Вопрос: «Прочитал ответ раввина:
(Есть ли душа у животных? вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru)
Есть ли душа у животных?
Добрый день. Возник вопрос. Существует ли душа у животных? Если да, то куда она попадает после смерти? С уважением, А.
Отвечает рав Овадья Климовский
Здравствуйте, уважаемый А.! У животных есть только самая приземленная часть души, делающая их живыми. Это сила, которую Всевышний дает и забирает, когда приходит срок, и никакого продолжения у нее нет. Тора указывает, что животная душа связана с кровью, и поэтому строго запрещено употреблять кровь в пищу. Великий знаток сокровенных тайн Торы Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луццато) даже называл душу животного материальной.
С уважением, Овадья Климовский
Также и в другом месте один раввин пишет, что у животных нет бессмертной души. Как вы считаете?»
Ответ: прежде всего, в своём ответе уважаемый рав Овадья (как и все в Раввинистическом иудаизме) основывается на Талмуде и Комментариях, т.е. т.н. Устной Торе. Так же отвечал бы и я, когда пребывал в Талмудическом учении, считая Тору Шэбэалпэ (Устную Тору) равноценной Торе Шэбихтав (письменной). Другими словами, Комментарии и Традицию считал равноценными Писаниям.
Однако Мессианский иудаизм признаёт Священным Писанием только Письменную Тору. Поэтому вот ответ по Писанию:
Давайте прочтём, что именно написано в Торе; и обратите особое внимание на подчеркнутое:
Ваикра (Левит) 17/10-14
И всякий человек из дома Израиля и из пришельцев, живущих между ними, который будет есть какую-нибудь кровь, - обращу Лицо Мое на того, кто ест кровь, и отторгну его из среды народа
его. Потому что душа тела - в крови она, и Я предназначил ее вам для окропления жертвенника во искупление душ ваших, ибо кровь жизненной силой искупает.
Поэтому сказал Я сынам израиля: никто из вас не должен есть крови, и пришелец, живущий среди вас, не должен есть крови. И всякий человек из сынов Израиля и из пришельцев, живущих среди вас, который, охотясь, поймает зверя или птицу, пригодную в пищу, должен выпустить кровь ее и покрыть ее землей.
Ибо душа всякого существа - это кровь его. И сказал Я сынам израиля: крови какой бы то ни было плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти - это кровь ее, всякий, кто ест ее, отторгнут будет.
Если мы проследим контекст главы, то увидим, что нигде не конкретизируется, что это именно душа животных находится в крови, а душа человека не в крови. Но в Писаниях мы можем не раз увидеть, что душа человека сверхъестественным образом основана на его духе/сознании/разуме (человек создан по образу и подобию Всевышнего). Итак, если следовать Писанию, у животных и человека разного качества (высоты, божественной части) души, но как у человека, так и у животных души связаны с кровью.
Также не имеет здесь значения извечный спор «написано ли Руах, Нефеш или Нешама», потому что и о человеке в Писаниях равно применяются все три термина, и из них лишь Руах явно указывает на существенное отличие человеческой души от души животного. Во всех Писаниях.
Поэтому смерть человеческого тела идентична смерти тела животного:
Как умирают те (животные), так умирают и эти (люди)
Сказал я в сердце своем по поводу сынов человеческих, что отличил их Б-г (от других существ), но увидел, что сами по себе они скоты (как плоть они не отличаются от животных). Ибо участь сынов человеческих и участь скотины одна и та же участь: как тем умирать, так умирать и этим; и дыханье одно у всех, и нет превосходства человека над скотом (в смерти), ибо все суета.
Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах. Кто знает, возносится ли ввысь (на Небеса) дух сынов человеческих, а дух животных нисходит ли вниз, в землю (в Шеол)?
Коелет (Экклесиаст) 3/18-21
Это написано мудрейшим человеком, существовавшим на Земле когда-либо.
Далее: если у животных нет бессмертной души, то в Ган Эдэне (в Раю) люди не умирали, а животные умирали:
Берейшит (Бытие) 2/19-22
И когда образовал Бог Всесильный из земли всякого зверя полевого и всякую птицу небесную, привел Он к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и как назовет человек какое-либо живое существо, так и имя его.
