Тонкое делание

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • И р и н а
    Ветеран

    • 29 March 2020
    • 5035

    #1

    Тонкое делание

    Помыслы освятившегося человека и помыслы человека лукавого


    Геронда, понимает ли человек, который имеет святость, кто лукав, а кто нет?


    Да, он понимает как человека лукавого, так и человека святого. Он видит совершаемое кем-то зло, но одновременно видит в творящем зло и его внутреннего человека. Он различает, что это зло от искусителя, что оно приходит в человека извне. Своими душевными очами он видит собственные прегрешения великими, а прегрешения других малыми. Он действительно видит их малыми, а не обманывает себя. Он может понимать, что совершаемое кем-то это преступление, но в добром смысле этого слова оправдывать лукавство злого человека. Он не презирает таких людей, не считает их низшими себя. Он даже может считать таких людей лучшими себя и сознательно по многим причинам терпеть совершаемое ими зло. К примеру, видя злобу преступника, такой человек думает, что этому преступнику никто не помог, и поэтому тот опустился до того, что стал совершать злодеяния. А ещё он понимает, что и сам мог бы оказаться на месте этого несчастного, если бы Бог оставил его без Своей помощи. Относясь ко злу подобным образом, такой человек приемлет многую благодать. А с человеком лукавым происходит обратное. Видя святость праведника, он не знает его добрых помыслов подобно тому как не знает их и сам диавол.


    Тот, кто совершает над собой тонкое делание, оправдывает других и не оправдывает себя. И чем больше он продвигается вперёд в отношении духовном, тем большую приобретает свободу и тем больше любит Бога и людей. И тогда он не может понять, что значит злоба, поскольку постоянно имеет о других добрые помыслы; его мысли постоянно чисты, и на все он смотрит духовно, свято. Даже падения ближних идут на пользу такому человеку. Он использует их как надежный тормоз для себя самого, чтобы быть внимательным и не потерпеть крушения. И напротив: человек не очистившийся мыслит лукаво и на все вокруг смотрит лукаво. Своим лукавством он пачкает даже хорошее, доброе. Даже добродетели других не идут ему на пользу, потому что, будучи омраченным черной тьмою человекоубийцы [диавола], он и добродетели истолковывает с помощью своего «Толково-лукавого словаря». Он всегда пребывает в расстройстве и ближних постоянно расстраивает своим духовным мраком. Если такой человек хочет освободиться, он должен понять, что ему необходимо очистить свою душу, чтобы к нему пришла духовная просветленность, очищенность ума и сердца.

    Паисий Святогрец «Слова» Том III. Духовная борьба
    Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

    Авраам Йегошуа Гешель
  • Андрей1958
    Ветеран

    • 10 September 2019
    • 4925

    #2
    Сообщение от И р и н а
    Помыслы освятившегося человека и помыслы человека лукавого
    Вы, Ирина, "греческими" глазами смотрите на человека, но не библейскими. Я понимаю, что огромный корпус святоотеческой литературы не оставляет без внимания вдумчивых людей, тем более, что там есть неплохие духовные наблюдения, но всё же, человек очень неоднороден, непостоянен и всё время изменчив, просто по своей природе, может быть поэтому не стоит смотреть на него с точки зрения черного и белого, человек "разноцветен", как и сам Паисий, который утверждал, что за экуменизмом будущее, он ещё много чего говорил такого, что не вписывается в догматы православия, но издатели его трудов оставили это за скобками.

    Комментарий

    • И р и н а
      Ветеран

      • 29 March 2020
      • 5035

      #3
      Сообщение от Андрей1958
      Вы, Ирина, "греческими" глазами смотрите на человека, но не библейскими. Я понимаю, что огромный корпус святоотеческой литературы не оставляет без внимания вдумчивых людей, тем более, что там есть неплохие духовные наблюдения, но всё же, человек очень неоднороден, непостоянен и всё время изменчив, просто по своей природе, может быть поэтому не стоит смотреть на него с точки зрения черного и белого, человек "разноцветен", как и сам Паисий, который утверждал, что за экуменизмом будущее, он ещё много чего говорил такого, что не вписывается в догматы православия, но издатели его трудов оставили это за скобками.
      Мне по душе оказался этот текст. Решила, что может еще кому понравится.
      Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

      Авраам Йегошуа Гешель

      Комментарий

      • Андрей1958
        Ветеран

        • 10 September 2019
        • 4925

        #4
        Сообщение от И р и н а
        Мне по душе оказался этот текст. Решила, что может еще кому понравится.
        Судя потому, что я очень редко встречаю на страницах форума цитаты из отцов, может и ни кого не заинтересует. К сожалению, даже в приведённом отрывке есть недоразумения.

