в христианской Библии есть кроме Нового Завете, где нет имя бога Яхве, в его греческом оригинале ни в переводах,
но есть так же и Ветхий Завет, где имя "Яхве" было в ивритском оригинале для перевода Септуагинты.
Однако, в песне Моисея во Второзаконии ясно говорится ведь, что есть бог Яхве, наряду с другими богами/ангелами как боги отдельных народов, но есть и главный Бог Эль Эльон Бог Всевышний над всеми ими, над всем миром.
именно ему платит десятину Авраам в гл 14 книги Бытия.
в НЗ, в Деяниях так же говорится о Боге Всевышнем.
в декалоге Исхода говорится
"Я бог Яхве" далее определение "который вывел тебя из земли Египетской"
то есть это явно национальный бог древних евреев.
да, есть во Второзаконии "Яхве господин один"
но у пророка Софонии, как бы Ассирия, царь ее говорит "Я один и нет иного кроме меня".
то есть Яхве один может значит, "только Яхве один бог для евреев" или что он могучий бог на Ближнем Востоке, как восхваление.
о могуществе Яхве см тему
если предположить, что бог Яхве бог именно древних евреев, то многое в Библии будет понятнее
так, бог Сирийцев Хадад, бог бури, царей Сирии зовут Венадад, бен Хадад сын Хадада.
у Моава бог Хамос
"погиб ты народ Хамоса" говорит Библия, о моавитах.
у Эдома-Иудеи бог Каос.
хотя в северное Царство Израиль автор книги царств критикует за идолопоклонство,
но видимо это излишняя строгость, и в Иудее, южном царстве, были херувимы и медный змей Нехуштан, Нехуштан считался сделан еще Моисеем и был уничтожен лишь царем Езекией.
в Иудеи тоже был и культ иных богов, кроме Яхве.
судя по истории книги царств, Израиля и Иудее,
так как Израиль господствовал над Моавом, а Иудея над Эдомом,
то можно заключить что бог Яхве мощнее богов Хамоса и Каоса.
однако, Сирия господствовала над Израилем и Иудеей
-вывод бог Хадад мощнее бога Яхве.
бог Финикии Мелькарт давал ей большой успех в морской торговли и заморских колониях
поэтому в книге Иезекииля Финикия названа Херувимом.
Филистима (бог Дагон) имела лучшие морские порты и как правило была сильнее.
Исаия именуют Вавилон "сыном зари" то есть небесным богом.
значит бог Мардук имел большую власть на Ближнем Востоке.
Но видимо бог Ассирии имел еще большую власть на нем.
фараон Египта может считаться воплощением богов Египта, хотя одно время был культ одного бога Атона при Аменхотепе 4.
некоторые псалмы ВЗ совпадают с гимнами богу Атону.
так вот, на Ближнем Востоке получается
такая Иерархия по силам богов
фараон против Ашшура и Мардука.
далее, Мелькарт Финикии, но она больше по морской торговли.
Хотя племена Израиля в Галилеи в ней тоже участвовали как рабочие морских портов Финикии.
племя/земля Иссахар помогали другим племенам Галилеи в этом.
Исаия проводил наглядную политическую агитацию в пользу царя Ассирии, что он могучий царь.
Иеремия явно именует царя Вавилона - рабом Яхве.
а в гл книги Исаии 40-55, царя Персии - Мессией-царем Яхве.
но так как, Амос говорит, что бог Яхве бог ни только евреев но и для арамейцев, ведь он их вывел из Кира, бог эфиопов, бог для филимстян, он их вывел из Кипра.
то тут, как бы совмещают бога Яхве как бога древних евреев с богом всего Ханана Эля.
ведь и Христос на кресте по евангелиям взывал к Богу Элю
на арамейском
"Эли Эли " Бог мой.
то есть, в ВЗ, под именем Яхве понимается то собственно бог евреев, то Эль.
и получается путаница, ведь бог Яхве как бог именно евреев, не мог назначить царя царя Вавилона где бог Мардук своим наместником на земле !
как и царя Персии, царем царей.
а вот Бог Всевышний мог.
ведь он Бог богов.
есть такой псалом в ВЗ "встал Бог в совете богов"..
тогда становится более понятно, почему евреи имеют культ бога Яхве имели так часто неуспех.
