Множество христианских церквей имеют один источник своей веры - Библию. И, тем не менее, их вероучения различаются очень сильно. Бесчисленные попытки устранить различия между ними не дали ожидаемых результатов. Объяснить это можно тем, что наше восприятие любой информации обладает удивительными особенностями.
Так, одни очень умные и высокообразованные люди верят в истинность одного понимания библейской информации, а другие столь же умные и образованные ЭТУ ЖЕ информацию воспринимают совсем иначе.
Например, некоторые христиане глубоко верят в то, что сатана падший ангел, и является противником Богу. Другие христиане столь же убеждённо веруют, что такого ангела в реальности вообще нет, а третьи убеждены в том, что этот ангел вовсе не является падшим, и служит Божьим целям. Или иначе: все три группы христиан в своей вере опираются на один и тот же источник, а смысл того, что прочитывают, они воспринимают по-разному.
А ведь апостол Павел в 1Кор.13:12 писал, что у нас зрение лишь отчасти, мы видим как бы через тусклое стекло, безошибочное же зрение будет лишь в будущем веке. Казалось бы: смиренные христиане, осознав это назидание апостола, должны бы с осторожностью оценивать то, что они воспринимают лично, но нет! Многие непреклонно верят тому, что им видится СЕГОДНЯ: «Я ясно вижу, что именно исповедуемое мной учение безошибочно. А вот инакомыслящие многое воспринимают с заблуждениями». Уместно вспомнить слова Иисуса о том, что мы видим сучок у инакомыслящего, но не замечаем у себя бревна (Матф.7:30).
А сейчас попытаюсь дать своё объяснение ещё одной удивительной особенности нашего познавания. Оказывается, если я, изучая какой-либо вопрос, сделал решительный вывод: «Это истина!», то даже если и ошибаюсь, изменить этот вывод я, может, и смогу, но не скоро.
Так, своё первое мировоззренческое убеждение я обрёл ещё в школе. Учитель сказал: «Бога нет», и я поверил. С годами эта вера усиливалась, обрастала аргументами. Никакие контрдоказательства не могли пробить броню первого моего решения: «Это истина!» По-моему, это объясняется дарованным людям правом выбора. Можно предположить, что в нашем «мыслительном аппарате» заложен механизм, который отслеживает сделанные нами решения. Как только я сделал какой-то решающий вывод, в моём «мыслительном аппарате» «ставится печать», и уже никакой аргумент другого человека не сможет меня переубедить. Отсюда вывод: пытаться напрямую переубеждать оппонента бесполезно он сделал свой выбор, и этот его выбор охраняется Тем, Кто это право нам дал. А в результате в мире существуют тысячи только христианских церквей, вероучение каждой из которых чем-то отличается от других.
Но многие «разноверие» объясняют «человеческим фактором». «Мы и наши единоверцы не ошибаемся ни в чём». Дальше обычно следуют «жиденькие» доказательства безошибочности утверждений, вроде того, что «мы неотступно следуем Библии», как будто это же высказывание не может быть отнесено и к оппонентам. Ещё «доказательства»: «ОНИ такие, сякие Им познать истину не дано». Так успокаивают себя и православные, и католики, и разные протестанты. Писание же предлагает ПРОВЕРЯТЬ по Библии: "Не я ли, Господи?" (Матф.26:22).
Вот, например, как я это делаю.
У меня укоренилось твёрдое мнение о сатане одно из приведённых выше. С годами это мнение становилось всё уверенней. Но вот я стал общаться с очень грамотным христианином, который о сатане придерживался иного понимания. Наши бесчисленные дискуссии не приводили к сближению наших пониманий. И тогда я понял, что всеобщая «эпидемия» разнопонимания дело «рук» Бога! Я осознал, что мог, незаметно для себя, воспринять «как истину» и ошибочную информацию. А однажды я прочёл: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?», Еккл.7:13. И я подумал: а может, эти искривления в познавании можно исправить ТОЛЬКО с помощью Бога? И я взмолился: «Боже! Если это я заблуждаюсь в понимании сущности сатаны и этого не вижу помоги мне увидеть МОЁ заблуждение!»
И произошло чудо: буквально сразу же я обратил внимание на библейские мысли, которые читал неоднократно, но раньше не обращал на них внимания. А они, оказывается, чётко показывали, что «мой» вариант понимания сущности сатаны опровергается! Более того, я увидел, что Библия поддерживает третий вариант, который не разделяли ни я, ни мой оппонент!
