Abeliar, мне в целом понравилась основательность Ваших рассуждений и рассуждений Haperski. Потому что я сам почувствовал себя неуютно от темы, которую открыл Cloverman.
Начать крутить-вертеть, пускать пыль в глаза, не замечая явного противоречия в этом месте послания Павла, кажется мне непорядочным. Но и Ваше предположение о поздней вставке в это послание мне не очень нравится.
Разумеется, такие вставки в текст Нового Завета существуют, это признают специалисты по рукописям. Никто из них не станет в том или ином обсуждении цитировать такую вот вставку в Послании Иоанна про свидетельство трёх на небе, к примеру.
Но мне не приходилось где-либо читать, что вставкой являются эти вот два стиха, которые Вы обсуждаете.
Я думаю, что здесь нужно учитывать динамику. Верующий был когда-то неверующим, а неверующий при прочтении писания или при ещё каких-то событиях становится верующим.
В евангелиях я встречаю подобное. Глава начинается вопросом к Иисусу, он отвечает, потом проповедует, и затем показывается результат этого учения: тот или иной человек нечто понял. То есть стал из неверующего верующим.
И наоборот. Иисус называет отцом слушающих его иудеев дьявола. Причём евангелист подчёркивает, что Иисус говорит к уверовавшим в него иудеям.
Притчи Иисус рассказывает всем: и народу, и ученикам. Но народ не просит Иисуса разъяснять притчи. А ученики просят.
Вот Вы исследовали Книгу пророка Исайи про языки, которые слышат евреи, сидя в осаде.
А помните, как там ассирийский военачальник Рабсак говорит с еврейскими начальниками на иврите, чтобы его понимали и простые граждане в осаждённом Иерусалиме? Начальники его просят говорить с ними по-арамейски, а Рабсак им отвечает: нет, я хочу, чтобы меня слышали и понимали простые жители, ведь ваш Бог меня и послал.
Причём Исайя - это еврейский пророк для евреев.
А вот Иеремию Бог поставил пророком для народов. Как, интересно, Иеремия должен был пророчествовать народам, - на каком языке?
И если Исайя пророчествовал о поражении Ассирии, то Иеремия пророчествовал о поражении Израиля.
Это как с мечами и оралами. Один пророк призывает перековать мечи на орала, потом приходит другой и призывает перековать орала на мечи.
Один пророчествует о том, что не будет голоса радости и веселья, другой - о том, что вновь будет голос радости и веселья.
Я к тому, что в рассматриваемом нами тексте неверующий (для которого знамение - языки), услышав эти языки и не поверив т.е. выполнив то, о чём и говорит Исайя, становится, таким образом, верующим (в Исайю), и ему теперь даётся пророчество.
Начать крутить-вертеть, пускать пыль в глаза, не замечая явного противоречия в этом месте послания Павла, кажется мне непорядочным. Но и Ваше предположение о поздней вставке в это послание мне не очень нравится.
Разумеется, такие вставки в текст Нового Завета существуют, это признают специалисты по рукописям. Никто из них не станет в том или ином обсуждении цитировать такую вот вставку в Послании Иоанна про свидетельство трёх на небе, к примеру.
Но мне не приходилось где-либо читать, что вставкой являются эти вот два стиха, которые Вы обсуждаете.
Я думаю, что здесь нужно учитывать динамику. Верующий был когда-то неверующим, а неверующий при прочтении писания или при ещё каких-то событиях становится верующим.
В евангелиях я встречаю подобное. Глава начинается вопросом к Иисусу, он отвечает, потом проповедует, и затем показывается результат этого учения: тот или иной человек нечто понял. То есть стал из неверующего верующим.
И наоборот. Иисус называет отцом слушающих его иудеев дьявола. Причём евангелист подчёркивает, что Иисус говорит к уверовавшим в него иудеям.
Притчи Иисус рассказывает всем: и народу, и ученикам. Но народ не просит Иисуса разъяснять притчи. А ученики просят.
Вот Вы исследовали Книгу пророка Исайи про языки, которые слышат евреи, сидя в осаде.
А помните, как там ассирийский военачальник Рабсак говорит с еврейскими начальниками на иврите, чтобы его понимали и простые граждане в осаждённом Иерусалиме? Начальники его просят говорить с ними по-арамейски, а Рабсак им отвечает: нет, я хочу, чтобы меня слышали и понимали простые жители, ведь ваш Бог меня и послал.
Причём Исайя - это еврейский пророк для евреев.
А вот Иеремию Бог поставил пророком для народов. Как, интересно, Иеремия должен был пророчествовать народам, - на каком языке?
И если Исайя пророчествовал о поражении Ассирии, то Иеремия пророчествовал о поражении Израиля.
Это как с мечами и оралами. Один пророк призывает перековать мечи на орала, потом приходит другой и призывает перековать орала на мечи.
Один пророчествует о том, что не будет голоса радости и веселья, другой - о том, что вновь будет голос радости и веселья.
Я к тому, что в рассматриваемом нами тексте неверующий (для которого знамение - языки), услышав эти языки и не поверив т.е. выполнив то, о чём и говорит Исайя, становится, таким образом, верующим (в Исайю), и ему теперь даётся пророчество.
Комментарий