3. Комментарии к Книге Откровение. Шестая печать (6:12-17)
Свернуть
X
-
Книга Откровение потрясает не только удивительными эсхатологическими событиями,
но обилием, разнообразием и уникальностью персонажей. Хотя главный виновник скорби один - это всадник.Комментарий
-
Интересно, что всадник на своём пути не встречает сопротивления, огромная сила с огромным потенциалом, невиданная.Комментарий
-
И видение этой внеземной невиданной силы настолько потрясло Иоанна,
что он описывает её аллегорическим языком, сравнивая её с драконом-сатаной, зверем из моря-бездны.Комментарий
-
Хвост дракона увлёк за собой треть звёзд.
А зверь появляется из бездны. Кто-то смог выйти из бездны? Не припоминаю.Комментарий
-
Верно,
как и небольшой рог из видения Даниила (Дан.8:10).
По древним верованиям евреев,
в бездне пребывали хтонические чудовища: левиафан, раав, таннин, нахаш.
О таком чудовище-левиафане , которое выйдет из бездны, предупреждает Иоанн (Отк.17:8).Комментарий
-
Давайте определимся, что есть воинство небесное.
По древним верованиям евреев,
в бездне пребывали хтонические чудовища: левиафан, раав, таннин, нахаш.
О таком чудовище-левиафане , которое выйдет из бездны, предупреждает Иоанн (Отк.17:8).Комментарий
-
Брат,
небесным воинством Йахвэ Цеваот евреи называли ангелов (Саваоф или точнее Цеваот - "Господь воинств" или "Господь небесных воинств").
Но в нашем случает это могут быть и неодушевлённые небесные тела.
Нет.
С древнейших времён, евреи называли бездной огромные массы воды, не имеющие дна и омывающие сушу (например, Быт.1:2).
Только гораздо позднее (в межзаветный период), и то весьма редко, бездной называли глубины земли (например, Отк.9:1, 2).Комментарий
-
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
"И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот
произошло великое землетрясение, и солнце стало
мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь"
(Отк.6:12)
1. Вступление
Слово "откровение", греч. "апокалюпсис", а также однокоренной глагол "апокалюпто" означают "раскрывать, открывать, снимать завесу"; в данном случае раскрывать сокровенную тайну [Л.1-5].
Книга относится к особому жанру (апокалиптической) древнееврейской литературы [Л.1, 3, 6]. Содержащей видения эсхатологических событий и персонажей-архетипов, описанных языком аллегорий, символов, метафор [Л.4, 7, 32]. Откровение также принадлежит к пророческим книгам [Л.1, 6, 8], а некоторые комментаторы находят в нём тесное переплетение 3-х литературных жанров: апокалипсис, пророчество, послание [Л.1, 4].
Автором книги "Откровение Иисуса Христа" является Бог (Отк.1:1). Через ангела, её содержание передано тойновидцу Иоанну, в некоторых рукописях добавлено слово "Богослову" [Л.2].
Согласно церковного предания, а также мнения большинства богословов, человеком, получившим и записавшим откровение Христа, является апостол Иоанн, автор Евангелия от Иоанна [Л.2, 5-10].
Время написания книги. Существуют две предполагаемые даты. Ранняя, между 54 и 68 г.г. от Р.Х. [Л.3], но более убедительна поздняя: 90-96 годы [Л.2, 6, 11], 94-96 г.г. [Л.8, 10], около 95 года [Л.1, 9, 12] или 96 г. [Л.5, 7].
Композиция ст. 6:12-17. 1. Видение катаклизмов космического масштаба (6:12-14).
2. Реакция жителей земли (6:15-16).
3. Указание на время исполнения пророчества (6:17).
Главная тема. Снятие 6-й печати, открывающее содержание предстоящих глобальных катастрофических событий.
Цель написания. Предупредить все народы о грядущем суде Божьем над миром.
Содержание. Снятие Агнцем печатей с запечатанной книги-свитка открывает Иоанну ряд видений (6:1-17). В том числе великого землетрясения, затмений солнца и луны (ст.12), падения звёзд (ст.13), исчезновения неба, передвижение гор да островов (ст.14).
Люди из всех сословий скроются в убежищах (6:15), спасаясь от падающих камней, скрываясь от лица Бога и гнева Агнца (ст.16). Мало кто сумеет пережить великий день гнева Вседержителя (ст.17).
Проблемы толкования. "Основные экзегетические проблемы в истолковании Откровения связаны с вопросом о том, относятся ли те или иные пассажи к историческому времени или к тому, что должно исполнится в конце времён" [Л.1, стр. 911].
Также неясны физические причины катастрофических событий. В том числе связь великого землетрясения с изменениями в свете солнца и луны, а также с падением звёзд (?!), исчезновением неба, перемещением всех гор и всех островов на планете и т.д.