Но напрашивается вопрос: а почему я, перечислив три варианта понимания сущности сатаны, уклонился от конкретизации, какого варианта я придерживался до общения по этому вопросу с Богом, и какому верю сегодня? Отвечу коротко. Анализируя вышесказанное, я пришёл к выводу, что Божья истина даётся только тогда и тем, кто искренно и глубоко смиряется перед Его волей. И если кто-то, прочитав этот текст, захочет повторить мой опыт, оставив в душе толику скепсиса, он получит то, что имеет, а не то, чему, на самом деле, учит Библия. Необходимо полное смирение.
И ещё: по какой причине Бог ставит нам препоны в познании? В Библии я не нашёл прямого ответа. Можно предположить, что это один из бесчисленных способов, которыми Бог проверяет нашу готовность для пребывания в Его царстве! И «прямые» заповеди, и десятки притчей и ситуаций всё нас учит и проверяет. Сталкиваясь с великим множеством «единственно истинных», хотя и сильно различающихся церквей, мы должны бы задумываться: а может ли быть такое, что инакомыслящие ВО ВСЁМ заблуждаются, и только моя церковь без сучка и задоринки?!! А, задумавшись, делали бы выводы.
Этот текст я показывал некоторым знакомым. Реакция была одинакова: «А у меня нет ослепления. Вера моя безошибочна». И всё-таки, наличие великого множества церквей, хоть чем-то различающихся в понимании истины, подтверждает, что Божий промысел, давший нам видение лишь как через тусклое стекло, работает безотказно. И я уже не могу думать, что моя вера, в отличие от других, будто бы не содержит заблуждений; это пройденный для меня этап. Конечно же, в комплексе моей веры, хотя мне всё видится как истинное, где-то есть сокрытые от меня «брёвна». Но теперь мне хочется их выискивать! Как только кто-то из собеседников неотступно настаивает на ином со мной мнении, я настораживаюсь: не я ли, Господи, заблуждаюсь?
Вместо выводов.
В различных церквях многие ключевые тексты Библии воспринимаются по-разному. Видимо, это объясняется Божьим промыслом, давшим нам зрение лишь как через тусклое стекло. Поэтому возможную причину разного понимания текста нельзя выявить путём многократной личной проверки соответствия этого понимания текста Библии. Каждая такая самопроверка обычно приводит на круги своя: у меня, мол, ошибок нет,
Я эту цель достигаю тем, что перед проверкой ИСКРЕННО допускаю, что ошибка возможна именно у меня, и прошу у Бога помощи в безошибочном понимании данного текста. И глаза мои открываются, и иногда я обнаруживаю, что заблуждение у меня.
Так, одни очень умные и высокообразованные люди верят в истинность одного понимания библейской информации, а другие столь же умные и образованные ЭТУ ЖЕ информацию воспринимают совсем иначе.
Например, некоторые христиане глубоко верят в то, что сатана падший ангел, и является противником Богу. Другие христиане столь же убеждённо веруют, что такого ангела в реальности вообще нет, а третьи убеждены в том, что этот ангел вовсе не является падшим, и служит Божьим целям. Или иначе: все три группы христиан в своей вере опираются на один и тот же источник, а смысл того, что прочитывают, они воспринимают по-разному.
А ведь апостол Павел в 1Кор.13:12 писал, что у нас зрение лишь отчасти, мы видим как бы через тусклое стекло, безошибочное же зрение будет лишь в будущем веке. Казалось бы: смиренные христиане, осознав это назидание апостола, должны бы с осторожностью оценивать то, что они воспринимают лично, но нет! Многие непреклонно верят тому, что им видится СЕГОДНЯ: «Я ясно вижу, что именно исповедуемое мной учение безошибочно. А вот инакомыслящие многое воспринимают с заблуждениями». Уместно вспомнить слова Иисуса о том, что мы видим сучок у инакомыслящего, но не замечаем у себя бревна (Матф.7:30).
А сейчас попытаюсь дать своё объяснение ещё одной удивительной особенности нашего познавания. Оказывается, если я, изучая какой-либо вопрос, сделал решительный вывод: «Это истина!», то даже если и ошибаюсь, изменить этот вывод я, может, и смогу, но не скоро.
Так, своё первое мировоззренческое убеждение я обрёл ещё в школе. Учитель сказал: «Бога нет», и я поверил. С годами эта вера усиливалась, обрастала аргументами. Никакие контрдоказательства не могли пробить броню первого моего решения: «Это истина!» По-моему, это объясняется дарованным людям правом выбора. Можно предположить, что в нашем «мыслительном аппарате» заложен механизм, который отслеживает сделанные нами решения. Как только я сделал какой-то решающий вывод, в моём «мыслительном аппарате» «ставится печать», и уже никакой аргумент другого человека не сможет меня переубедить. Отсюда вывод: пытаться напрямую переубеждать оппонента бесполезно он сделал свой выбор, и этот его выбор охраняется Тем, Кто это право нам дал. А в результате в мире существуют тысячи только христианских церквей, вероучение каждой из которых чем-то отличается от других.
