Правда, полуправда, тактичность

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Andytime
    Аhава раба аhавтануАдонай

    • 17 April 2007
    • 3755

    #1

    Правда, полуправда, тактичность

    Человек должен говорить правду?


    Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, казалось бы, предопредёлен правду необходимо говорить всегда, везде, всем!
    Но утверждения типа: «Честность превыше всего», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и т. п. далеко не всегда справедливы.
    Можно привести сколько угодно случаев, когда «правда» не права, не истинна в своём целевом значении неоправданна. То есть тогда, когда она безжалостна по отношению к человеку, может быть, отчаянно пытающемуся сохранить собственное достоинство. Такая «правда» остаётся лишь на поверхности формально требуемого «говорить правду!»

    Вспоминается старая армянская притча.
    Пришёл как-то в дом к одному старику нищий человек, и старик принял его с любовью, угостил, а потом спросил: Кто ты, бедный человек? И тот ответил: Я человек, говорящий правду, поэтому, куда бы я ни пришёл, меня прогоняют. И сказал старик: Это удивляет меня.
    Поев, пошли спать. Утром встали, начали одеваться. Нищий увидел, что старик одноглазый, и сказал ему в лицо: ты, мол, кривой. И тут рассердился старик, выгнал его из дому, сказав: «Ты не находишь себе места и стал всем ненавистен, ибо не правду говоришь людям, а попрекаешь людей их недостатками».

    Всякая правда чего-нибудь стоит, если она умна. Ум это и умение считаться с другими, и умение сдерживаться, не проявлять своего отношения, своих чувств и мыслей в случаях, когда это неуместно. Ум это способность быть у места своего мышления. Ну а «место» это, конечно же, конкретное состояние другого человека, с которым стремишься взаимодействовать. Значит, одно из свойств ума быть в контакте с объектом мышления, давать другому возможность контактировать с тобой.


    Новый для нас человек, с которым мы пытаемся наладить те или иные отношения, это всегда неизвестность. «Другой» это во многом тайна, загадка.
    Другой человек не обманывающий, но и не говорящий правду о себе сокрыт от нас, он для нас неясен. Он известен нам лишь частично, поверхностно постольку, поскольку мы сами знаем о нём в меру собственного понимания, внимательности. Наше знание о нём неточно, и эта неточность и неопределённость есть гарантия и защита от нашей возможной недоброжелательной оценки. Совсем другое ложь и обман; это уже не неопределённость с нашей стороны, а намеренное введение в заблуждение человека.
    На протяжении всей нашей жизни мы сравнительно редко испытываем острое чувство бессилия или даже отчаяния от того, что другой человек (особенно близкий) не в состоянии проникнуть в нашу душу и непосредственно почувствовать и понять наше душевное состояние. И слава Богу, что это так, что не все наши мысли и чувства становятся достоянием любого другого, что душа наша прикрыта телесной (словесной) оболочкой, не давая постороннему взгляду проникнуть в наш внутренний мир. Как полушутя, полувсерьёз утверждают некоторые философы, наш язык часто служит не для прояснения мыслей, а для сокрытия их.

    Психологический анализ показывает, что известный моральный принцип «Человек должен говорить правду» в качестве правила межличностного общения должен быть переформулирован Человек должен говорить правду лишь тем, кому должен. Предоставление другому человеку правды о себе это акт доверия по отношению к нему, выражение уверенности в том, что другой не подведёт, не употребит ее во зло.

    Однако в действительности мы очень часто окружены недоброжелательными свидетелями своих глубинных желаний и стремлений ведь они слишком непохожи на «легальные» устремления человека, разрешённые для предъявления окружающей публике. Слишком нетипичны, «беспричинны» и непрактичны.

    Недоброжелательны к ним и наши собственные установки, опыт, предписывающие, как надо жить. Наше внутреннее существо, кажется, вообще нелегально и нежелательно для других. Уникальность осмеивается и не принимается всерьёз; она осмеивается не только другими, но и нами самими, потому что мы почти совсем не верим себе.

    Мы всегда боимся других. Мы боимся себя. Боимся прощать другому его желания, опасаясь, что он осудит нас. Мы не прощаем тем, кто нас прощает. Мы отчаянно страшимся не только «себя осуждающего» (сами же ведь лишим себя самого трепетного), но и «себя желающего» (что же я буду делать один со своими желаниями). Одинокое «я» ищет защиты и подтверждения.
    Но слишком часто чужой взгляд оказывается безжалостным и отторгающим, когда мы обращаемся к нему за поддержкой. Человек сталкивается здесь с такой же несостоятельностью чужого «я», которому нечего предложить, кроме самого себя то есть собственное несокрушимое и непреодолимое
    «эго», с его неизбежным противостоянием тебе, твоему «я».