        Комментарий

        • И р и н а
          Ветеран

          • 29 March 2020
          • 5035

          #5
          Сообщение от Андрей1958
          Судя потому, что я очень редко встречаю на страницах форума цитаты из отцов, может и ни кого не заинтересует.
          Странно. А я люблю произведения монахов и старцев. В них есть суровость, но они каким-то странным образом приносят мне покой.

          К сожалению, даже в приведённом отрывке есть недоразумения
          Это же всего-лишь отрывок. Но он дает хорошее поучение, на мой взгляд.
          Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

          Авраам Йегошуа Гешель

          Комментарий

          • Андрей1958
            Ветеран

            • 10 September 2019
            • 4925

            #6
            Сообщение от И р и н а
            Странно. А я люблю произведения монахов и старцев. В них есть суровость, но они каким-то странным образом приносят мне покой.
            Понимаю Вас, я и сам когда-то зачитывался отцами. Конечно, я не собираюсь Вас, чем-то расстраивать и тем более переубеждать, но, теперь я смотрю иначе на всё святоотеческое придание и труды.

            Комментарий

            • sam1
              Метафизический Сам

              • 15 January 2009
              • 19049

              #7
              Сообщение от И р и н а
              Мне по душе оказался этот текст. Решила, что может еще кому понравится.
              Интересно почитать и послушать, в прошлом году озвучили все 6 томов на русском:

              Паисий Святогорец, прп. - Православное аудио
              Пишите по теме, пожалуйста.

              Комментарий

              • И р и н а
                Ветеран

                • 29 March 2020
                • 5035

                #8
                Сообщение от sam1
                Интересно почитать и послушать, в прошлом году озвучили все 6 томов на русском:

                Паисий Святогорец, прп. - Православное аудио
                Спасибо большое!

                - - - Добавлено - - -

                Сообщение от Андрей1958
                Понимаю Вас, я и сам когда-то зачитывался отцами. Конечно, я не собираюсь Вас, чем-то расстраивать и тем более переубеждать, но, теперь я смотрю иначе на всё святоотеческое придание и труды.
                Понимаю. Для всего - свое правильное время.
                Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

                Авраам Йегошуа Гешель

                Комментарий

                • Предвестник
                  Ветеран

                  • 01 October 2018
                  • 1489

                  #9
                  Сообщение от И р и н а
                  Странно. А я люблю произведения монахов и старцев. В них есть суровость, но они каким-то странным образом приносят мне покой.

                  ..
                  В своё время с интересом читал Добротолюбие. И это чтение и стремление исполнять призывы старцев благотворно влияло на душу. Но это было в начале 90-х, когда очень много появилось духовной литературы..

                  Комментарий

                  • И р и н а
                    Ветеран

                    • 29 March 2020
                    • 5035

                    #10
                    Сообщение от Предвестник
                    В своё время с интересом читал Добротолюбие. И это чтение и стремление исполнять призывы старцев благотворно влияло на душу. Но это было в начале 90-х, когда очень много появилось духовной литературы..
                    Добротолюбие меня пока еще дожидается. Купила его очень давно, но так и не подступилась.

                    Моей самой любимой духовной книгой стала «Практика Божьего Присутствия» Брата Лоренса.

                    Брат Лоренс

                    Практика Божьего присутствия

                    Беседуя несколько дней назад с одним человеком о благочестии, он сказал мне, что духовная жизнь есть жизнь по благодати, которая начинается с рабского страха и растет от надежды вечной жизни и завершается чистой любовью. Каждое из этих состояний имеет свои различные стадии, посредством которых каждый достигает последней, благословенного совершенства.