2. Принципы толкования Откровения
Обоснованно считается, что "истолкование книги Откровение сопряжено с большими трудностями" [Л.2]. Поэтому существуют несколько основных подходов к толкованию глав 4-22 этой удивительной книги [Л.3, 6-8, 10, 31].
Претеристический (ретроспективный) - все события произошли ДО времени её написания. Но это противоречит утверждению автора о пророческом характере книги. Также ряду предсказанных проишествий невозможно найти достоверные аналоги в прошлом.
Исторический (летописный) - обзор исторических событий от первого до второго пришествия Христа, также предсказания основных периодов развития Церкви. Такой подход порождает разные противоречащие друг другу толкования реальных исторических событий в привязке к одним и тем же стихам Откровения. "Выводы отдельных экзегетов при этом почти никогда не совпадают ..." [Л.2, стр. 677].
Идеалистический (аллегорический) - поэтическое символическое произведение, содержащее картины космической (духовной) борьбы между добром и злом, не связанные ни с временем до Иоанна, ни с историей Церкви, ни с эсхаталогией. При таком подходе игнорируется пророческий характер книги, буквальные пророчества воспринимаются как аллегории.
Футуристический - все предсказанные события относятся к будущему, к последнему времени. "Изображённые события не просто футуристичны - это эсхатологические образы конца света" [Л.32, стр. 740], "предсказываются космические катастрофы в конце времён" [Л.2, стр. 344].
При этом диспенсационалисты (крайне футуристическое толкование) считают,- речь идёт о разных Божьих замыслах: 1) бедствия для Израиля, 2) восхищение Церкви. Сторонники же умеренно футуристического направления видят в книге две иные темы: "суд над злом и пришествие Царства" [Л.31, стр. 713, 714].
Выбор метода толкования Откровения определяет способ его толкования: буквальный, иносказательный, символический или их комбинации. Подобные способы используют раввины при толковании ТаНаХа: пшат - "простой", т.е. прямой буквальный смысл текста, ремез -"намёк", мидраш -"исследование", сод -"секрет".
"Ни одна другая книга Нового Завета не представляет столь серьёзных затруднений при толковании как Откровение" [Л.8, стр. 1978]. "Книга Откровение, по общему мнению, темна и непонятна для большинства современных читателей" [Л.1, стр. 511].
Поэтому для понимания основных архетипов, а также сложных аллегорических образов этой Книги, являющейся классическим "самым ярким" примером "космической эсхатологии" [Л.11, стр. 911], необходимо учесть следующее.
Культурно-исторические контексты I века от Р.Х. и ХХI века совершенно различны. В древние времена роль науки играла мифология, а мировоззрение формировалось верой в сверхъестественное; считалось, что за всем неживым скрывается живое; в апокалипсисах далеко не все детали имели символическое значение [Л.14, стр. 18, 234, 516, 764, 929], земные предметы являются отражением небесных.
Кроме того, следует принять во внимание особенности пророческого языка Иоанна; необычность состояния, в котором он наблюдал видения в двух мирах одновременно; слияние образов физического мира и трансцендентного; повторяемость картин, обособленность событий, частое отсутствие хронологии [Л.15].
3. Снятие шестой печати (6:12, а)
В древности снятие печатей (архетип тайны) со свитка означало открытие и обнародование его содержания.
По мере удаления 5-и печатей Агнцем, тайновидцу Иоанну открываются видения загадочного всадника на разных по цвету конях (6:1-8), а также души убитых христиан (ст.9-11).
"И когда Он (Агнец) снял шестую печать, я взглянул (увидел), и вот, произошло (вдруг разразилось) великое (сильное) землетрясение" (6:12, а; в скобках, уточнения из [Л.12]; евр. слово "обозначает сильный шум или оглушительный рёв" [Л.3]).
"Некоторые относят это к великим переворотам времён императора Константина, к падению язычества; другие, с большей вероятностью, к разрушению Иерусалима ... Это (великое землетрясение) можно понимать в политическом смысле ..." [Л.16, стр. 368].
Многие иные богословы также пытались толковать Отк.6:12 ретроспективно или аллегорически, как отмечается в [Л.10]. Но почти все современные комментаторы воспринимают этот стих буквально [Л.4-10, 17-20 и др.]. Более того, исполнение пророчества они относят к будущему.
"С Отк. 6 начинается рассказ о событиях, происходящих на земле во время семи лет великой скорби" [Л.7], "в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17], "речь идёт о конце времён" [Л.6].