причем, особенно катастрофически им не везло, когда к власти приходили цари супер яхвисты, Езекия, Иосия.
а вот цари кто подчинялся Ассирии, вносил культ бога Ассирии в Храм, Ахаз, особенно Манасия, правили более успешно.
да ведь и призывы от Исаии, Иеремии, Иезекииля подчиняться царям Ассирии, Вавилона, Персии, имеют смысл если есть Бог Всевышний который над всеми народами и их богами ,Ашшур (ассирийцы), Мардук (вавилоняне/халдеи), Ахурамазда (персы).
Ведь если бы царь Персии признал бы бога Яхве не просто полезным локальным культом для своей империи, но и Богом Всевышним, он бы создан его культ своем городе.
или же, признал Иерусалим духовной столицей в ней, а иудеев священниками в своей империи.
а цари Вавилона вообще о Иудее мало что писали, тем более не считали себя слугами Яхве.
дальнейшая история евреев, когда власть персов сменили греки, а потом римляне,
тоже показывает что греки и римляне побеждали иудеев,
а значит бог Зевс и бог Юпитер победил бога Яхве.
евреи имели относительный политический успех при Хасмонеях и царе Ироде,
но только потому, что была борьба римлян с греками, потом римлян с парфянами.
были междоусобные римские и греческие войны внутри их стран.
разве так бы было если бы бог Яхве был Бог Всевышний ?
Думаю что нет.
правда, есть у Исаии
но это я понимаю, не что, был злой бог Яхве, что путал евреев.
думаю, что сами древние евреи напутали.
Ведь Иисус Христос говорил иудеям цитируя Исаию
"вы почитаете человеческие предания".
есть похожее у Осии, Амоса, Иеремии, Иезекииля.
что же напутали иудеи ?
видимо спутали черты национального бога с Богом.
вот точно у Аввакума говорится
у кого явно отрицается прагматизм яхвизма
и говорится о духовных вещах
империи сменяют одна другую
но важно
а яхвизм увел монотеистическое учение в сторону о чаяниях о своей национальной империи
по аналогии с великими державами Ближнего Востока Египтом, Ассирией, Вавилоном, Персией и др
но вот например у Иеремии духовное место
то есть, вполне естественное бедствие, нашествие вражеской армии воспринимается как наказание от Бога,
но главное, что при этом утверждается что бог Яхве/Бог не услышит так же, как и не услышат иные боги/идолы.
это весьма смелое заявление возможное только при духовном общении с Богом.
или гл 14 Иеремии
в ответ на бедствие - засуха
но при этом, Вера в Бога остается
но нет ли тут теологической ошибки, из того, что Бог создал мир с его законами
разве не следует что людям нужно просто пользоваться этими законами, а не ожидать регулярных чудес, то есть изменений законов Бога ?
нет ли тут иначе противоречия ?
Ведь это политеистические боги управляют стихиями вручную.
не есть ли прозрение у Иезекииля ?
то есть, что при массовых бедствиях человек спасается индивидуально, учитывая законы Божьи/природы при помощи благодати Божьей
у Иезекииля образно как бы ангел ставит печать на голову человека
в результате человек получает просветление и удачу (Good Luck), что поможет ему избежать большого ущерба при бедствиях.
Ведь говорил и Иисус Христос, что стихии идут на всех
но индивидуально можно спастись
но есть так же и Ветхий Завет, где имя "Яхве" было в ивритском оригинале для перевода Септуагинты.
Однако, в песне Моисея во Второзаконии ясно говорится ведь, что есть бог Яхве, наряду с другими богами/ангелами как боги отдельных народов, но есть и главный Бог Эль Эльон Бог Всевышний над всеми ими, над всем миром.
именно ему платит десятину Авраам в гл 14 книги Бытия.
в НЗ, в Деяниях так же говорится о Боге Всевышнем.
в декалоге Исхода говорится
"Я бог Яхве" далее определение "который вывел тебя из земли Египетской"
то есть это явно национальный бог древних евреев.
да, есть во Второзаконии "Яхве господин один"
но у пророка Софонии, как бы Ассирия, царь ее говорит "Я один и нет иного кроме меня".
то есть Яхве один может значит, "только Яхве один бог для евреев" или что он могучий бог на Ближнем Востоке, как восхваление.
