Знамение Сына Человеческого на небе.
Свернуть
X
-
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
9. Обширный контекст
Можно ли подтвердить вышесказанное более широким контекстом главы Мт. 24 и других Евангелий? Да, например, обратимся к стиху 27.
"Ибо, как молния исходит (вспыхивает, сверкая) от востока и видна бывает даже до запада ("светом своим озаряет и запад" [Л.38]), так будет пришествие (возвращение) Сына Человеческого" (Мт.24:27).
Выражение "от востока (восхода) ... до запада (заката)" часто встречается в Библии, оно "обозначает всю протяжённость земли" [Л.7, стр. 169]. Высказывание Иисуса (ст.27) прямо не относится к молнии, так как она не может осветить "всю протяжённость земли".
Нет. Имеется в виду мощная вспышка света "как молния", т.е. эффект, который она производит - сияние, освещающее всё небо. Что хорошо видно из параллельного стиха Евангелия от Луки, в нём греческое слово "astrape" означает ясный свет (сияние).
"Ибо, как молния (astrape), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24). Озаряющая всё небо молния "служит свидетельством всемирного масштаба возвращения Христа" [Л.27, 630].
Такой же световой эффект молнии или "сияние солнца", согласно [Л.6, стр. 389], даёт массовое появление метеорных тел из "отверстия" в небосводе. Благодаря многочисленным вспышкам сгорающих метеоров радиант озаряет всё небо, подобно заре, охватившей всю землю.
В таком случае, можно так понимать Лк.17:24 - сияние подобное солнцу освещает "всю землю от края и до края" [Л.6]). Потому что, в отличие от секундной вспышки молнии, мощный радиант постоянно освещает всю землю на протяжении ночи.
Евангелист Лука приводит также другое аналогичное высказывание Христа. "Но в (тот) день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный (из огня и серы) и истребил всех (все погибли): Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (явит Себя)" (Лк.17:29, 30).
У Матфея и Марка об этом же астрономическом поразительном событии читаем "звёзды спадут (упадут) с неба" (Мт.24:29, Мк.13:25).
Следовательно "дождь огненный и серный" (Лк.17:29) означает реальные падающие "звёзды" в Мт.24:29, т.е. метеорные тела очень малых размеров. Их падение даже сегодня называют "звёздным дождём".
В древности метеорным вспышкам соответствовал только один аналог, а именно, яркое быстрое горение кристаллов самородной серы, т.н. "горючий камень" [Л.36]. Её залежи находились в долине Иордана [Л.7].
Ведь мелкораздробленный горючий камень обладает свойством пирофорности, т.е. способностью к самовоспламенению. При отсутствии нагрева (!) кристаллы самородной серы вспыхивают на воздухе благодаря экзотермической реакции окисления. По указанной причине Иисус, вслед за Моисеем (Быт.19:24), называет звёздный дождь c неба "серный".Комментарий
-
10. Дождь огненный и серныйПочему же в Третьей сивиллиной книге (3:691) предсказывается падение с неба на землю не только серы, но также больших камней?
Не все метеорные тела имеют столь малую массу, что полностью испаряются и распыляются в атмосфере. Например, метеориты массой примерно от долей грамма до 10 кг и более достигают поверхности земли. Даже теряя значительную часть массы из-за абляции (уноса вещества потоком горячего газа) в процессе торможения и нагрева до 3 000 °С.
Крупный метеорит (метеороид) в виде огненного шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых частиц называется «болидом» (греч. «метательное копьё», рис.4).
Полёт болида, видимый даже в дневное время, нередко сопровождается звуковыми эффектами: свистом, треском, шипением, громоподобными раскатами.
Оканчивается полёт космического тела столкновением с поверхностью земли и образованием кратера. Но чаще всего он разрушается в воздухе, за ослепительной вспышкой следует громкий звук взрыва с последующим выпадением мелких метеоритов на землю.
Последнее явление называется "метеоритным дождём", а также "каменным" или "огненным" дождём. Такой "дождь огненный" видел Иоанн (Отк. 8:7).