И нарек человек имена всему скоту и птицам небесным и всяким зверям полевым, но для человека не нашел Он помощника, ему соответственного.
И навел Бог Всесильный сон на человека, и когда уснул он, взял он одно из ребер его и закрыл плотью место его. и переустроил Бог Всесильный ребро, которое он взял у человека, в жену, и привел ее к человеку.
Не кажется ли вам такой комментарий (принятый сегодня в Раввинистическом иудаизме) несколько противоречащим Божественному смыслу и благу творения, о котором сказано: «И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО»?
Весьма ли это хорошо, когда все живые существа, созданные для того, чтобы человек о них заботился, властвовал над ними и утешался ими, умирают?
А теперь главное: тогда получается, что смерть в этом мире естественная его часть, созданная Богом, и сатан дьявол тут практически не при чём. Но Писание говорит, что именно после воздействия дьявола в этот мир вошла смерть. А до этого смерти не было:
Римлянам, 5/12
Поэтому, как чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили...
Берейшит (Бытие) 3/17
А человеку сказал: "За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята из-за тебя земля (т.е всё творение)
Какова же Надежда? Смерть будет побеждена:
Ибо, поскольку чрез человека смерть, чрез Человека и воскресение мёртвых.
Ибо, как в Адаме все умирают, так и во Христе все будут оживотворены.
1 Коринф. 15/21,22
Творение (не только человек) будет освобождено от смерти (рабства тлению):
Римлянам, 8/19-22
Ибо тварь (творение) ждет с напряжением откровения сынов Божиих. Ибо тварь (творение) была подчинена суете не по своей воле, но ради Подчинившего её в надежде, потому что тварь (творение) и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих. Ибо мы знаем, что вся тварь (творение) вместе стонет и мучится (словно) родами доныне.
Теперь к вам вопрос: если тварь (творение) будет освобождено от смерти (рабства тления), то какова его душа? Смертная душа в бессмертном теле? Это абсурд
Души всего творения бессмертны, но душа человека существенно отличается от души животных.
(Есть ли душа у животных? вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru)
Есть ли душа у животных?
Добрый день. Возник вопрос. Существует ли душа у животных? Если да, то куда она попадает после смерти? С уважением, А.
Отвечает рав Овадья Климовский
Здравствуйте, уважаемый А.! У животных есть только самая приземленная часть души, делающая их живыми. Это сила, которую Всевышний дает и забирает, когда приходит срок, и никакого продолжения у нее нет. Тора указывает, что животная душа связана с кровью, и поэтому строго запрещено употреблять кровь в пищу. Великий знаток сокровенных тайн Торы Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луццато) даже называл душу животного материальной.
С уважением, Овадья Климовский
Также и в другом месте один раввин пишет, что у животных нет бессмертной души. Как вы считаете?»
Ответ: прежде всего, в своём ответе уважаемый рав Овадья (как и все в Раввинистическом иудаизме) основывается на Талмуде и Комментариях, т.е. т.н. Устной Торе. Так же отвечал бы и я, когда пребывал в Талмудическом учении, считая Тору Шэбэалпэ (Устную Тору) равноценной Торе Шэбихтав (письменной). Другими словами, Комментарии и Традицию считал равноценными Писаниям.
Однако Мессианский иудаизм признаёт Священным Писанием только Письменную Тору. Поэтому вот ответ по Писанию:
Давайте прочтём, что именно написано в Торе; и обратите особое внимание на подчеркнутое:
Ваикра (Левит) 17/10-14
И всякий человек из дома Израиля и из пришельцев, живущих между ними, который будет есть какую-нибудь кровь, - обращу Лицо Мое на того, кто ест кровь, и отторгну его из среды народа
его. Потому что душа тела - в крови она, и Я предназначил ее вам для окропления жертвенника во искупление душ ваших, ибо кровь жизненной силой искупает.
Поэтому сказал Я сынам израиля: никто из вас не должен есть крови, и пришелец, живущий среди вас, не должен есть крови. И всякий человек из сынов Израиля и из пришельцев, живущих среди вас, который, охотясь, поймает зверя или птицу, пригодную в пищу, должен выпустить кровь ее и покрыть ее землей.