о могуществе Яхве см тему
если предположить, что бог Яхве бог именно древних евреев, то многое в Библии будет понятнее
так, бог Сирийцев Хадад, бог бури, царей Сирии зовут Венадад, бен Хадад сын Хадада.
у Моава бог Хамос
"погиб ты народ Хамоса" говорит Библия, о моавитах.
у Эдома-Иудеи бог Каос.
хотя в северное Царство Израиль автор книги царств критикует за идолопоклонство,
но видимо это излишняя строгость, и в Иудее, южном царстве, были херувимы и медный змей Нехуштан, Нехуштан считался сделан еще Моисеем и был уничтожен лишь царем Езекией.
в Иудеи тоже был и культ иных богов, кроме Яхве.
судя по истории книги царств, Израиля и Иудее,
так как Израиль господствовал над Моавом, а Иудея над Эдомом,
то можно заключить что бог Яхве мощнее богов Хамоса и Каоса.
однако, Сирия господствовала над Израилем и Иудеей
-вывод бог Хадад мощнее бога Яхве.
бог Финикии Мелькарт давал ей большой успех в морской торговли и заморских колониях
поэтому в книге Иезекииля Финикия названа Херувимом.
Филистима (бог Дагон) имела лучшие морские порты и как правило была сильнее.
Исаия именуют Вавилон "сыном зари" то есть небесным богом.
значит бог Мардук имел большую власть на Ближнем Востоке.
Но видимо бог Ассирии имел еще большую власть на нем.
фараон Египта может считаться воплощением богов Египта, хотя одно время был культ одного бога Атона при Аменхотепе 4.
некоторые псалмы ВЗ совпадают с гимнами богу Атону.
так вот, на Ближнем Востоке получается
такая Иерархия по силам богов
фараон против Ашшура и Мардука.
далее, Мелькарт Финикии, но она больше по морской торговли.
Хотя племена Израиля в Галилеи в ней тоже участвовали как рабочие морских портов Финикии.
племя/земля Иссахар помогали другим племенам Галилеи в этом.
Исаия проводил наглядную политическую агитацию в пользу царя Ассирии, что он могучий царь.
Иеремия явно именует царя Вавилона - рабом Яхве.
а в гл книги Исаии 40-55, царя Персии - Мессией-царем Яхве.
но так как, Амос говорит, что бог Яхве бог ни только евреев но и для арамейцев, ведь он их вывел из Кира, бог эфиопов, бог для филимстян, он их вывел из Кипра.
то тут, как бы совмещают бога Яхве как бога древних евреев с богом всего Ханана Эля.
ведь и Христос на кресте по евангелиям взывал к Богу Элю
на арамейском
"Эли Эли " Бог мой.
то есть, в ВЗ, под именем Яхве понимается то собственно бог евреев, то Эль.
и получается путаница, ведь бог Яхве как бог именно евреев, не мог назначить царя царя Вавилона где бог Мардук своим наместником на земле !
как и царя Персии, царем царей.
а вот Бог Всевышний мог.
ведь он Бог богов.
есть такой псалом в ВЗ "встал Бог в совете богов"..
тогда становится более понятно, почему евреи имеют культ бога Яхве имели так часто неуспех.
причем, особенно катастрофически им не везло, когда к власти приходили цари супер яхвисты, Езекия, Иосия.
а вот цари кто подчинялся Ассирии, вносил культ бога Ассирии в Храм, Ахаз, особенно Манасия, правили более успешно.
да ведь и призывы от Исаии, Иеремии, Иезекииля подчиняться царям Ассирии, Вавилона, Персии, имеют смысл если есть Бог Всевышний который над всеми народами и их богами ,Ашшур (ассирийцы), Мардук (вавилоняне/халдеи), Ахурамазда (персы).
Ведь если бы царь Персии признал бы бога Яхве не просто полезным локальным культом для своей империи, но и Богом Всевышним, он бы создан его культ своем городе.
или же, признал Иерусалим духовной столицей в ней, а иудеев священниками в своей империи.
а цари Вавилона вообще о Иудее мало что писали, тем более не считали себя слугами Яхве.
дальнейшая история евреев, когда власть персов сменили греки, а потом римляне,
тоже показывает что греки и римляне побеждали иудеев,
а значит бог Зевс и бог Юпитер победил бога Яхве.
евреи имели относительный политический успех при Хасмонеях и царе Ироде,
но только потому, что была борьба римлян с греками, потом римлян с парфянами.