В частности он наблюдал полёт и разрушение в воздухе болида. Называя его "большая звезда, горящая подобно светильнику" (ст.10), более точный перевод «факелу».
И болид, до своего разрушения в воздухе, и факел дают яркий мигающий свет, языки пламени, искры, дым. Свет яркого крупного болида отбрасывает тени от объектов на земле даже днём! как факел ночью. По причине метеоро-термического эффекта при полёте сверхяркого болида, даже на земле ощущается сильный жар словно от факела.Комментарий
-
11. День ГосподеньБиблейские знамения не только часто предвещают грядущие события, но являются их неотъемлемой частью [Л.28, стр. 682]. Как в случае таинственного Дня Господня, кратко описанного апостолом Петром в существовавших терминах, понятиях, образах.
"Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10; в скобках, текст из [Л.26]).
Попробуем дать физическое объяснение данному пророчеству с целью ответить на возникающие при его чтении трудные вопросы:
1) каким образом день может придти ночью?
2) почему придёт как вор?
3) по какой причине разгорятся да разрушатся небесные тела?
Во-первых, радиант астрономическое чудо-знамение Второго пришествия виден только безоблачной ночью и не виден в дневное время суток. Поэтому написано "придёт же день Господень ночью". Кроме того, исходящее от радианта сияние такое яркое, словно ночью вдруг придёт день.
Интересно, в пасхальный Седер верующие евреи читают акростих раби Яная, оканчивающийся словами о дне прихода Мессии. «Сделай тьму ночи сияющей в сверкающем свете Твоего дня» [Л.23]. Третья же книга Ездры содержит удивительное эсхатологическое пророчество (5:1, 4). «О знамениях: внезапно воссияет среди ночи солнце» [Л.24].
Во-вторых, сравнение Петром Дня Господа с вором (устаревшее «тать»), на первый взгляд неуместно (унизительно). Однако оно встречается также у Иоанна (Отк.3:3, 16:15) и Павла (1Фес.5:2, 4), что уже нельзя считать неуместным или случайным. Более того, пророк Иоиль сравнивает День Господень с грабителем! (Иоил.1:15, пер. [Л.35]).
Традиционное объяснение использования слова "вор",- желание апостолов подчеркнуть внезапность неожиданность пришествия Христа ([Л.29, стр. 571]). Но даже в те времена существовали более удачные синонимы слову "внезапность".
Кроме того, о какой неожиданности может идти речь? если о наступлении Йом Адонай жители земли узнают, как минимум за 3,5 года до его начала (Дан.9:27, Иоил.2:31, Отк.6:2).
Появление необычного сравнения Дня Господа с вором можно объяснить следующим образом. В те времена воровство, как правило, происходило "под покровом темноты" [Л.27, стр. 180]. Вор или грабитель проникали в дом, прокапывая отверстие (дыру) в стене из земляных кирпичей [Л.25, стр. 180; Л.3, стр. 153].
Оттого Иисус Христос, призывая верующих бодрствовать до момента Его пришествия, говорит. "Но это вы знаете (знайте), что если бы ведал (знал) хозяин дома, в какую стражу (в какой час ночи) придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мт.24:43).
Радиант, как астрономическое явление, и служит упомянутым "подкопом", «дырой», прорывом ("отверстием") в ночном небосводе. Поэтому пророк Исаия такими словами призывает Господа.
"О, если бы Ты расторг (разверз) небеса и сошёл!" (Ис.64:1, "прорвав небеса, на землю спустился" [Л.26]). Прорванный дырявый небосвод псалмопевец называет обветшавшей ризой, её переменит Адонай (Пс.101:27).
В-третьих, стихии разгорятся по причине трения об атмосферу. Затем космические тела, на языке привычных для апостола терминов:
1) либо "разрушатся" (2Пет.3:10, 12), подобно болидам;
2) либо "растают" (ст.12), т.е. полностью испарятся, как небольшие метеорные тела.
