В этой теме я хотел бы обсудить протестантский подход к тому, на чём основан авторитет канона Нового Завета. Для начала я хочу объяснить свою позицию в этом вопросе. Я считаю, что авторитет канона Нового Завета основан не на решении Вселенского Собора, а на его внутреннем авторитете.
Канон Нового Завета: основан на авторитете Вселенского Собора или нет?
Сначала я рассмотрю позицию сторонников мнения о том, что авторитет канона Нового Завета основан на авторитете Вселенского Собора. Как известно всякому, кто изучал вопрос становления канона Нового Завета, в раннем христианстве до того, как вопрос о каноне был решён на Вселенских Соборах, вопрос о каноничности той или иной книги рассматривался исходя из следующих критериев:
1) богодухновенная книга Нового Завета должна быть написанной Апостолами или под их руководством;
2) эта книга должна быть известной со времён кончины Апостолов;
3) внутреннее содержание этой книги должно соответствовать тому учению, которое проповедуется в церквях епископами.
Итак, указанные критерии были использованы участниками Вселенских Соборов для утверждения канона Нового Завета. Если признать, что решение участников известных Вселенских Соборов является основанием для признания канона Нового Завета, то совершенно нелогично отвергать другие решения этих соборов. Ведь если участники этих соборов определяли богодухновенность книг Нового Завета на основании своей веры, то что мешает нам сегодня определить богодухновенность любой книги на основании своей собственно веры? Разве наша вера в чём-то ущербнее, чем та, которая была у участников тех Соборов? Если да (ущербнее), то нам придётся признать и все остальные опрделения Вселенских Соборов, и, в конечном итоге, стать православными или католиками в совеременном смыслеэтих слов.
Как основатели протестантизма подходили к этому вопросу.
Как известно, Лютер исходил из того, что решения Вселенских Соборов не могут быть основанием веры христианина. И усомнился в богодухновенности посланий Иакова, Иуды, евреям и Откровения Иоанна, отнеся их к апокрифам. Итак, Лютер наплевал на Соборы - для него именно внутреннее содержание книг Писания говорило об их богодухновеннсти, а не решения Соборов.
Также согласно мнению Жана Кальвина, выраженному в его влиятельном труде "Основы христианской веры", авторитет Писания основан не на установлениях Церкви, а на внутреннем свидетельстве Святого Духа:
цитата:
"Задавая вопрос, как мы узнаем, что Писание от Бога, если мы не можем сослаться на постановление Церкви, нам следовало бы также спросить, как мы отличаем тьму от света, чёрное от белого, горькое от сладкого. Писание несёт на себе отпечаток ясного свидетельства о своей истинности, как чёрное и белое о своём цвете, а горькое и сладкое о том, каковы они на вкус"
конец цитаты (Основы христианской веры, i. vii. 2).
Подход современных протестантов к этому вопросу.
Точно такой же подход провозглашён и в вероучительных документах ОЦХВЕ. Так в "Декларации Веры Христиан Веры Евангельской" записано:
цитата:
О Библии (библиология):
4. Священное Писание (Библия), которое есть Слово Самого Бога, написанное людьми, приготовленными и руководимыми Его Духом, является непреложным авторитетом во всех вопросах, которые в нём затрагиваются. При этом высший авторитет Писания получен не от Церкви или традиции, но от Самого Бога. Будучи полностью и дословно богодухновенной в оригинальном тексте, Библия абсолютно непогрешима и безошибочна в содержательном изложении всех тем, которых она касается.
Библия имеет двойное авторство и природу (божественную и человеческую). Это значит, что Бог посредством Духа Святого, используя индивидуальные особенности авторов и их культурно-исторический образ мышления, дал человечеству внеисторическое и равно применимое к любой эпохе божественное откровение и сохранил его в копиях и переводах оригинала, которые являются Словом Божьим в той мере, в которой они верны оригиналу.
