое требование не находит поддержки в сотериологическом понимании святого апостола Павла, который в Послании к Римлянам не только выражает свои убеждения в, что не может быть никакого дисконтинуитета (разрыва непрерывности -- прим. переводчика) в истории спасения, но что спасение приходит от иудеев (ср. также Ин 2:4). Бог вверил Израилю уникальную миссию, и Он не включил в этот таинственный план спасения все остальные народы (ср. 1 Тим 2:4), которые не могут быть спасены иначе как через Его Первородного Сына (Исх 4:22) Отсюда очевидно, что св Павел в Послании к Римлянам несомненно отрицает вопрос, который он сам поставил, об отвержении своего народа. Подобно тому, как решительно он утверждает: " Ибо дары и призвание Божье непреложны" (Рим 1:29). То, что евреи являются участниками Божьего спасения богословски несомненно, но как это может быть возможным без недвусмысленного исповедания Христа (Спасителя), остается непостижимой Божественной тайной. Поэтому не случайно, что сотериологические размышления апостола Павла в Послании к Римлянам (9-11) о неотменяемом искуплении Израиля на фоне Христовой тайны достигают апофеоза в великолепном славословии: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33). Бернард Клервосский ( De cons . III /1,3) говорит что для спасения евреев зафиксирована определенная точка в истории, которую уже ничто не может изменить».
Текст содержит еще массу интересного. Например, учение о том, что для иудеев Слово Божие открывается не как Христос, а как Тора; и этого достаточно для жизни во всей полноте и Богообщения:
«Тот, кто соблюдает Тору, имеет жизнь во всей ее полноте (ср Pirqe Авот II, 7). Соблюдающий Тору иудей участвует в общении с Богом. В связи с этим Папа Франциск заявил: Христианские конфессии находят свое единство во Христе; Иудаизм находит свое единство в Торе. Христиане верят, что Иисус Христос есть Слово Божие, ставшее плотью в мире; для иудеев Слово Божие присутствует прежде всего в Торе. Обе религиозные традиции находят свое основание в Едином Боге, Боге Завета, который показывает Себя через Свое Слово. В поисках правильного отношения к Богу, христиане обращаются к Христу как кладезю новой жизни, а иудеи к учению Торы (Обращение к членам Международного совета христиан и иудеев, 30 июня 2015)».
«Признание непреходящего значения иудаизма и утверждение, что иудейство Иисуса составляет определяющую черту его личности и веры Церкви, приводит к важным христологическим выводам. Находясь в диалоге с иудейской религией и признавая ее истинность, мы оказываемся перед необходимостью по-новому определить нашу веру в Иисуса. Если иудаизм признается неизменно живым и достоверным религиозным опытом, можем ли мы по-прежнему утверждать, что Иисус исполнил мессианские обетования, содержащиеся в иудейских Писаниях, - в особенности, если факт непризнания Иисуса Мессией зафиксирован самим непрекращающимся существованием иудаизма? Может ли христианин признать непреходящую истинность иудаизма, не отказываясь от своей веры в уникальность и совершенство Иисуса Христа? Я хотел бы показать, каким образом размышления о иудейском народе оказывают влияние на самосознание и самоопределение Церкви. Подлинная христология сегодняшней Церкви должна позволить Церкви свободно утверждать Бога и себя во Христе, не умаляя при этом другие религии.
Значит ли это, что христианам следует отказаться от веры в Иисуса-Искупителя? Напротив. Столкновение с иудаизмом требует от христиан, чтобы они стали в большей степени христианами. Единственная цель иудейско-христианского диалога (если таковой вообще существует, как выразился Фишер) заключается в том, чтобы дать иудеям возможность стать лучше в своем иудействе, а христианам - укрепиться в своем христианстве и стать его подлинными представителями. Таким образом, христиане не должны оставлять открытым вопрос о мессианстве Иисуса, но им надлежит признать (как заметил Дитрих Бонхёффер), что иудеи оставили его открытым». Христианам, во имя своей собственной христологии, следует научиться сосуществовать с иудейским нет Иисусу. Как сегодня христиане являют его образ Иисус - Христа и Искупителя мира - таким и явится Иисус. Если они не способны нести его искупление в сегодняшнем мире, особенно во взаимоотношениях с иудейским народом, боюсь, что в конце времен они встретят не торжествующего Мессию, а, я бы сказал, плачущего Мессию - Мессию, который скорбит о страданиях и неискупленности, порождаемой христианами, и прежде всего по отношению к своему возлюбленному народу. И может случиться так, что не христиане, с их триумфалистским пониманием мессианства, а иудеи первыми узнают Мессию - Спасителя Мира».
Дидье Поллефе. «Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения».