                    Я не следовал этим методам. Напротив я не по инстинктам знаю, что они препятствовали мне. По этой причине я с приходом к вере принял решение предать себя Богу как лучшее средство избежать моих грехов и из-за любви к Нему, чтобы отказаться от всего, кроме Него.
                    В течение первых лет я обычно проводил время, назначенное для посвящения, в мыслях о смерти, суде, аде, небесах и моих грехах. Так я жил несколько лет, заботливо помышляя остальную часть дня в своем деле в присутствии Бога, о Ком я думал, что Он всегда со мной и внутри меня. Потом я пришел незаметно к этому и в молитвах, и это дало мне великое восхищение и утешение. Эта практика произвела во мне высокое почитание Бога и только вера одна могла удовлетворить меня в этом вопросе.

                    Таково было мое начало и все же я должен сообщить вам, что в течение первых десяти лет я страдал много: осознание того, что я не был посвящен Богу, как хотел того, и грехи, всегда всплывающие в разуме и великие незаслуженные снисхождения, которые Бог подавал мне, были причиной и источником моих страданий. В это время я часто падал и вставал снова. Мне казалось, что творение, рассудок и Сам Бог были против меня. И только одна вера за меня.
                    Я был встревожен порой мыслями, что для того, чтобы верить, я получил великое снисхождение, подействовавшее на мою самонадеянность, сразу претендовавшую на то, что другие достигают с трудностью. Иногда это было преднамеренное заблуждение и казалось, что для меня от него нет никакого спасения.

                    Когда я только думал о том, как бы закончить свои дни от этих бед (которые нисколько не ослабляли доверие, которое я имел к Богу и которые служили только укреплению моей веры), я внезапно изменился и моя душа, которая в то время терпела неприятности, почувствовала глубокий внутренний мир, как будто она была в центре покоя.

                    С тех пор я хожу перед Богом просто, верою, со смирением и любовью и я стараюсь не делать ничего и не думать ни о чем, что могло бы вызывать Его недовольство. Я надеюсь, что когда я сделал то, что мог, Он сделает мне то, что Ему угодно.


                    Что касается происходящего во мне в настоящее время, то я не могу выразить это. Я не имею никакой боли или трудности в моем состояния, потому что я не живу по своей воле, но по Божией, которою я пытаюсь выполнять во всем и которой я так предан, что я не взял бы и соломинки с земли вопреки Его указания или от любого другого повода, отличного от любви к Нему.
                    Я оставил все формы посвящения и молитвы, кроме тех, к которым мое состояние обязывает меня. И я делаю это моим повседневным делом, чтобы сохранять себя в Его святом присутствии, в котором я держу себя простым бодрствованием и главным образом, любовью к Богу, которой я могу призывать реальное присутствие Божие. Или, чтобы выразиться лучше, я достигаю это обычной, тихой и тайной беседой души с Богом, Который часто дает мне радость и восторг внутри, а иногда также и внешне, и настолько сильно, что я вынужден использовать все средства, чтобы уменьшить их и не показать их другим.

                    Короче говоря, я уверен вне всякого сомнения, что моя душа была с Богом все эти тридцать лет. Я оставляю без внимания многое, чтобы не утомить вас, но все же я думаю стоит рассказать о способе моего рассматривания себя перед Богом, Кого я вижу своим Царем. Я считаю себя беднейшим из людей, полного ран и тления, совершившим всякие преступления против своего Царя. Тронутый осмысленным сожалением, я исповедал Ему все мое зло и просил Его прощения, отверг себя в Его руках, чтобы Он сделал то, что Ему угодно для меня.

                    Этот Царь, полный милосердия и благости, весьма далек от наказания меня и обнимает меня любовью, приглашает меня к Своей трапезе, служит мне собственными руками, дает мне ключ к Своим сокровищам, беседует и стремится ко мне постоянно тысячами и тысячами способов и обращается со мной во всем как с любимым.

                    Так я вижу себя время от времени в Его святом присутствии.
                    Мой обычный метод - это простое внимание и общее страстное отношение к Богу, к Которому я прилепляюсь с большей сладостью и желанием, чем младенец к груди матери. И если я наберусь смелости использовать это выражение, я могу назвать это состояние "грудью Божией", где я нахожу невыразимую сладость, которую я испытываю на опыте. Если иногда мои мысли отходят от этого состоянии от необходимости или немощи, я сразу призываем вернуться внутренними движениями, такими очаровательными и восхитительными, что я стыжусь называть их.

