Возвращаемся к Иер. 31: 31, 32:
- «31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, -
32 Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».
Когда был заключен «прежний» завет спасения с Израилем?
«Прежний» завет спасения Господь заключил с Израилем «в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской», то есть, за несколько месяцев до Синая.
До какого времени простиралось действие «прежнего» завета спасения?
Судя по обетованиям Божиим, записанным в Исх. 3: 7, 8, действие прежнего завета спасения простиралось до времени вхождения Израиля в землю обитаемую:
- «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавит его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевуссеев».
Господь обещал ввести Израиль в хорошую землю, когда мера беззаконий Аморреев наполнится /Быт. 15: 16/, то есть, когда настанет час наказания (истребления и изгнания) упомянутых народов.
Выводы:
- если действие «прежнего» завета спасения простиралось до времени вхождения в землю, на которой обитали беззаконники, значит, «прежний» завет спасения предусматривал исполнение Израиля силой для истребления и изгнания беззаконников;
- действие «прежнего» завета спасения простиралось до полного овладения Израилем хорошей землей.
На какие периоды делится время действия «прежнего» завета спасения?
Время действия «прежнего» завета спасения делится на четыре периода:
1) период освобождения от власти фараона;
2) период научения Израиля слову Божию (период обновления ума словом Божиим) и утверждения в слове Божием;
3) период исполнения Израиля силой Божией для выполнения слова Божия (для овладения землей обитаемой);
4) период истребления и изгнания с хорошей земли врагов Бога живого.
Что сделал Господь в первом периоде спасения, чтобы освободить Израиль от власти фараона?
Чтобы освободить Израиль от власти фараона, Господь послал к Израилю проповедника (Моисея) с благой вестью об избавлении от рабства и знамениями для подкрепления Его слова.
Что сделал Израиль в первом периоде спасения, чтобы освободится от власти фараона?
Чтобы освободится от власти фараона, Израиль (а) поверил Богу, (б) верой совершил пасху, (в) верой вышел из дома рабства.
Что сделал Господь во втором периоде спасения, чтобы научить Израиль слову Божию и утвердить его в слове Божием?
Чтобы научить Израиль слову Божию и утвердить его в слове Божием, Господь дал Израилю устав и закон в Мерре, и там испытал его (трудностями, нехваткой и т.п.):
- «Пришли в Мерру Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его.
И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» /Исх. 15: 23, 25, 26/.
Угрозой наведения на Израиль болезней, от которых пострадал Египет, Господь обличил Израиль в том, что после выхода из Египта Израиль мало чем отличался от Египтян. Видимо, за годы рабства многое перенял от них.
Чтобы очистить (исцелить) свои умы и сердца от Египетской скверны, Израиль должен был послушать Господа Бога и исполнить все, что Он повелел в уставе и законе, данном в Мерре.
Что делал Израиль во втором периоде спасения, после того, как получил в Мерре устав и закон?
Получив в Мерре устав и закон, Израиль не поступал по слову Божию:
1. Израиль роптал на Господа из-за отсутствия хлеба Египетского:
- «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом
И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта; ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? Не нас ропот ваш, но на Господа /Исх. 16: 2, 3, 8/.
2. Израиль нарушал субботу:
- «В шестой день собрали хлеба вдвое, по два Гоморра на каждого; и пришли все начальники общества, и донесли Моисею.
И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле. Шесть дней собирайте его на поле; а в седьмый день - суббота; не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли.
И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» /Исх. 16: 22 28/.
3. Израиль искушал Господа, говоря: есть ли Господь среди нас?
- «И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню; и расположилось станом в Рефидиме и не было воды пить народу.
И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?
И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?
Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? Еще немного и побьют меня камнями.
И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою и пойди; вот Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.
И нарек месту тому имя Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» /Исх. 17: 1 7/.
4. Множество народа поступало противозаконно и корыстолюбиво с братьями своими, и по этой причине судились друг с другом:
- «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера.
И видел тесть Моисеев все, что он делает с народом, и сказал: что это такое ты делаешь с народом? для чего сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?
И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят комне, и я сужу между тем и другим, и объявляю уставы Божии и законы Его» /Исх 18: 23 16/.
Множество народа, то есть, значительная часть его, действительно не поступала по-братски друг с другом, ибо, если бы любили друг друга и прощали друг другу, то не пришлось бы Моисею усматривать(!) людей боящихся Бога, правдивых и ненавидящих корысть, чтобы судить между ними /Исх. 18: 21/.
Мог ли уцелеть «прежний» завет спасения при таком небрежном отношении Израиля к закону Божьему (по сути, к Богу и ближнему)?
Конечно, нет. Нарушая заповеди закона данного в Мерре, Израиль показал, что по вере, мыслям, словам и делам он остался на уровне духовности Египтян (духом евреи оставались в Египте). Посему Израильтян (преступников закона) ожидали не Божии обетования, а болезни, которые поразили Египтян.
И еще раз: нарушая субботу и преступая другие заповеди закона, данного в Мерре, Израиль (со своей стороны) разрушил завет, который Господь заключил с Израилем в земле Египетской.