    Поэтому-то, если человек не предоставляет вам точную, определённую информацию (правду) о себе, то это означает, что он не рассчитывает на ваше доброжелательное отношение к себе, не предполагает, что вы чем-то отличаетесь от других, и потому, с какой стати вам брать на себя особые обязательства по отношению к нему. То есть, если человек возбуждает у другого чувство психологической опасности, то он лишает себя права на откровенность с противоположной стороны. С этого момента он, в лучшем случае, будет получать лишь приблизительную, неточную информацию о другом. В этом проявление защитной реакции человека на возникшее чувство отчуждённости и отсутствие психологической близости.

    Таким образом, говорите правду тем, кому должны, но не тем, кому не должны. Ваше чувство дистанции подскажет вам степень правдивости с другим человеком.
    ни лесть, ни секс, ни отраженье
    ни толстый кошелек на дне сумы,
    нам не дадут соображенье:
    с кем , за кого и кто мы.


    в противовес всеобщему разврату,
    в противовес огульной лжи,
    в нас теплиться еще отрада
    как огонек добра в углу души...


    Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя

    Барух hаба беШем Адонай!!! hАллилуйя!!!
  • Andytime
    Аhава раба аhавтануАдонай

    • 17 April 2007
    • 3755

    #2
    Я с Тобой.

    Мне с Тобой, Иисус, так легко и спокойно
    И в душе полный мир, тишина, благодать.
    Ни болезни, ни голод, ни скорби, ни войны
    У меня это счастье не смогут отнять.

    Я не знала Тебя, мой Господь и Спаситель,
    Человеческой мудростью в мире жила,
    Но порою хотелось кого-то спросить мне:
    Кто меня защитит в этом мире от зла?

    Средь людских голосов, среди музыки шумной,
    Среди песен и смеха, что громко звучал,
    Было так одиноко душе моей грешной,
    Было так одиноко и холодно мне.

    Было страшно и пусто, и горько, и плохо
    И никто не сумел бы тогда мне помочь
    И ждала иногда я последнего вздоха,
    И желала уйти в непроглядную ночь.

    Я не знала как жить и к чему мне стремиться,
    Я от боли душевной рыдала не раз.
    Приходилось мне мокрые прятать ресницы
    И от близких подруг и от маминых глаз.

    Мне казалось, что все вокруг черного цвета,
    Но Ты в сердце мое постучал, Иисус.
    И оно озарилось потоками света
    Я - с Тобой, я - живу, я - дышу, я - молюсь!

    Ты мне дал без условий, без меры, без платы
    Столько милостей чудных и столько даров!
    Иисус, как сегодня с Тобой я богата,
    Подарил Ты мне веру, надежду, любовь.

    Никогда одинокой теперь не бываю
    Ранним утром и вечером, ночью и днем

    Ты со мной, Иисус, не уйдешь Ты, я знаю
    Как отрадно, Господь, быть с Тобою вдвоём!

    Даже если и пью скорби горькую чашу,
    Даже если приходит и трудный мой час,
    Никогда не бывает с Тобою мне страшно,
    Знаю, Ты - моя помощь, и Ты - моя часть!

    Из рук Твоих готова любой принять я жребий
    Мне с Тобою и ночь дня иного светлей.
    Без Тебя, Иисус, что мне нужно на небе?
    И с Тобой ничего не хочу на земле.

    Ни болезни, ни голод, ни скорби. ни войны
    Эту радость не смогут отнять у меня.
    Мне с Тобой, Иисус, так легко и спокойно,
    А в душе полный мир, тишина, благодать!
    ни лесть, ни секс, ни отраженье
    ни толстый кошелек на дне сумы,
    нам не дадут соображенье:
    с кем , за кого и кто мы.


    в противовес всеобщему разврату,
    в противовес огульной лжи,
    в нас теплиться еще отрада
    как огонек добра в углу души...


    Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя

    Барух hаба беШем Адонай!!! hАллилуйя!!!

    Комментарий

    • андронов
      Участник

      • 24 July 2005
      • 126

      #3
      Да,
      Иисус тоже
      не всегда говорил правду ...

      От Иоанна, глава 7

      1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
      2 Приближался праздник Иудейский - поставление кущей.
      3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
      4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
      5 Ибо и братья Его не веровали в Него.
      6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.
      7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
      8 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
      9 Сие сказав им, остался в Галилее.
      10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

      Комментарий

      • Двора
        Ветеран

        • 19 November 2005
        • 55024

        #4
        Мудрость необходима говорить
        правду и как говорить и кому.
        Вот например удивительная притча 26
        Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему;
        Отвечай глупому по глупости его,
        чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
        Нужна такое водительство от Бога,
        от себя ее нет , эмоции захлестнут и не то скажешь что на пользу,
        обида поразит и упрек вылезет.
        А высота подойдет и осуждение откроется.