конец цитаты
Я был бы признателен всякому, кто процитирует в этой теме вероучительные документы других протестантских конфессий, в которых затрагивается эта тема.
Канон Нового Завета: основан на авторитете Вселенского Собора или нет?
Сначала я рассмотрю позицию сторонников мнения о том, что авторитет канона Нового Завета основан на авторитете Вселенского Собора. Как известно всякому, кто изучал вопрос становления канона Нового Завета, в раннем христианстве до того, как вопрос о каноне был решён на Вселенских Соборах, вопрос о каноничности той или иной книги рассматривался исходя из следующих критериев:
1) богодухновенная книга Нового Завета должна быть написанной Апостолами или под их руководством;
2) эта книга должна быть известной со времён кончины Апостолов;
3) внутреннее содержание этой книги должно соответствовать тому учению, которое проповедуется в церквях епископами.
Итак, указанные критерии были использованы участниками Вселенских Соборов для утверждения канона Нового Завета. Если признать, что решение участников известных Вселенских Соборов является основанием для признания канона Нового Завета, то совершенно нелогично отвергать другие решения этих соборов. Ведь если участники этих соборов определяли богодухновенность книг Нового Завета на основании своей веры, то что мешает нам сегодня определить богодухновенность любой книги на основании своей собственно веры? Разве наша вера в чём-то ущербнее, чем та, которая была у участников тех Соборов? Если да (ущербнее), то нам придётся признать и все остальные опрделения Вселенских Соборов, и, в конечном итоге, стать православными или католиками в совеременном смыслеэтих слов.
Как основатели протестантизма подходили к этому вопросу.
Как известно, Лютер исходил из того, что решения Вселенских Соборов не могут быть основанием веры христианина. И усомнился в богодухновенности посланий Иакова, Иуды, евреям и Откровения Иоанна, отнеся их к апокрифам. Итак, Лютер наплевал на Соборы - для него именно внутреннее содержание книг Писания говорило об их богодухновеннсти, а не решения Соборов.
Также согласно мнению Жана Кальвина, выраженному в его влиятельном труде "Основы христианской веры", авторитет Писания основан не на установлениях Церкви, а на внутреннем свидетельстве Святого Духа:
цитата:
"Задавая вопрос, как мы узнаем, что Писание от Бога, если мы не можем сослаться на постановление Церкви, нам следовало бы также спросить, как мы отличаем тьму от света, чёрное от белого, горькое от сладкого. Писание несёт на себе отпечаток ясного свидетельства о своей истинности, как чёрное и белое о своём цвете, а горькое и сладкое о том, каковы они на вкус"
конец цитаты (Основы христианской веры, i. vii. 2).
Подход современных протестантов к этому вопросу.
Точно такой же подход провозглашён и в вероучительных документах ОЦХВЕ. Так в "Декларации Веры Христиан Веры Евангельской" записано:
цитата:
О Библии (библиология):
4. Священное Писание (Библия), которое есть Слово Самого Бога, написанное людьми, приготовленными и руководимыми Его Духом, является непреложным авторитетом во всех вопросах, которые в нём затрагиваются. При этом высший авторитет Писания получен не от Церкви или традиции, но от Самого Бога. Будучи полностью и дословно богодухновенной в оригинальном тексте, Библия абсолютно непогрешима и безошибочна в содержательном изложении всех тем, которых она касается.
Библия имеет двойное авторство и природу (божественную и человеческую). Это значит, что Бог посредством Духа Святого, используя индивидуальные особенности авторов и их культурно-исторический образ мышления, дал человечеству внеисторическое и равно применимое к любой эпохе божественное откровение и сохранил его в копиях и переводах оригинала, которые являются Словом Божьим в той мере, в которой они верны оригиналу.
конец цитаты
Я был бы признателен всякому, кто процитирует в этой теме вероучительные документы других протестантских конфессий, в которых затрагивается эта тема.
Комментарий