В начале сотворил Бог небо и землю.
На иврите небо шамаим, земля эрец. Слово эрец происходит от корня рац, что в переводе на русский язык означает бежать. То есть земля куда-то бежит к чему-то стремится. Слово шамаим состоит из двух слов: шам и маим, то есть в буквальном переводе словосочетание там вода. Следовательно, можно представить первую фразу Торы в таком виде: вначале Земля стремилась к Небу источнику воды и энергии. Ибо (это уже наш вывод) без воды и энергии Земля не может порождать жизнь.
Таким образом, первая фраза книги Бытия заключает в себе идею о том, что Вселенная представлена двумя составляющими. Это Небо, которое призвано давать, и Земля, которая призвана получать. Здесь же намек на основной механизм мироздания: Небо (в самом широком смысле этого понятия) обеспечивает землю водой и энергией, а Земля (в самом широком смысле этого понятия), принимая воду и энергию, трансформирует их в различные формы жизни, зарождающиеся в ее недрах.
Небо имеет свойство давать, которое ассоциируется с хеседом (милость) стремлением творить благо. Свойство получать (роль Земли) ассоциируется с качеством гевура (внутренняя сила, обеспечивающая способность проявлять терпение). Это терпение подразумевает самоконтроль и дисциплину, что, само по себе, невозможно, если нет внутренней силы.
Теперь экстраполируем все это на человека. Очевидно, что мужчина несет в себе семя жизни (проявляет свойство хесед), а женщина является получателем. Она принимает хесед и трансформирует его в новую жизнь. Союз между мужчиной и женщиной проявление сути духовного существования Вселенной.
Мужчина, как носитель хеседа, ассоциируется с Небом. В мужчине изначально заложено стремление к Небесам, что имеет и свое практическое выражение в духовной жизни он стремится изучать Тору и выполнять заповеди. Он должен развивать в себе качества, называемые гевурой (терпение, умение сдерживать агрессивность, проявления которой в основном характерны именно для мужчин). Такое предписание дает ему Мудрость Творца. Женщина же, как получатель, изначально обладает качеством гевуры. Ее роль проявлять заботу о близких, воспитывать и обучать. Поэтому ей важно развить в себе качество хесед (стремление бескорыстно делать добро).
Тора возложила на мужчину и женщину обязанность прилагать духовные усилия к тому, чтобы воспитать в себе качества хеседа и гевуры в правильном соотношении. Чем в большей степени им это удается, тем совершеннее становится созданный ими союз. Чего и всем желаю

Комментарий