        Комментарий

        • Estrella
          Ветеран

          • 01 March 2009
          • 35622

          #5
          Сложный вопрос на самом деле.
          Сначала стоит определить:что такое правда?
          А так же :знает ли человек эту правду.
          Если человек знает,то о чём ему говорить?
          Он знает,например,что ворует или лжесвидетельствует.
          Если ему сказать об этом,то получишь только злобу и ненависть.
          Однако чтобы обличить его,надо иметь мужество.
          Конечно кто-нибудь может сказать:а ты кто такой,чтобы обличать нас?
          Разве ты без греха?
          Поэтому я,честно говоря,думаю,что правду в этих случаях следует говорить если даёшь показания.
          Ибо сказано:не лжесвидетельствуй.
          Бывает ложь во спасение?
          Бывает,когда речь идёт о здоровье например.
          Ты знаешь,что человек непременно умрёт через месяц,например,но говоришь:мы с тобой ещё летом поедем на дачу.
          Наверное каждый отдельный случай следует рассматривать по отдельности.
          https://www.youtube.com/watch?v=Ho7a8dbYDSc

          Комментарий

          • Andytime
            Аhава раба аhавтануАдонай

            • 17 April 2007
            • 3755

            #6
            сразу внесем ясность:
            лжи во спасение не бывает, т к всякая неправда - грех,
            бывает тактичность по отношению к умирающим.
            ни лесть, ни секс, ни отраженье
            ни толстый кошелек на дне сумы,
            нам не дадут соображенье:
            с кем , за кого и кто мы.


            в противовес всеобщему разврату,
            в противовес огульной лжи,
            в нас теплиться еще отрада
            как огонек добра в углу души...


            Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя

            Барух hаба беШем Адонай!!! hАллилуйя!!!

            Комментарий

            • Estrella
              Ветеран

              • 01 March 2009
              • 35622

              #7
              Сообщение от Andytime
              сразу внесем ясность:
              лжи во спасение не бывает, т к всякая неправда - грех,
              бывает тактичность по отношению к умирающим.
              Это верно.
              Ложь есть ложь.
              Надеюсь,что Господь простит людям такую ложь,которая из гуманизма допускается.
              https://www.youtube.com/watch?v=Ho7a8dbYDSc

              Комментарий

              • corsardes
                Участник

                • 13 November 2009
                • 1

                #8
                мне кажется не то что ложь должна быть...должно быть во время молчание...просто не сказать правду...например умирающему человеку какое то время можно не говорить диагноз ведь это может сломать...

                ---------
                Корсар : кухни, шкафы, спальни, мебель для дома

                Комментарий

                • Andytime
                  Аhава раба аhавтануАдонай

                  • 17 April 2007
                  • 3755

                  #9
                  еще такая разновидность правды:
                  различная трактовка или интерпритация событий.
                  Например при толковании Библии.
                  ни лесть, ни секс, ни отраженье
                  ни толстый кошелек на дне сумы,
                  нам не дадут соображенье:
                  с кем , за кого и кто мы.


                  в противовес всеобщему разврату,
                  в противовес огульной лжи,
                  в нас теплиться еще отрада
                  как огонек добра в углу души...


                  Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя

                  Барух hаба беШем Адонай!!! hАллилуйя!!!

                  Комментарий

                  • shlahani
                    христианин

                    • 03 March 2007
                    • 9820

                    #10
                    Сообщение от Andytime
                    Новый для нас человек, с которым мы пытаемся наладить те или иные отношения, это всегда неизвестность. «Другой» это во многом тайна, загадка.
                    Классная статья, Andytime. Очень подробно описывает то, что уже компактно собрано в библии.
                    Что такое правда? Что такое истина? Был ли пупок у Адама? Есть ли жизнь на Марсе?..
                    Очень легко рассуждать абстрактно. Один человек относится к другому человеку... Один брат сказал одной сестре... Один пастор сказал другому пастору...
                    Вы не против были бы, если бы я в Вашей статье поставил вместо абстрактного человека конкретного - Иисуса Христа?
                    Вот там написано "новый для нас человек". Пишем: "Иисус". И читаем заново. Мне кажется, так становится понятней.
                    Сообщение от Estrella
                    Бывает ложь во спасение?
                    Estrella, термин "ложь во спасение" интересно произошёл. Это из церковнославянского получилось. Пс. 32, 17 "ненадёжен конь для спасения" по-церковнославянски звучит "ложь конь во спасение". Русские люди не понимали церковнославянский язык и упростили эту фразу как "ложь во спасение" (это понятнее коня, не правда ли?). Их братья по несчастью из Европы, слыша на латыни hic est corpus ("вот тело") во время причастия и тоже не понимая непонятный язык, упростили это до hocus-pocus, т.е. фокус-покус.
                    С языком такое частенько приключается. Например, Иисус на кресте цитирует Пс. 21,2 на иврите ("эли, эли, лама ававтани"), а некоторые, услышав это, говорят: "Илью зовёт".