По причине многочисленных пожаров, они возникнут после разрушения небесных тел, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, "земля, вместе со всем, что на ней, будет сожжена" [Л.26], "вся земля с делами людскими будет предана суду" [Л.38]).Комментарий
-
12. Библейский параллелизм
Воспользуемся ещё одним аналитическим средством экзегетики, библейским параллелизмом [Л.22], чтобы окончательно прояснить вопрос о знамении Сына Человеческого. При этом учтём, библейские стихи писались в понятиях, терминах, образах своего времени [Л.30, стр. 316].
Обратимся к Ветхому Завету, к Псалтири, в 17-м псалме которой, с использованием антропоморфизмов, описывается пришествие Господа (теофания).
"Потряслась и всколебалась земля, дрогнули (пошатнулись) и подвиглись (задрожали, затрепетали) основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся (вырвался) дым от гнева Его (точнее "из ноздрей Его") и из уст (рта) Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли (огненные искры) сыпались от Него
От блистания (сияния, что) пред Ним (пылали тучи) бежали облака Его (Его слепящее сиянье распарывало тучи), град и угли (искры) огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас (голос) Свой, град и угли (искры) огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, (бросил) множество молний, и рассыпал их" (Пс.17:8-16; в скобках, уточнения из совр. переводов).
Приведенное необычное описание, даже в деталях, совпадает с рассказами Иисуса Христа о Своём будущем пришествии (Мт.24:27-30, Лк.17:24-30, Мк.13:24-26). Стихи Пс.17:8-16 также похожи на некоторые видения, открытые Господом Иоанну.
Например, "я взглянул, и вот, произошло великое (сильное) землетрясение ... звёзды небесные пали (попадали) на землю ... небо скрылось (исчезло), свившись как свиток; и (все) всякая гора и остров двинулись (были сдвинуты) с мест своих", "и сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.6:12-17, 8:5-12; 16:18-21).
Увиденное, т.е. метеорные тела, Иоанн называет звёздами небесными (6:13), огнём, горой, звездой (8:7-10, 9:1). Пророк Исаия - небесным воинством (34:4), евангелисты Матфей и Марк метеоры именуют звёздами (Мт.24:29, Мк.13:25). Лука огненным дождём (Лк.17:29, 30), апостол Пётр разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10, 12).
Давид же называет метеоры "горячие ("горящие" [Л.37, 38]) угли" (Пс.17:9, 13, 14). Их сублимация, наряду с возникновением грозовых облаков, вызовут мощные электрические разряды в атмосфере Земли ("молнии" в ст.15).
По-видимому, именно метеоры ветхозаветные пророки именуют стрелами и копьями Бога звёздных воинств (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11). Однако, если огненные искры это метеорные тела, тогда в 17-м псалме обязательно должен упоминаться астрономический радиант.Комментарий
-
13. Что означают уста Бога?
Устами Яхве Элохим (Пс.17:9) Давид называет загадочный радиант метеорного потока, распарывающий тучи (ст.13). Что не удивительно, учитывая вселенский масштаб и небесный характер чуда. Так как "образы больших размеров связываются в Библии с Богом", они "используются также для изображения силы и суда Бога" [Л.27, стр. 106].
Именно Яхве контролирует атмосферные явления (Иер.10:13), извлекает из Своего хранилища орудия гнева (50:25) "на день битвы и войны" (Иов.38:22, 23). Орудия "приводятся в движение ветром, пробуждающимся Его дыханием" [Л.28, стр. 635].
Давид видит, от дыхания Всемогущего "поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий" (Пс.17:9). В еврейской литературе много синекдох, т.е. стилистических оборотов, в них часть (уста) выступает как целое [Л.27, стр. 252]). Гигантские уста-радиант псалмопевец увидел в жилище Бога - небе (Пс.2:4, 13:2).
Пророк Исаия провидит, перед наступлением царства Мессии, Он "жезлом уст Своих поразит землю, и духом (дыханием) уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4, б). Иоанн, описывая одно из видений, применяет тот же образ "из уст (рта) Его выходил острый с обеих сторон меч" (Отк.1:16; 19:15).
Примечательно, что еврейское слово «peh» (уста) имеет также значение «отверстие» (Быт.42:27, И.Нав.10:18, 22, Дан.6:17). В буквальном смысле, «peh» - входное или выходное отверстие из чего-либо: колодца, пещеры, мешка [Л.27, стр. 1006].