«п. 36. Согласно христианскому учению, может быть только один путь ко спасению, однако, из этого никоим образом не следует, что евреи исключены из Божьего спасения, из-за того, что они не верят в Иисуса Христа как в Мессию и Сына Божьего. Такое требование не находит поддержки в сотериологическом понимании святого апостола Павла, который в Послании к Римлянам не только выражает свои убеждения в, что не может быть никакого дисконтинуитета (разрыва непрерывности -- прим. переводчика) в истории спасения, но что спасение приходит от иудеев (ср. также Ин 2:4). Бог вверил Израилю уникальную миссию, и Он не включил в этот таинственный план спасения все остальные народы (ср. 1 Тим 2:4), которые не могут быть спасены иначе как через Его Первородного Сына (Исх 4:22) Отсюда очевидно, что св Павел в Послании к Римлянам несомненно отрицает вопрос, который он сам поставил, об отвержении своего народа. Подобно тому, как решительно он утверждает: " Ибо дары и призвание Божье непреложны" (Рим 1:29). То, что евреи являются участниками Божьего спасения богословски несомненно, но как это может быть возможным без недвусмысленного исповедания Христа (Спасителя), остается непостижимой Божественной тайной. Поэтому не случайно, что сотериологические размышления апостола Павла в Послании к Римлянам (9-11) о неотменяемом искуплении Израиля на фоне Христовой тайны достигают апофеоза в великолепном славословии: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33). Бернард Клервосский ( De cons . III /1,3) говорит что для спасения евреев зафиксирована определенная точка в истории, которую уже ничто не может изменить».
Текст содержит еще массу интересного. Например, учение о том, что для иудеев Слово Божие открывается не как Христос, а как Тора; и этого достаточно для жизни во всей полноте и Богообщения:
«Тот, кто соблюдает Тору, имеет жизнь во всей ее полноте (ср Pirqe Авот II, 7). Соблюдающий Тору иудей участвует в общении с Богом. В связи с этим Папа Франциск заявил: Христианские конфессии находят свое единство во Христе; Иудаизм находит свое единство в Торе. Христиане верят, что Иисус Христос есть Слово Божие, ставшее плотью в мире; для иудеев Слово Божие присутствует прежде всего в Торе. Обе религиозные традиции находят свое основание в Едином Боге, Боге Завета, который показывает Себя через Свое Слово. В поисках правильного отношения к Богу, христиане обращаются к Христу как кладезю новой жизни, а иудеи к учению Торы (Обращение к членам Международного совета христиан и иудеев, 30 июня 2015)».
«Признание непреходящего значения иудаизма и утверждение, что иудейство Иисуса составляет определяющую черту его личности и веры Церкви, приводит к важным христологическим выводам. Находясь в диалоге с иудейской религией и признавая ее истинность, мы оказываемся перед необходимостью по-новому определить нашу веру в Иисуса. Если иудаизм признается неизменно живым и достоверным религиозным опытом, можем ли мы по-прежнему утверждать, что Иисус исполнил мессианские обетования, содержащиеся в иудейских Писаниях, - в особенности, если факт непризнания Иисуса Мессией зафиксирован самим непрекращающимся существованием иудаизма? Может ли христианин признать непреходящую истинность иудаизма, не отказываясь от своей веры в уникальность и совершенство Иисуса Христа? Я хотел бы показать, каким образом размышления о иудейском народе оказывают влияние на самосознание и самоопределение Церкви. Подлинная христология сегодняшней Церкви должна позволить Церкви свободно утверждать Бога и себя во Христе, не умаляя при этом другие религии.
Значит ли это, что христианам следует отказаться от веры в Иисуса-Искупителя? Напротив. Столкновение с иудаизмом требует от христиан, чтобы они стали в большей степени христианами. Единственная цель иудейско-христианского диалога (если таковой вообще существует, как выразился Фишер) заключается в том, чтобы дать иудеям возможность стать лучше в своем иудействе, а христианам - укрепиться в своем христианстве и стать его подлинными представителями. Таким образом, христиане не должны оставлять открытым вопрос о мессианстве Иисуса, но им надлежит признать (как заметил Дитрих Бонхёффер), что иудеи оставили его открытым». Христианам, во имя своей собственной христологии, следует научиться сосуществовать с иудейским нет Иисусу. Как сегодня христиане являют его образ Иисус - Христа и Искупителя мира - таким и явится Иисус. Если они не способны нести его искупление в сегодняшнем мире, особенно во взаимоотношениях с иудейским народом, боюсь, что в конце времен они встретят не торжествующего Мессию, а, я бы сказал, плачущего Мессию - Мессию, который скорбит о страданиях и неискупленности, порождаемой христианами, и прежде всего по отношению к своему возлюбленному народу. И может случиться так, что не христиане, с их триумфалистским пониманием мессианства, а иудеи первыми узнают Мессию - Спасителя Мира».
Дидье Поллефе. «Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения».
Комментарий