                    Комментарий

                    • Andytime
                      Аhава раба аhавтануАдонай

                      • 17 April 2007
                      • 3755

                      #11
                      Вы не против были бы, если бы я в Вашей статье поставил вместо абстрактного человека конкретного - Иисуса Христа?
                      Вот там написано "новый для нас человек". Пишем: "Иисус". И читаем заново. Мне кажется, так становится понятней.
                      нисколько, и смысл будет более понятен.

                      Например, Иисус на кресте цитирует Пс. 21,2 на иврите ("эли, эли, лама ававтани"), а некоторые, услышав это, говорят: "Илью зовёт".
                      вот пример как интерпретируются в данном случае слова, но слышавшие уверенны, что правы.
                      ни лесть, ни секс, ни отраженье
                      ни толстый кошелек на дне сумы,
                      нам не дадут соображенье:
                      с кем , за кого и кто мы.


                      в противовес всеобщему разврату,
                      в противовес огульной лжи,
                      в нас теплиться еще отрада
                      как огонек добра в углу души...


                      Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя

                      Барух hаба беШем Адонай!!! hАллилуйя!!!

                      Комментарий

                      • Andy_asp
                        Ветеран

                        • 07 October 2008
                        • 5577

                        #12
                        Полуправда хуже лжи так как ее невозможно разоблачить! Ложь всегда откроется а полуправда - всего лишь может приоткрыться как и призакрыться!
                        Правда направленная на суждение о личности - заблуждение! Правда не может быть направлена на человека кроме самого себя! Правда исходит от истинных чувств и мыслей человека! Истинные чувства - самые глубокие, истинные мысли - самые высокие, истинные слова - самые ясные.
                        Тактичность - искусство выражение своих истинных чувств так чтобы не задеть личность. При этом допускаеться возможность а может и необходимость (все зависит от ситуации) проявить правду в отношении поступка, ситуации и т.д. Это способ выразить правду не оттолкнув при этом человека!

                        Комментарий

                        • Andytime
                          Аhава раба аhавтануАдонай

                          • 17 April 2007
                          • 3755

                          #13
                          Andy_asp

                          Полуправда хуже лжи так как ее невозможно разоблачить! Ложь всегда откроется а полуправда - всего лишь может приоткрыться как и призакрыться!
                          надежда только на Б-га, который сказал, что все тайное станет явным.

                          Правда исходит от истинных чувств и мыслей человека! Истинные чувства - самые глубокие, истинные мысли - самые высокие, истинные слова - самые ясные.
                          что вы подразумеваете под истинными чувствами?



                          Тактичность - искусство выражение своих истинных чувств так чтобы не задеть личность. При этом допускаеться возможность а может и необходимость (все зависит от ситуации) проявить правду в отношении поступка, ситуации и т.д. Это способ выразить правду не оттолкнув при этом человека!
                          Тактичность - искусство.
                          И еще какое искусство.
                          ни лесть, ни секс, ни отраженье
                          ни толстый кошелек на дне сумы,
                          нам не дадут соображенье:
                          с кем , за кого и кто мы.


                          в противовес всеобщему разврату,
                          в противовес огульной лжи,
                          в нас теплиться еще отрада
                          как огонек добра в углу души...


                          Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя

                          Барух hаба беШем Адонай!!! hАллилуйя!!!

                          Комментарий

                          • Andy_asp
                            Ветеран

                            • 07 October 2008
                            • 5577

                            #14
                            надежда только на Б-га, который сказал, что все тайное станет явным.
                            Не согласен! "На Бога надейся но сам не плошай!" Желание переложить ответственность на Бога - признак слабости!


                            что вы подразумеваете под истинными чувствами?
                            Глубокие чувства, т.е. те что идут от сердца (не преследют никакой лично для себя цели) а не от ума (эгоцентричные чувства).


                            Тактичность - искусство.
                            И еще какое искусство.
                            Не в смысле искушение или искуситель, а в смысли в данном случае симбиоза быть правдивым но сострадательным (пример: Христос)

                            Комментарий

                            • Estrella
                              Ветеран

                              • 01 March 2009
                              • 35622

                              #15
                              Сообщение от Andy_asp
                              Не согласен! "На Бога надейся но сам не плошай!" Желание переложить ответственность на Бога - признак слабости!
                              ПСАЛОМ 54:23
                              "Возложи на Господа заботы твои,и Он поддержит тебя."
                              https://www.youtube.com/watch?v=Ho7a8dbYDSc

                              Комментарий

                              Обработка...