В Дидахе, древнейшем наиболее авторитетном учении катехизического характера в после апостольский период, отверстием называется знамение Второго пришествия. "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе ... Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (Дидахе, 16:6-8).
Знамение отверстия на небе Иезекииль именует ножнами. Из них Бог небесных воинств извлечёт меч Свой, при виде его обезумеют все народы (Иер.25:16).
"И узнает всякая плоть (поймут все живущие), что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и (обратно в ножны) он уже не возвратится ("больше он в них не вернётся")" (Иез.21:5; в скобках, текст из [Л.35], в кавычках - из [Л.37]).
Отверстие небесных ножен жители земли увидят в около полюсном созвездии Цефей, состоящем из 7 опорных звёзд. Всего их 234, но только семь ярче 4-й звёздной величины. На широте Иерусалима радиант метеорного потока Цефей можно увидеть вечером, на севере, у края неба.
В течение ночи радиант плавно поднимается над горизонтом, перемещаясь в направлении на Восток. Из него с рёвом, грохотом, свистом вылетят орудия гнева Всемогущего, крупные метеорные тела-болиды. Исаия называет радиант военным знаком (знаменем), его даст Бог для сбора Своих войск.
"И поднимет (Он) знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли ("позовёт их свистом" [Л.38]), - и вот, он легко и скоро придёт (примчится быстро)" (Ис.5:26-30; Иер.4:21).
Когда мы читаем об устах Адоная или о том, что Он поднимет знамя, даст знак, позовёт свистом, пойдёт, увидит, услышит и пр., мы сталкиваемся с антропоморфизмами, их немало в Библии [Л.20, стр. 121, 309]. Точнее с персонификацией, когда человеческие свойства переносятся на Бога, явления природы или на предметы.Комментарий
-
14. Орудия гнева Вседержителя
Через призму исторических событий, а именно, вторжение Вавилона, в пророческой перспективе Исаия видит (Ис.1:1) эсхатологический День Господень (13:4-13).
Здесь следует пояснить, "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.30, стр. 84]. Так Йешайа пишет.
"Идут из отдалённой страны, от (самого) края неба (горизонта), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (опустошат) всю землю" (Ис.13:5; Иер.6:22, Втор.28:49).
Под таинственными орудиями Божьего гнева ("армия возмездия" [Л.26]) пророк имеет в виду, скорее всего, воинство небесное, т.е. звёзды (метеорные тела). Они спадут с неба, истлеют (Ис.34:4, рис.5).
В другом тексте, Исаия описывает собственно шествие имени Господа (30:27). Упоминая не только уста Его (антропоморфизм) как источник негодования, язык Его "как огонь поедающий", но и горящий "гнев Его".
Слово "гнев" на др. евр. языке также означает "нос". Поэтому современные переводы Пс.17:9 выглядят так. "Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.37], "Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались" [Л.26].
Евреи полагали, Яхве невозможно представить в какой-то телесной форме. Но считалось вполне допустимым Его описание с использованием реальных знакомых образов [Л.28, стр. 596], т.е. персонификация.
Следовательно в псалме 17:9, Ис.30:27 говорится о болидах (Отк.8:10). Огненных шарах с хвостами из дыма (рис.3), который вырывается "из Его ноздрей" (Пс.17:9), "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
Сравнение гнева с пылающим огнём часто встречается в еврейском и родственных ему языках [Л.1, стр. 512]. "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути" [Л.33, стр. 368].
Пророк Наум под гневом Бога подразумевает, по-видимому, не только Его горячее дыхание. Но также кроваво-красный небесный свод из-за пыли от ног Господа (Наум.1:3-6). Образ Божьего гнева Иоанн использовал в описании одного из своих эсхатологических видений (Отк.6:16, 17).
В День Господень, по причине наполнения атмосферы минеральной пылью, станут иными её оптические свойства. Поэтому цвет неба изменится с голубого, он определяется в основном молекулярным рассеянием солнечного света, на красный из-за преобладающего аэрозольного рассеяния света на микродисперсных частицах.