Действительно, ст.12-17 относятся к концу времён, наступлению дня Господня и великой скорби, предшествующих возвращению Христа [Л.21, 22]. Кульминацией излияния великого гнева Божьего будет "великое (сильное) землетрясение" (ст.12; рис.1), оно охватит весь земной шар [Л.15]
"Мощное землетрясение конца времён предсказывается ветхозаветными пророками ..." [Л.6], "на земле произойдёт страшное землетрясение" [Л.17]. "Цей землетрус буде всесвітнім. Ні одна країна чи народ, ні одне місто чи село не уникнуть його. Тому цей землетрус не буде зрозумілим для науки" [Л.19].
"Вся земная кора покроется трещинами, которые начнут одновременно ломаться. Это приведёт к всемирному землетрясению" [Л.8]. Последнее мнение похоже на правду, только трещины в земной коре явятся следствием всемирного землетрясения, а не его причиной.
Глобальные потрясения вызовет столкновение Земли с планетообразным телом (крупным астероидом). Иоанн называет его "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём" [Л.23], "словно огромная гора огня" [Л.24]).
4. Затмения светил (6:12, б)
Во все времена читателей Книги Откровение интересовал ответ на вопрос: "когда произойдёт уникальное "великое землетрясение"? Какие апокалиптические знамения, т.е. знаки, необычные явления станут предшествовать ему?
Таких астрономических знаков-архетипов для всех жителей земли будет три. Два из них содержатся в следующем стихе:
"солнце стало мрачно (Почернело) как власяница ("как мешковина из козьего волоса"), и луна сделалась как кровь (луна стала кровавой)" (6:12, б; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.12]).
Власяница это тёмная одежда из грубой ткани [Л.2]. Такого цвета станет солнце, а луна - покраснеет. Но почему? "Одновременно с землетрясением произойдут извержения вулканов, сопровождающиеся выбросом в атмосферу большого количества пепла и лавы. В результате этого солнце померкнет, а луна приобретёт кроваво-красный оттенок" [Л.8].
Верно. Такие явления на небе возникают по причине вулканической деятельности и выбросов в атмосферу грубодисперсных аэрозолей, изменяющих её оптические свойства [Л.15].
Но можно предположить, что всемирное землетрясение произойдёт не одновременно, а ПОСЛЕ изменений в свете солнца и луны (на это указывает ст.13). Тогда в стихе 12 речь идёт, прежде всего, об астрономических затмениях светил.
Их предсказал Иисус Христос. "И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение ..." (Лк.21:25), "солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Мт.24:29, б).
Только потом "звёзды спадут с неба" (ст.29, в). В результате чего возникнет знамение, т.е. знак радианта метеорного потока, как написано. "Тогда явится знамение ..." (ст.30).
Ветхозаветные пророки также предсказывают солнечное затмение и лунное затмение как архетипы эсхатологического времени, накануне дня Господа.
"Солнце превратится (обратится) во тьму и луна - в кровь, прежде (перед тем) нежели наступит (до наступления) день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31). В отличие от Солнца, Луна при затмении не превращается "во тьму", но приобретает цвет, похожий на "кровь".
Несомненно здесь говорится о затмениях, как считается в работах [Л.14, 25, 30]. "Под знамениями подразумеваются солнечные и лунные затмения ..." утверждает автор [Л.26, стр. 43], комментируя Иоил.2:31.
Также через пророка Амоса, Йахвэ Элохим обещает. "И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9; "среди дня на землю опустится мрак" [Л.23]).
С чего вдруг землетрясение (пусть очень сильное), с чего вдруг солнечное и лунное затмения (пусть одновременные), с чего вдруг активное падение метеоритов все на земле единодушно приняли, как начало событий Апокалипсиса?
Откуда это вдруг у всех единое понимание событий?"Боже, так, близко к боящимся Тебя спасение Твоё, чтобы обитала слава Твоя на всей земле (Пс.84.10)! Господи, помилуй. Господи, спасай. Боже, умоляем, яви Себя наконец-то на земле в Царстве Твоём,- покажи царям и народам, какая должна быть подлинная жизнь среди людей. Восстань наконец-то, Иисус, на Сионе с Иерусалимом Твоим Небесным. Погибаем. Зовём Тебя. Кругом смерть. Ей, гряди и не медли.
Всё, что не нацелено в Пришествие Господа - это не христианствоКомментарий
-
Всё-таки есть вопрос,- с чего это вдруг И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный, со снятием 6-й печати Апокалипсиса и с последующими событиями (Откр.6:12-14) вдруг поняли, что пришёл великий день гнева Агнца, что никто не может устоять?
Владимир,
землетрясение происходят НЕ вдруг.
В данном случае, его причиной послужит импакт (Отк.8:8-10).
Не вдруг.
Лунные и солнечные затмения происходят регулярно (Отк.6:12, Иоил.2:31).
Потому что на небе явится оповещающее знамение,
видимое для ВСЕХ жителей земли (Мт.24:30).Комментарий
Комментарий