                    Я желаю, чтобы вы обратили внимание более на мою великую нищету, о которой вы вполне информированы, чем на благоволение, которое Бог дает мне, такому недостойному и неблагодарному, как я.

                    Что касается моих часов молитвы, они есть только продолжение того же самого упражнения. Иногда я вижу себя, как камень перед скульптором, из которого он должен сделать статую: представляя себя таким образом перед Богом, я желаю, чтобы Он открывал Свой совершенный образ в моей душе и я был подобен Ему. В другое время, когда я усердствую в молитве, я чувствую, что мой дух и душа возносятся сами без какой-либо трудности или усилия и это продолжается пока они пребывают и твердо укреплены в Боге, как в центре и месте покоя.


                    Я знаю, что некоторые осуждают это состояние как бездеятельность, заблуждение и самолюбие. Я признаю, что это святая бездеятельность и может быть даже счастливое самолюбие, ибо душа в этом состоянии действительно способна к нему. В действительности, пока она находится в этом покое, она не может быть потревожена теми действиями, к которым она была прежде приучена и которые были ее поддержкой, но теперь скорее препятствует ей, чем помогают.


                    Но я не могу никак согласиться, что это можно назвать заблуждением, потому что душа, которая таким образом наслаждается Богом, желает только Его. Если это - заблуждение во мне, то только Бог может исправить это. Пусть Он сделает то, что Ему угодно и я желаю только Его, и полностью посвящен Ему.
                    Последний раз редактировалось И р и н а; 13 May 2020, 06:05 PM.
                    Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

                    Авраам Йегошуа Гешель

                    Комментарий

                    • Савл108
                      Отключен

                      • 17 April 2020
                      • 2517

                      #11
                      Сообщение от И р и н а
                      Странно. А я люблю произведения монахов и старцев. В них есть суровость, но они каким-то странным образом приносят мне покой.

                      Это же всего-лишь отрывок. Но он дает хорошее поучение, на мой взгляд.
                      Да нету в их трудах никакой суровости. Просто мы лицемеры. Знаем слова Христа об "узком пути", а живём на широком, стараясь не вспоминать о том, что "Царство Божие силою берёться".

                      Сложность и тяжесть пути спасения - это нормально. Но мы настолько привыкли к удобствам жизни, соделав из греха навык, что смеем говорить, что мол: труды старцев суровы.

                      Комментарий

                      • Предвестник
                        Ветеран

                        • 01 October 2018
                        • 1489

                        #12
                        Сообщение от И р и н а

                        .....Моей самой любимой духовной книгой стала «Практика Божьего Присутствия» Брата Лоренса.....
                        Хорошие Вы привели слова Брата Лоренса, особенно, на мой взгляд, эти:


                        "....С тех пор я хожу перед Богом просто, верою, со смирением и любовью и я стараюсь не делать ничего и не думать ни о чем, что могло бы вызывать Его недовольство. Я надеюсь, что когда я сделал то, что мог, Он сделает мне то, что Ему угодно.

                        ...Я не имею никакой боли или трудности в моем состояния, потому что я не живу по своей воле, но по Божией, которою я пытаюсь выполнять во всем и которой я так предан, что я не взял бы и соломинки с земли вопреки Его указания или от любого другого повода, отличного от любви к Нему...."

                        Подобная духовная работа и следование за Иисусом на самом деле требует серьёзных усилий над собой, когда подвизающийся, порой даже оказывается между жизнью и смертью..И Христос обещает достойно вознаградить таковых. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего.." И вот это состояние, которое описывает здесь Лоренс, по моему мнению, и есть результат «крещения Духом Святым и огнём»..

                        Комментарий

                        • И р и н а
                          Ветеран

                          • 29 March 2020
                          • 5035

                          #13
                          Сообщение от Предвестник
                          Хорошие Вы привели слова Брата Лоренса, особенно, на мой взгляд, эти:


                          "....С тех пор я хожу перед Богом просто, верою, со смирением и любовью и я стараюсь не делать ничего и не думать ни о чем, что могло бы вызывать Его недовольство. Я надеюсь, что когда я сделал то, что мог, Он сделает мне то, что Ему угодно.