Физическая перемена цвета неба на кроваво-красный, вероятно, является одним из астрономических знамений у пророка Иоиля ("кровь" в ст.2:30). Апостол Пётр называет такой небосвод "воспламенённые небеса" (2Пет.3:12), Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).Комментарий
-
15. Тайник, стрелы, колчан
Ещё одно ветхозаветное описание Богоявления на поэтическом языке аллегорий, но в существовавших понятиях, терминах, образах находится в 3-й главе Книги Пророка Аввакума.
"Бог от Фемана грядет, и Святой от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её как солнечный свет (как свет зари); от руки Его лучи (буквально "рога"), и здесь тайник Его силы (славы)!
Солнце и луна остановились (застыли) на месте своём ("потеряли свой блеск, перестали светить, видя яркие вспышки" [Л.26]) пред светом (блеском) летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев ("летящих в пространстве") Твоих" (Авв.3:3-19).
Читая эти, а также иные стихи о Дне Господа как ветхозаветные, так и новозаветные, складывается твёрдое убеждение, говорится об одном и том же чуде. А именно, Втором пришествии Мессии. Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не противоречат в деталях, дополняют друг друга.
Например, Аввакум даёт важное дополнение, касающееся упоминавшихся ранее стрел и копий Бога небесных воинств. Стрелы излучают свет, а сверкающие копья сияние (Авв.3:11).
Пророк не считает их молниями, как не считают Захария (Зах.9:14) и Христос (Лк.17:24, греч. "astrape" - скорее не молния, а "сияние"). Потому что вспышки молний выглядят как ломаные линии с многочисленными зигзагообразными ответвлениями, а стрелы да копья подобны прямым линиям.
Определённо, Аввакум имел в виду прямолинейные следы-треки вспыхнувших метеорных тел: малых (стрелы, рис.2), больших болиды (копья, рис.4).
Яркие следы метеоров тайновидец именует лучами, а тёмное отверстие радианта тайником силы (славы) Божьей, "от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (3:4, б). Свет вокруг радианта, "Сияние Его - как свет зари" (ст.4,а; [Л.38]), он называет величием, покрывающим небеса, славой Элохим, наполняющей землю (ст.3:3, б).
Такая "заря" охватит весь небосвод, она вытряхнет "всех нечестивых из укрытий их" (Иов.38:13, пер. [Л.26]). Пророк Иеремия сравнивает отверстие радианта с тёмным входом в гробницу (Иер.5:16, "Стрелы их - распахнутая гробница" [Л.37]). Называя радиант футляром для стрел - "Колчан его как могила отверстая" (пер. [Л.38, Л.35]).Комментарий
-
16. Ослепительное сияние
В устах Аввакума, слова "свет", "величие", "слава" являются синонимами. Так как слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.6, стр. 70; Л.26, стр. 68]. Например, месопотамские боги "являли своё могущество с помощью telammu, небесного сияния" [Л.28, стр. 122].
Также не случайно сравнение ветхозаветным провидцем сияния славы (евр. "kabod") Адоная со светом. Блеск её "как солнечный свет" (Авв.3:4, а), точнее "как свет зари" (пер. [Л.38]). Ведь радиант на небе, дело руки Всемогущего, испускает необычные лучи (на евр., буквально «рога») подобно излучению Солнца.
Указанное физическое явление можно назвать скрытым (тайным) солнцем ночного неба, "тайником Его силы (славы)" или взглядом Его (ст.4, 6; древние считали, глаз излучает свет).
Если данная гипотеза верна, почему же "Бог от Фемана (Темана) грядет ... от горы Фарран (Паран)"? Они находятся на юге от Израиля, а радиант появится на севере!
Очевидно, Аввакум говорит не о вечернем появлении астрономического радианта низко над горизонтом, но о кульминации "тайника Его силы" утром. В результате перемещения радианта в южную часть небосвода.
Именно тогда, из-за сияния сверкающих копьев Вседержителя и летающих стрел Его, не видно света не только от заходящей Луны, но также от восходящего Солнца. Небесные светила, из-за физического эффекта атмосферной рефракции, словно остановятся (задержатся) на небосводе. Как написано.
