От себя резюмирую немного. Версия западная юридического искупления более хромая, нежели у Павла. Я представляю ее себе как некую керигму римской Церкви, адаптированную к упрощенному мышлению язычников-простолюдинов. Для которых более понятны были взаимоотношения с языческими божествами, когда божества требуют жертв в обязательном порядке, когда божества требуют сатисфакции, как власть имущие начальники за любой чих с подчиненных. Керигму мы видели при беседе ап. Павла в ареопаге, когда он не с обличений, а с некоторых положительных оценок собеседников начал разговор о Едином Боге, о суде Всеобщем, о явлении Избранника, через которого подается прощение грехов, о воскресении Избранного мужа.
Вот в подражание Павлу была в Римской Церкви усвоена понятная для языческого сознания версия юридическая о нашем искуплении.
У ап. Павла, если внимательно разбирать его дискурсии, то мы увидим, что таких языческих воззрений на Бога нет. Как нет аналога версии Ансельма и у восточных отцов. Они скромно не выходят за рамки сказанного Павлом.
Интересным отображением юридического аспекта искупления яволяются слова Марка Подвижника
Прение схоластика с аввой Марком читать, скачать - преподобный Марк Подвижник
А исключение юридического аспекта невозможно, исходя из личностного статуса у человека, и личностного статуса у Бога. Юридический аспект можно исключить только при взаимодействии безличных структур: растения и почвы, химических процессов в веществе. Но мы имеем действующими лицами в нашем случае личности, между которыми обязательно имеет место быть понятие ответственности, иерархии и так далее. То есть исключение юридического аспекта невозможно. Это будет крайностью в другую сторону, которая окажется большей, чем неуклюжая народная версия Римской Церкви возведенная в ранг догмата. Хотя статус данной версии - не догмат, а керигма. Народный упрощенный вариант. Так его я и считаю правильным оценивать.
Вот в подражание Павлу была в Римской Церкви усвоена понятная для языческого сознания версия юридическая о нашем искуплении.
У ап. Павла, если внимательно разбирать его дискурсии, то мы увидим, что таких языческих воззрений на Бога нет. Как нет аналога версии Ансельма и у восточных отцов. Они скромно не выходят за рамки сказанного Павлом.
Интересным отображением юридического аспекта искупления яволяются слова Марка Подвижника
Прение схоластика с аввой Марком читать, скачать - преподобный Марк Подвижник
«Скажи мне, возлюбленный, те ли только считаются должниками, которые берут в долг или и поручающиеся за них?"»
Послушник отвечал: «Очевидно, что и те, которые поручаются за них». Старец возразил: «Итак, знай достоверно, что и Христос, восприняв нас, соделал Себя должником, по слову Божественного Писания: «Агнец Божий, вземляй грехи мира. Быв по нас клятва» (Ин.1:29; Гал.3:13); за всех восприявший смерть и за всех нас умерший
Послушник отвечал: «Очевидно, что и те, которые поручаются за них». Старец возразил: «Итак, знай достоверно, что и Христос, восприняв нас, соделал Себя должником, по слову Божественного Писания: «Агнец Божий, вземляй грехи мира. Быв по нас клятва» (Ин.1:29; Гал.3:13); за всех восприявший смерть и за всех нас умерший
Комментарий