Ибо душа всякого существа - это кровь его. И сказал Я сынам израиля: крови какой бы то ни было плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти - это кровь ее, всякий, кто ест ее, отторгнут будет.
Если мы проследим контекст главы, то увидим, что нигде не конкретизируется, что это именно душа животных находится в крови, а душа человека не в крови. Но в Писаниях мы можем не раз увидеть, что душа человека сверхъестественным образом основана на его духе/сознании/разуме (человек создан по образу и подобию Всевышнего). Итак, если следовать Писанию, у животных и человека разного качества (высоты, божественной части) души, но как у человека, так и у животных души связаны с кровью.
Также не имеет здесь значения извечный спор «написано ли Руах, Нефеш или Нешама», потому что и о человеке в Писаниях равно применяются все три термина, и из них лишь Руах явно указывает на существенное отличие человеческой души от души животного. Во всех Писаниях.
Поэтому смерть человеческого тела идентична смерти тела животного:
Как умирают те (животные), так умирают и эти (люди)
Сказал я в сердце своем по поводу сынов человеческих, что отличил их Б-г (от других существ), но увидел, что сами по себе они скоты (как плоть они не отличаются от животных). Ибо участь сынов человеческих и участь скотины одна и та же участь: как тем умирать, так умирать и этим; и дыханье одно у всех, и нет превосходства человека над скотом (в смерти), ибо все суета.
Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах. Кто знает, возносится ли ввысь (на Небеса) дух сынов человеческих, а дух животных нисходит ли вниз, в землю (в Шеол)?
Коелет (Экклесиаст) 3/18-21
Это написано мудрейшим человеком, существовавшим на Земле когда-либо.
Далее: если у животных нет бессмертной души, то в Ган Эдэне (в Раю) люди не умирали, а животные умирали:
Берейшит (Бытие) 2/19-22
И когда образовал Бог Всесильный из земли всякого зверя полевого и всякую птицу небесную, привел Он к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и как назовет человек какое-либо живое существо, так и имя его.
И нарек человек имена всему скоту и птицам небесным и всяким зверям полевым, но для человека не нашел Он помощника, ему соответственного.
И навел Бог Всесильный сон на человека, и когда уснул он, взял он одно из ребер его и закрыл плотью место его. и переустроил Бог Всесильный ребро, которое он взял у человека, в жену, и привел ее к человеку.
Не кажется ли вам такой комментарий (принятый сегодня в Раввинистическом иудаизме) несколько противоречащим Божественному смыслу и благу творения, о котором сказано: «И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО»?
Весьма ли это хорошо, когда все живые существа, созданные для того, чтобы человек о них заботился, властвовал над ними и утешался ими, умирают?
А теперь главное: тогда получается, что смерть в этом мире естественная его часть, созданная Богом, и сатан дьявол тут практически не при чём. Но Писание говорит, что именно после воздействия дьявола в этот мир вошла смерть. А до этого смерти не было:
Римлянам, 5/12
Поэтому, как чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили...
Берейшит (Бытие) 3/17
А человеку сказал: "За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята из-за тебя земля (т.е всё творение)
Какова же Надежда? Смерть будет побеждена:
Ибо, поскольку чрез человека смерть, чрез Человека и воскресение мёртвых.
Ибо, как в Адаме все умирают, так и во Христе все будут оживотворены.
1 Коринф. 15/21,22
Творение (не только человек) будет освобождено от смерти (рабства тлению):
Римлянам, 8/19-22
Ибо тварь (творение) ждет с напряжением откровения сынов Божиих. Ибо тварь (творение) была подчинена суете не по своей воле, но ради Подчинившего её в надежде, потому что тварь (творение) и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих. Ибо мы знаем, что вся тварь (творение) вместе стонет и мучится (словно) родами доныне.
Теперь к вам вопрос: если тварь (творение) будет освобождено от смерти (рабства тления), то какова его душа? Смертная душа в бессмертном теле? Это абсурд
Души всего творения бессмертны, но душа человека существенно отличается от души животных.
Комментарий