                          ...Я не имею никакой боли или трудности в моем состояния, потому что я не живу по своей воле, но по Божией, которою я пытаюсь выполнять во всем и которой я так предан, что я не взял бы и соломинки с земли вопреки Его указания или от любого другого повода, отличного от любви к Нему...."

                          Подобная духовная работа и следование за Иисусом на самом деле требует серьёзных усилий над собой, когда подвизающийся, порой даже оказывается между жизнью и смертью..И Христос обещает достойно вознаградить таковых. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего.." И вот это состояние, которое описывает здесь Лоренс, по моему мнению, и есть результат «крещения Духом Святым и огнём»..
                          Интересно, сейчас, читая ваши слова, мне впервые пришло понимание этого выражения «крещение Духом Святым и Огнем». Крещение ведь это полное погружение, своего рода смерть. Значит, «крестить Духом Святым и Огнем» означает погрузить в Святой Дух и Огонь, слить с Богом. Крестящийся Святым Духом и Огнем умирает в Боге.

                          Бог наш есть огонь поядающий
                          Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
                          Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

                          Авраам Йегошуа Гешель

                          Комментарий

                          • Андрей1958
                            Ветеран

                            • 10 September 2019
                            • 4925

                            #14
                            Сообщение от И р и н а
                            «крещение Духом Святым и Огнем». Крещение ведь это полное погружение, своего рода смерть. Значит, «крестить Духом Святым и Огнем» означает погрузить в Святой Дух и Огонь, слить с Богом. Крестящийся Святым Духом и Огнем умирает в Боге.
                            Не редко в человеке уживаются разнородные учения - православие и протестантизм в виде пятидесятничества, но будет ли от этого польза - вопрос. С точки зрения православия Лоренс, слова которого Вы привели, в глубокой прелести, у которого религиозная чувственность просто зашкаливает, что очень не приветствуется не только в православии, но и в библейском иудаизме. Чувственность в человеке это бомба, которая может рвануть так, что мало не покажется и разорвёт всю жизнь.
                            Крещение Духом Святым - явление зародившееся в Сан Франциско в начале прошлого века, которое в итоге привело к главному параметру Пятидесятничества - говорение на иных языках. На тему говорения на непонятных языках появилось много критической литературы основанной на анализе текста апостола Павла. Подавляющее число заблуждений по поводу Духа Святого и крещение (погружения) в него исходит от неправильного понимания, что такое Святой Дух и какова его функция в деле спасения.

                            Комментарий

                            • Предвестник
                              Ветеран

                              • 01 October 2018
                              • 1489

                              #15
                              Сообщение от И р и н а
                              Интересно, сейчас, читая ваши слова, мне впервые пришло понимание этого выражения «крещение Духом Святым и Огнем». Крещение ведь это полное погружение, своего рода смерть. Значит, «крестить Духом Святым и Огнем» означает погрузить в Святой Дух и Огонь, слить с Богом. Крестящийся Святым Духом и Огнем умирает в Боге.
                              Апостол Павел учит нас поступать по Духу, потому что он и сам не жил по плоти, но распинал плоть со страстями и похотями Гал5:16-24. Например, чтобы не обременять кого из братьев, принимавших его, он говорит, что он работал в изнурении днём и ночью и при этом проповедовал благовестие Божие 1 Фес.2:9;

                              И вот подобное высшее служение нравственности, по обстоятельствам жизни, когда страдает он сам - становится достойным быть вместилищем Духа..
                              И он говорит: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» Рим.8:9,10

                              Образ жизни по Духу и крещение огнём, подобно тому что говорит Даниил, - «пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени», -
                              Павел делается достойным того, чтобы в нём жил Христос.

                              И
                              уже не я живу, но живет во мне Христос Гал 2:20.

                              Даниил ещё говорит, что "многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении.." Дан.12:10. Наше переплавление Христос совершает "огнём" - "Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного.." 1 Пет 4:12.

                              И таким образом в "разумном" человеке, прошедшем через горнило испытания в крещении "огнём", умирает в сердце своё "Я", ибо там уже находится Христос..
                              Последний раз редактировалось Предвестник; 15 May 2020, 02:06 AM.

                              Комментарий

                              Обработка...