"Солнце и луна остановились ("застыли" [Л.37, 38]) на месте своём ..." (Авв.3:11). В Масоретском тексте - "Солнце и луна остановились в обители своей", или "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали светить" [Л.26].
Но по сравнению с солнечными лучами радиант имеет существенное отличие. След метеора довольно быстро исчезает (через 0,1 ... 3 сек.), но появляется другой трек в иной области небосвода, чтобы также мгновенно исчезнуть.
Оттого радиант с большим часовым числом (ZHR) напоминает вращающиеся спицы боевой железной колесницы [Л.28, стр. 254]. В Новоегипетском царстве их делали металлическими, вооружая колесничих луком, стрелами, копьями.
Возможно по упомянутой причине, а также из-за больших размеров и перемещения по небосводу пророк Исаия называет чудо-радиант колесницей Яхве (колесница да колесо широко распространённые астральные символы).
"Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы (в оригинале "колесница") Его - как вихрь (смерч), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (негодование) Своё с пылающим огнём" (Ис.66:15; Мал.4:1). "Пророки Исаия и Малахия отождествляют огонь со вторым пришествием Христа" [Л.29, стр. 73]).Комментарий
-
17. Светильник Бога и лицо Его
В Библии используются иные названия астрономического радианта - грандиозного, устрашающего, зримого присутствия Творца вселенной. Например, пророк Софония так описывает посещение Богом Иерусалима в "день гнева , день облака и мглы" (Соф.1:15).
"И будет в то время: Я со светильником осмотрю (обыщу) Иерусалим и накажу (покараю) тех (самодовольных), которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает (сделать не может) Господь (нам) ни добра, ни зла»" (Соф.1:12).
Йахвэ Элохим поступит в соответствии с древним еврейским обычаем. Ночью в канун праздника Пасхи глава семьи со светильником обходил дом, чтобы проверить удалены ли все дрожжи (закваска) из дома (Исх.12:19).
Однако грандиозные масштабы события (Соф.1:2-4, 12, 16-18) позволяют предположить, тайновидец имеет в виду принадлежащий Богу совершенно необычный светильник (радиант). Он в течение тёмной ночи освещает весь город.
Иоанн в одном из видений слышит, что камням говорят люди, скрывшиеся в пещерах да ущельях гор, " падите (Обрушьтесь) на нас и сокройте нас от лица (взора) Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Отк.6:15, 16).
В другом случае, провидец, пребывая в Духе, сам видит Всемогущего. Лицо Которого сравнивает с ярко сияющим солнцем "лице Его как солнце, сияющее (в зените) в силе своей" (1:16, "Весь облик Его словно палящее солнце в зените" [Л.35]). Верно. «Лик Божий» загадочный радиант Сына Человеческого сияет будто солнце "в силе своей".
Свет, исходящий от божественного лика, как в псалме Давида "Его слепящее сиянье распарывало тучи" (Пс.17:13, пер. [Л.26]), по ближневосточной традиции считался опасным для человека [Л.27, стр. 613].
Поэтому в параллельных стихах Книги Исаии "Иди (спрячься) в скалу, и сокройся (заройся) в землю от страха Господа и от славы (из-за блеска) величия Его" (Ис.2:10; 19, 21), страх Господа, слава (блеск) величия Его также означают нечто поразительное. А именно, вызванный Божественной силой сияющий радиант на небе.
Данное астрономическое явление, в другой главе, пророк называет расторгнутыми (прорванными) небесами и лицом (синекдоха) Адоная. От лица Его растают горы да содрогнутся народы, когда Он сойдёт с неба (64:1, 2; Авв.3:3-6).Комментарий
-
18. Великое точило гнева
Ещё одно традиционное наименование тайника силы Божьей, использованное Иоанном,- точило. Точнее "великое точило (давильня) гнева Божия" (Отк.14:19) или "точило (давильня) вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (19:15).