Но многие «разноверие» объясняют «человеческим фактором». «Мы и наши единоверцы не ошибаемся ни в чём». Дальше обычно следуют «жиденькие» доказательства безошибочности утверждений, вроде того, что «мы неотступно следуем Библии», как будто это же высказывание не может быть отнесено и к оппонентам. Ещё «доказательства»: «ОНИ такие, сякие Им познать истину не дано». Так успокаивают себя и православные, и католики, и разные протестанты. Писание же предлагает ПРОВЕРЯТЬ по Библии: "Не я ли, Господи?" (Матф.26:22).
Вот, например, как я это делаю.
У меня укоренилось твёрдое мнение о сатане одно из приведённых выше. С годами это мнение становилось всё уверенней. Но вот я стал общаться с очень грамотным христианином, который о сатане придерживался иного понимания. Наши бесчисленные дискуссии не приводили к сближению наших пониманий. И тогда я понял, что всеобщая «эпидемия» разнопонимания дело «рук» Бога! Я осознал, что мог, незаметно для себя, воспринять «как истину» и ошибочную информацию. А однажды я прочёл: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?», Еккл.7:13. И я подумал: а может, эти искривления в познавании можно исправить ТОЛЬКО с помощью Бога? И я взмолился: «Боже! Если это я заблуждаюсь в понимании сущности сатаны и этого не вижу помоги мне увидеть МОЁ заблуждение!»
И произошло чудо: буквально сразу же я обратил внимание на библейские мысли, которые читал неоднократно, но раньше не обращал на них внимания. А они, оказывается, чётко показывали, что «мой» вариант понимания сущности сатаны опровергается! Более того, я увидел, что Библия поддерживает третий вариант, который не разделяли ни я, ни мой оппонент!
Но напрашивается вопрос: а почему я, перечислив три варианта понимания сущности сатаны, уклонился от конкретизации, какого варианта я придерживался до общения по этому вопросу с Богом, и какому верю сегодня? Отвечу коротко. Анализируя вышесказанное, я пришёл к выводу, что Божья истина даётся только тогда и тем, кто искренно и глубоко смиряется перед Его волей. И если кто-то, прочитав этот текст, захочет повторить мой опыт, оставив в душе толику скепсиса, он получит то, что имеет, а не то, чему, на самом деле, учит Библия. Необходимо полное смирение.
И ещё: по какой причине Бог ставит нам препоны в познании? В Библии я не нашёл прямого ответа. Можно предположить, что это один из бесчисленных способов, которыми Бог проверяет нашу готовность для пребывания в Его царстве! И «прямые» заповеди, и десятки притчей и ситуаций всё нас учит и проверяет. Сталкиваясь с великим множеством «единственно истинных», хотя и сильно различающихся церквей, мы должны бы задумываться: а может ли быть такое, что инакомыслящие ВО ВСЁМ заблуждаются, и только моя церковь без сучка и задоринки?!! А, задумавшись, делали бы выводы.
Этот текст я показывал некоторым знакомым. Реакция была одинакова: «А у меня нет ослепления. Вера моя безошибочна». И всё-таки, наличие великого множества церквей, хоть чем-то различающихся в понимании истины, подтверждает, что Божий промысел, давший нам видение лишь как через тусклое стекло, работает безотказно. И я уже не могу думать, что моя вера, в отличие от других, будто бы не содержит заблуждений; это пройденный для меня этап. Конечно же, в комплексе моей веры, хотя мне всё видится как истинное, где-то есть сокрытые от меня «брёвна». Но теперь мне хочется их выискивать! Как только кто-то из собеседников неотступно настаивает на ином со мной мнении, я настораживаюсь: не я ли, Господи, заблуждаюсь?
Вместо выводов.
В различных церквях многие ключевые тексты Библии воспринимаются по-разному. Видимо, это объясняется Божьим промыслом, давшим нам зрение лишь как через тусклое стекло. Поэтому возможную причину разного понимания текста нельзя выявить путём многократной личной проверки соответствия этого понимания текста Библии. Каждая такая самопроверка обычно приводит на круги своя: у меня, мол, ошибок нет,
Я эту цель достигаю тем, что перед проверкой ИСКРЕННО допускаю, что ошибка возможна именно у меня, и прошу у Бога помощи в безошибочном понимании данного текста. И глаза мои открываются, и иногда я обнаруживаю, что заблуждение у меня.


Комментарий