- «31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, -
32 Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».
Когда был заключен «прежний» завет спасения с Израилем?
«Прежний» завет спасения Господь заключил с Израилем «в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской», то есть, за несколько месяцев до Синая.
До какого времени простиралось действие «прежнего» завета спасения?
Судя по обетованиям Божиим, записанным в Исх. 3: 7, 8, действие прежнего завета спасения простиралось до времени вхождения Израиля в землю обитаемую:
- «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавит его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевуссеев».
Господь обещал ввести Израиль в хорошую землю, когда мера беззаконий Аморреев наполнится /Быт. 15: 16/, то есть, когда настанет час наказания (истребления и изгнания) упомянутых народов.
Выводы:
- если действие «прежнего» завета спасения простиралось до времени вхождения в землю, на которой обитали беззаконники, значит, «прежний» завет спасения предусматривал исполнение Израиля силой для истребления и изгнания беззаконников;
- действие «прежнего» завета спасения простиралось до полного овладения Израилем хорошей землей.
На какие периоды делится время действия «прежнего» завета спасения?
Время действия «прежнего» завета спасения делится на четыре периода:
1) период освобождения от власти фараона;
2) период научения Израиля слову Божию (период обновления ума словом Божиим) и утверждения в слове Божием;
3) период исполнения Израиля силой Божией для выполнения слова Божия (для овладения землей обитаемой);
4) период истребления и изгнания с хорошей земли врагов Бога живого.
Что сделал Господь в первом периоде спасения, чтобы освободить Израиль от власти фараона?
Чтобы освободить Израиль от власти фараона, Господь послал к Израилю проповедника (Моисея) с благой вестью об избавлении от рабства и знамениями для подкрепления Его слова.
Что сделал Израиль в первом периоде спасения, чтобы освободится от власти фараона?
Чтобы освободится от власти фараона, Израиль (а) поверил Богу, (б) верой совершил пасху, (в) верой вышел из дома рабства.
Что сделал Господь во втором периоде спасения, чтобы научить Израиль слову Божию и утвердить его в слове Божием?
Чтобы научить Израиль слову Божию и утвердить его в слове Божием, Господь дал Израилю устав и закон в Мерре, и там испытал его (трудностями, нехваткой и т.п.):
- «Пришли в Мерру Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его.
И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» /Исх. 15: 23, 25, 26/.
Угрозой наведения на Израиль болезней, от которых пострадал Египет, Господь обличил Израиль в том, что после выхода из Египта Израиль мало чем отличался от Египтян. Видимо, за годы рабства многое перенял от них.
Чтобы очистить (исцелить) свои умы и сердца от Египетской скверны, Израиль должен был послушать Господа Бога и исполнить все, что Он повелел в уставе и законе, данном в Мерре.
Что делал Израиль во втором периоде спасения, после того, как получил в Мерре устав и закон?
Получив в Мерре устав и закон, Израиль не поступал по слову Божию:
1. Израиль роптал на Господа из-за отсутствия хлеба Египетского:
- «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом
И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта; ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? Не нас ропот ваш, но на Господа /Исх. 16: 2, 3, 8/.
2. Израиль нарушал субботу:
- «В шестой день собрали хлеба вдвое, по два Гоморра на каждого; и пришли все начальники общества, и донесли Моисею.
И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле. Шесть дней собирайте его на поле; а в седьмый день - суббота; не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли.
И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» /Исх. 16: 22 28/.
3. Израиль искушал Господа, говоря: есть ли Господь среди нас?
- «И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню; и расположилось станом в Рефидиме и не было воды пить народу.
И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?
И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?
Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? Еще немного и побьют меня камнями.
И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою и пойди; вот Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.
И нарек месту тому имя Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» /Исх. 17: 1 7/.
4. Множество народа поступало противозаконно и корыстолюбиво с братьями своими, и по этой причине судились друг с другом:
- «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера.
И видел тесть Моисеев все, что он делает с народом, и сказал: что это такое ты делаешь с народом? для чего сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?
И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят комне, и я сужу между тем и другим, и объявляю уставы Божии и законы Его» /Исх 18: 23 16/.
Множество народа, то есть, значительная часть его, действительно не поступала по-братски друг с другом, ибо, если бы любили друг друга и прощали друг другу, то не пришлось бы Моисею усматривать(!) людей боящихся Бога, правдивых и ненавидящих корысть, чтобы судить между ними /Исх. 18: 21/.
Мог ли уцелеть «прежний» завет спасения при таком небрежном отношении Израиля к закону Божьему (по сути, к Богу и ближнему)?
Конечно, нет. Нарушая заповеди закона данного в Мерре, Израиль показал, что по вере, мыслям, словам и делам он остался на уровне духовности Египтян (духом евреи оставались в Египте). Посему Израильтян (преступников закона) ожидали не Божии обетования, а болезни, которые поразили Египтян.
И еще раз: нарушая субботу и преступая другие заповеди закона, данного в Мерре, Израиль (со своей стороны) разрушил завет, который Господь заключил с Израилем в земле Египетской.
Комментарий