Я же привел конкретные цитаты и из Пятикнижия и Пророков.
и почему собственно не важны книги пророков ?
о военном жертвенном заклании говорится и не единожды, у таких важных пророков как Исаия, Иеремия.
говорится у Иезекииля.
это книги главных пророков и в христианстве и в иудаизме.
говорится у Софонии, у послепленного пророка Захарии.
в иудейской библии и книги Навина, Судей, Царств относят к пророческим.
приводил я из Пятикнижия, в том числе Закона Моисея
И ведь именно вы настаивали что казни египетские это именно казни, а не соревнование.
И действительно, гибель первенцев, это серьезно
но дело в том, что в книге Исхода это связывают с первенцами и евреев
что странно.
Как если бы евреи должны были принести Иегове в жертву своих первенцев, но вместо них оказались египетские.
в тот момент.
но как бы обязаность осталась.
Вот предположения
и почему собственно не важны книги пророков ?
о военном жертвенном заклании говорится и не единожды, у таких важных пророков как Исаия, Иеремия.
говорится у Иезекииля.
это книги главных пророков и в христианстве и в иудаизме.
говорится у Софонии, у послепленного пророка Захарии.
в иудейской библии и книги Навина, Судей, Царств относят к пророческим.
приводил я из Пятикнижия, в том числе Закона Моисея
И действительно, гибель первенцев, это серьезно
но дело в том, что в книге Исхода это связывают с первенцами и евреев
Исх 13:15
ибо, когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю
ибо, когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю
Как если бы евреи должны были принести Иегове в жертву своих первенцев, но вместо них оказались египетские.
в тот момент.
но как бы обязаность осталась.
Вот предположения
гипотезах сравнительно-религиозных исследований XIX–XX вв., где исследователи пытались объяснить происхождение Пасхальной жертвы (Песах) через древнеегипетские и семитские культы.
🏺 1. Источник идеи: "Сет и пустынные семиты"
🔹 Египетский контекст
В египетской религии Сет (Сутех) действительно был богом пустыни, хаоса, иноземцев, бурь и насилия.
Его образ амбивалентен:
В ряде египтологических гипотез XIX века (особенно у Густава Шварца, Георга Гункеля, Генриха Шефера, а позже Яна Ассмана) высказывалась мысль, что:
Это объясняло бы “египетские следы” в ранней религии Израиля (например, жертвы овец — животных табуированных в Египте).
🩸 2. Происхождение гипотезы о человеческих жертвах
Некоторые представители ритуально-антропологической школы (конец XIX — начало XX века), например:
Некоторые связывали это с египетским контекстом:
👉 Таким образом, “жертва Сету” — не библейский сюжет, а реконструкция, объясняющая, почему:
⚖️ 3. Что говорят египтологи и библеисты сегодня
Современные исследователи (Ян Ассман, Джон ван Сетерс, Нахум Сарна, Ричард Эллиот Фридман) отвергают идею прямого “культа Сета” у израильтян, но признают, что:
Однако никаких археологических или текстовых свидетельств, что евреи приносили людей в жертву Сету, не существует.
Это — умозрительная реконструкция по аналогии с другими древневосточными культами, где действительно существовали человеческие жертвы (например, у ханаанеев Молоху).
🕎 4. Как это переосмыслено в Библии
В книге Исход 12:
Таким образом, Писание заменяет возможный древний мотив “жертвы жизни” символом крови животного, и делает акцент не на убийстве, а на освобождении.
Позже этот мотив стал образом духовного искупления (в пророках и Новом Завете).
🧩 Итого
🏺 1. Источник идеи: "Сет и пустынные семиты"
🔹 Египетский контекст
В египетской религии Сет (Сутех) действительно был богом пустыни, хаоса, иноземцев, бурь и насилия.
Его образ амбивалентен:
- в Раннем и Среднем царстве он почитается как защитник Ра,
- но с конца Нового царства (после вражды с Гором) становится воплощением зла.
Вместе с тем, иностранцы с востока (в том числе семиты) нередко ассоциировались египтянами именно с Сетом.
В ряде египтологических гипотез XIX века (особенно у Густава Шварца, Георга Гункеля, Генриха Шефера, а позже Яна Ассмана) высказывалась мысль, что:
- “пустынные племена” (в т. ч. предки израильтян) могли воспринимать Сета как своего бога,
- а затем, выйдя из Египта, отождествили его с Яхве, богом Синая и пустыни.
Это объясняло бы “египетские следы” в ранней религии Израиля (например, жертвы овец — животных табуированных в Египте).
🩸 2. Происхождение гипотезы о человеческих жертвах
Некоторые представители ритуально-антропологической школы (конец XIX — начало XX века), например:
- Робертсон Смит (The Religion of the Semites, 1889),
- Гюнкель (Genesis, 1901),
- Фрейзер (The Golden Bough, 1890–1915), предлагали, что древнейший Песах — это ритуал искупительной или защитной жертвы, где первоначально могла приноситься человеческая жизнь, а затем её заменили животным (овцой или козлёнком).
Некоторые связывали это с египетским контекстом:
- если израильтяне происходили из среды, где почитался Сет — “бог пустыни и разрушения”,
- то первоначально “Пасхальная ночь” могла быть посвящением первенцев этому богу, чтобы “отвратить разрушителя” (аналог “ангела смерти”).
- позднее, по мере становления монотеизма, эта жертва была переосмыслена и заменена животным (Исх. 12:3–13).
👉 Таким образом, “жертва Сету” — не библейский сюжет, а реконструкция, объясняющая, почему:
- Пасхальный агнец приносится ночью,
- кровь мажется на двери, как защитный знак,
- праздник связан с избавлением от гибели первенцев — мотив, напоминающий древние ритуалы умилостивления “духа-погубителя”.
⚖️ 3. Что говорят египтологи и библеисты сегодня
Современные исследователи (Ян Ассман, Джон ван Сетерс, Нахум Сарна, Ричард Эллиот Фридман) отвергают идею прямого “культа Сета” у израильтян, но признают, что:
- Яхве действительно в ранний период имел черты бога пустыни, бури и войны, схожие с Сетом,
- и что Песах мог изначально быть жертвенным ритуалом отвращения гибели (не обязательно человеческим).
Однако никаких археологических или текстовых свидетельств, что евреи приносили людей в жертву Сету, не существует.
Это — умозрительная реконструкция по аналогии с другими древневосточными культами, где действительно существовали человеческие жертвы (например, у ханаанеев Молоху).
🕎 4. Как это переосмыслено в Библии
В книге Исход 12:
- Бог повелевает заколоть агнца,
- помазать двери кровью,
- и поесть мясо как знак завета и спасения.
Таким образом, Писание заменяет возможный древний мотив “жертвы жизни” символом крови животного, и делает акцент не на убийстве, а на освобождении.
Позже этот мотив стал образом духовного искупления (в пророках и Новом Завете).
🧩 Итого
“Жертва людям Сету” | нет данных в Библии; гипотеза XIX–XX вв. |
Основание гипотезы | связь Яхве с образом пустынного бога; мотив крови на дверях |
Возможный смысл | древний ритуал отвращения гибели (апотропейный обряд) |
Современная оценка | символ освобождения; культ Сета не подтверждён |
Комментарий