были междоусобные римские и греческие войны внутри их стран.
разве так бы было если бы бог Яхве был Бог Всевышний ?

Думаю что нет.
правда, есть у Исаии
13 Господа Саваофа Его чтите свято, и Он страх ваш, и Он трепет ваш!
14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлёю и сетью для жителей Иерусалима.
15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены».
Исаия 8 глава Библия: https://bible.by/syn/23/8/
14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлёю и сетью для жителей Иерусалима.
15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены».
Исаия 8 глава Библия: https://bible.by/syn/23/8/
думаю, что сами древние евреи напутали.
Ведь Иисус Христос говорил иудеям цитируя Исаию
"вы почитаете человеческие предания".
есть похожее у Осии, Амоса, Иеремии, Иезекииля.
что же напутали иудеи ?
видимо спутали черты национального бога с Богом.
вот точно у Аввакума говорится
у кого явно отрицается прагматизм яхвизма
и говорится о духовных вещах
империи сменяют одна другую
12 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!»
13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?
14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
Аввакум 2 глава Библия: https://bible.by/syn/35/2/
13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?
14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
Аввакум 2 глава Библия: https://bible.by/syn/35/2/
17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,
18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
19 Господь Бог сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведёт меня!
Аввакум 3 глава Библия: https://bible.by/syn/35/3/
18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
19 Господь Бог сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведёт меня!
Аввакум 3 глава Библия: https://bible.by/syn/35/3/
по аналогии с великими державами Ближнего Востока Египтом, Ассирией, Вавилоном, Персией и др
но вот например у Иеремии духовное место
11 Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их.
12 Тогда города Иуды и жители Иерусалима пойдут и воззовут к богам, которым они кадят; но они нисколько не помогут им во время бедствия их.
13 Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу.
14 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своём.
Иеремия 11 глава Библия: https://bible.by/syn/24/11/
12 Тогда города Иуды и жители Иерусалима пойдут и воззовут к богам, которым они кадят; но они нисколько не помогут им во время бедствия их.
13 Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу.
14 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своём.
Иеремия 11 глава Библия: https://bible.by/syn/24/11/
но главное, что при этом утверждается что бог Яхве/Бог не услышит так же, как и не услышат иные боги/идолы.
это весьма смелое заявление возможное только при духовном общении с Богом.
или гл 14 Иеремии
в ответ на бедствие - засуха
12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
Иеремия 14 глава Библия: https://bible.by/syn/24/14/
Иеремия 14 глава Библия: https://bible.by/syn/24/14/
19 Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждём мира, и ничего доброго нет; ждём времени исцеления, и вот ужасы.
20 Сознаём, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою.
21 Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами.
22 Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь всё это.
Иеремия 14 глава Библия: https://bible.by/syn/24/14/
20 Сознаём, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою.
21 Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами.
22 Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь всё это.
Иеремия 14 глава Библия: https://bible.by/syn/24/14/
12 Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса.
Иеремия 10 глава Библия: https://bible.by/syn/24/10/#12
Иеремия 10 глава Библия: https://bible.by/syn/24/10/#12
нет ли тут иначе противоречия ?
Ведь это политеистические боги управляют стихиями вручную.
не есть ли прозрение у Иезекииля ?
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души Мои: как душа отца, так и душа сына Мои: душа согрешающая, та умрёт.
Иезекииль 18 глава Библия: https://bible.by/syn/26/18/
3 Живу Я! говорит Господь Бог, не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души Мои: как душа отца, так и душа сына Мои: душа согрешающая, та умрёт.
Иезекииль 18 глава Библия: https://bible.by/syn/26/18/
у Иезекииля образно как бы ангел ставит печать на голову человека
4 И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.
Иезекииль 9 глава Библия: https://bible.by/syn/26/9/
Иезекииль 9 глава Библия: https://bible.by/syn/26/9/
Ведь говорил и Иисус Христос, что стихии идут на всех
45да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Евангелие от Матфея 5 глава Библия: https://bible.by/syn/40/5/#45
Евангелие от Матфея 5 глава Библия: https://bible.by/syn/40/5/#45
24 Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Евангелие от Матфея 7 глава Библия: https://bible.by/syn/40/7/
25 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Евангелие от Матфея 7 глава Библия: https://bible.by/syn/40/7/
Комментарий