2. Коментарий Новой Женевской Библии:
«Ожесточу сердце фараона» (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает "сделаю твердым", чем "жестоким". Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, - фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями"
«Ожесточу сердце фараона» (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает "сделаю твердым", чем "жестоким". Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, - фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями"
БОГ не ожесточил сердце фараона к восприятию своих слов, но сделал его сердце твердым для восприятия Его слов, поэтому «Господь никак не будет влиять на фараона».. Цирк уехал, а женевские клоуны остались.
3. Мнение православных христиан:
"Если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников" (Римл. 9:22-24). Смысл этих слов такой: фараон был сосудом гнева, то есть человеком, который своим жестокосердием воспламенил гнев Божий;
"Если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников" (Римл. 9:22-24). Смысл этих слов такой: фараон был сосудом гнева, то есть человеком, который своим жестокосердием воспламенил гнев Божий;
В контексте Рим 9 упоминается история Исава и Иакова, когда Бог первого возненавидел, а второго возлюбил и все это независимо от их дел.
Пускай лучше язычники молятся своим богам, а не толкуют тексты монотеистов.
4. Толковая Библия Лопухина
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх 8.19; Исх 9.27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.
(Толковая Библия Лопухина - Ветхий Завет)
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх 8.19; Исх 9.27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.
(Толковая Библия Лопухина - Ветхий Завет)
Написано черным по белому: «кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает», черным по белому написано, что Он ненавидит и любит не взирая на дела людей, а Лопухин начинает бредить: «Сам фараон является виновником этого состояния». Если Лопухин считал себя христианином, то он должен был не сам толковать Исход, а смотреть как это делается в Рим 9
Мнения раввина.
Без комментариев.
Еще мнения христиан:
Ожесточение здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось именно это и имеется в виду в словах я ожесточу сердце фараона.
Ожесточение здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось именно это и имеется в виду в словах я ожесточу сердце фараона.
Нет, на самом деле когда пишется «ожесточил», то под этим понимается, что Бог фараону построит пирамиду

Какой-то фанатик решил, что имеет право изменять ясное значение слова «ожесточил» на «оставил фараона на него самого» и все должны его слушать?
Комментарий