Точилом в старину называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33) либо вырубленная в скальной породе, либо выкопанная в земле и обложенная камнями с глиной. В яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок [Л.27, 29]. "Красный сок вытекал через отверстия в сосуды" [Л.36], "в сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина (Отк.14:20)" [Л.27, стр. 1213].
Крикам виноградарей, топчущих в точиле, пророк Иеремия уподобляет сильный голос Вседержителя в день состязания (суда) с народами.
"Господь возгремит с высоты ... страшно возгремит ... воскликнет на (возгремит против) всех живущих на земле" (Иер.25:30, по-научному, с высоты обрушится звуковая ударная волна от полёта крупного небесного тела).
Такой "гром" [Л.35], "Грохот" [Л.37], "гул" (Масора) раздастся по всей земле (ст. 31). Мгновенно поднимется большой вихрь, "великая (страшная) буря от (самого) края земли" [Л.35], великое бедствие пойдёт от одной страны к другой (ст. 32).
Образ точила-давильни находим также у пророка Исаии, описывающего пришествие Господа небесных воинств в "день мщения" (Ис.63:1-6).
"Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета) и ризы (одежды) у Тебя как у (виноградаря) топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною (никто не помогал); и Я топтал (давил) их во гневе Моём и попирал (топтал) их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё " (в скобках, уточнения из совр. переводов).
Не следует трактовать буквально необычный образ раздавленных яростью да гневом Бога людей словно виноград в точиле под ногами топчущего ("слово нецах означает как "кровь, так и "сок винограда" [Л.38, стр. 1088].
Потому что за небесное апокалиптическое "точило гнева Божия" Иоанн и Исаия принимают радиант на небе (рис. 6; яма, уста, отверстие в небосводе).
Его метеорные следы подобны брызгам крови. Красное же небо пророки уподобляют червлёным ризам, одеждам, обагрённым кровью.
Итак проведенное исследование Библии позволяет предположить, признаком возвращения Иисуса Христа явится завершение проповеди Евангелия наступающего мессианского Царства безбожному миру, а физическим знамением (знаком) Его пришествия послужит удивляющий своей необычностью яркий радиант.
В те дни небо возвестит правду о Боге, каждый человек увидит славу Его ... и придут в замешательство все, кто поклонялся идолам своим (Пс.96:3-7). Посему нельзя надеяться на людей; шатко всё, созданное человеком, оно рассыплется.Комментарий
-
ЛИТЕРАТУРА
1. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733 с.
2. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.-208 с.
3. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
4. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
5. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
6. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Янгрен П. Знамение.- Киев: Варух, 1998.- 192 с.
9. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.-1 156 с.
10. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2008.- 410 с.
11. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1 467 с.
12. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
13. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П. Том 3: Новый Завет. 2-е изд.- Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.- 612 с.
14. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Євангелій. Т. 2.- Київ: Дорога правди, 1993.- 618с.
15. Канатуш В.Я. Тайны Апокалипсиса.- Минск: Церковь Пробуждение, 1993.- 168 с.
16. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
17. Роберт Ван Кампен. О восхищении церкви просто и доступно.-М.: Триада, 2000.-232с.
18. Джордж А. Майлз. Схемы пророчеств.- Киев-Одесса: ВСМ, 1995.- 50 с.
19. Лахэй Т., Дженкинс Д. Это может произойти сегодня.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 248с.
20. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
21. Клеон Л. Роджерс- мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008.
22. Карев А.В., Мицкевич А.И., Попов В.А. Экзегетика.- СПб.: Библия для всех, 1997.- 208 с.
23. Клиффорд П. Последнее время.- СПб.: Мирт, 2000.- 219 с.
24. Библия.- М.: Российское библейское общество, 1998.- 1 376 с.
25. Библейская энциклопедия.- М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
26. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
27. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
28. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
29. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
30. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское Миссионерское Издательство, 1996.- 602 с.
31. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West Sacramento: Grace Publisching International, 2007.- 358 с.
32. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
33. Рэй Стедмен. Путешествие по Библии/Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: Word Wide Printing, 2005.- 704 с.
34. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
35. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
36. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
37. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
38. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
39. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
40. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.Комментарий
Комментарий