Искушение и Бог. Искушает ли Он?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Андрей Л.
    христианин

    • 10 July 2009
    • 6938

    #1

    Искушение и Бог. Искушает ли Он?

    Дорогие друзья, братья и сёстры! Мир вам!

    Согласно Иак. 1:13 Бог никого не искушает:

    "В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого"

    В этом стихе четыре раза употребляются глагольные формы слова πειρασμός, которое можно перевести и как "искушение", и как "испытание".
    Так как все верят, что Бог может испытывать, то здесь это слово обычно переводят разными формами слова "искушение": "искушении", "искушает", "искушается".

    Важным моментом является присутствие в греческом (в данном случае - кини [койнэ]) такого слова, как δοκίμιον - "испытание", которое используется, к примеру, в роли существительного, в том же послании Иакова - Иак. 1:3: "зная, что испытание (τὸ δοκίμιον) вашей веры производит терпение".

    Т.е., при наличии в кини специфического слова, означающего именно испытание, - δοκίμιον - глагольные формы слова πειρασμός в Иак. 1:13 используются в значании искушения. Получается, Бог таки никого не искушает.

    Возникает вопрос: как же тогда это коррелируется с этим:

    1. Быт. 22:1: "И было, после сих происшествий Бог искушал (LXX: ἐπείραζεν) Авраама...", что соответствует написанному в послании к евреям:
    2. Евр. 11:17: "Верою Авраам, будучи искушаем (πειραζόμενος), принес в жертву Исаака...".

    3. Вт. 8:2: "И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать (LXX: ἐκπειράση - по сути, искусить) тебя..."

    плюс

    4. Мф. 6:13: "и не введи нас в искушение (πειρασμόν)..."
    и
    5. Лк. 11:4: "...и не введи нас в искушение (πειρασμόν)...",
    что подразумевает, что Бог таки может ввести в искушение...

    (Все цитаты приведены из Синодального перевода Библии)

    Получается противоречие?..
    Иаков не прав, что Бог не искушает? Или же нужно его правильно понять? Если так, то как?
    Или же есть разные роды искушений (есть мнение о двух видах искушений: добром и злом)?

    Давайте обсудим!
    Последний раз редактировалось Андрей Л.; 07 April 2011, 03:08 AM.
    IΣ XΣ NIKA

    Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην
  • Певчий
    И будет Бог во всем
    Модератор Форума

    • 16 May 2009
    • 62355

    #2
    Я понимаю так, что те святые, которые писали священные тексты до зарождения Церкви на земле, писали при малом свете Духа Святого. Потому и могли себе позволить употреблять многие высказывания, которые уже не мог себе позволить Апостол Иаков. Ибо они видели ту духовную реалию как бы издали, а Иаков видел то же самое уже лицом к лицу. Это как если бы человек издали увидел бы некий дом и сказал идущим за ним: "Я вижу здание!" А потом некто другой смог приблизиться к тому зданию поближе и сказал бы: "У этого здания есть три подъезда, пять этажей, двенадцать балконов, и пр." Это не означало бы, что второй противоречил первому. Нет, просто второй смог увидеть больше, чем первый. Так и святые пророки, писавшие до Христова Искупления, просто еще не способны были вместить в себя ту полноту истины, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Это были те "мелочи", которым тогда не придавали особого значения, ибо озвучивались те слова для жестокосердного рода. Вот и не видели тогда особой грани между понятиями "Бог испытывает" и "Бог искушает". Тогда то звучало более обобщенно, что человек подвергается испытаниям и искушениям. А вот с приходом благодати причастники Божеского естества смогли уже ощутить ту грань, которую до того даже не усматривали.
    Я так понимаю.
    Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

    Комментарий

    • Андрей Л.
      христианин

      • 10 July 2009
      • 6938

      #3
      Сообщение от Певчий
      Я так понимаю.
      Друг, прежде всего, благодарю Вас за участие. Рад общению с Вами!

      Теперь по теме - у меня два вопроса:

      1. Так и не понял Вашу точку зрения: искушает ли Бог? Если да - то как и чем (злом, добром, и тем, и другим)? Или Он только испытывает? В чём же тогда разница между искушением и испытанием?

      2. Если брать по тексту Писания, то Ваше понимание увеличивающегося света я понимаю. Сам склонен так мыслить. Вот только в данном случае проблемка... Иаков пишет, что Бог не искушает никого, а автор послания к евреям (современник Иакова!) всё же думает иначе, описывая искушение Авраама; да и Христос (сам Господь!), в молитве "Отче наш" использует фразу "не введи в искушение", которая может указывать и на обратное действие, а именно на "введение Отцом в искушение"... (Опять же, апостолы - современники Иакова - передают сказанное Иисусом на арамеите не греческим словом, означающим сугубо испытание [δοκίμιον], но именно тем же, что использует Иаков в Иак. 1:13 [т.е. πειρασμός]...)

      Как быть?
      IΣ XΣ NIKA

      Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

      Комментарий

      • Искупленный
        раб ничего не стоящий.

        • 15 May 2010
        • 7912

        #4
        Сообщение от Андрей Л.
        Дорогие друзья, братья и сёстры! Мир вам!

        Согласно Иак. 1:13 Бог никого не искушает:

        "В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого"
        мир Вам.на сколько понимаю,этот стих написан для того,чтобы человек перестал искать крайнего и понял,что Бог только предлагает варианты поступков(испытывает-искушает),типа красть-не красть,принести в жертву сына и т.д. а выбирает чел. сам,вот поэтому Бог не искушает никого,то есть не навязывает нам определенный выбор.
        примерно так думаю.
        Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. (Пс.17:3)
        "Знай, что над тобой, - глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются".©
        христиане - это ученики, а не учителя.©

        Комментарий

        • Дмитрий Резник
          Ветеран

          • 14 February 2001
          • 15166

          #5
          Надо еще не забывать, что то, что переводится как "искушение", на современном русском означает "испытание", и только испытание.
          А место у Яакова очень темное.
          С уважением,
          Дмитрий

          Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

          Комментарий

          • Renev
            Я ужасен :(.

            • 10 January 2010
            • 11946

            #6
            Бог попускает искушение, но Сам не искушает.

            Комментарий

            • Певчий
              И будет Бог во всем
              Модератор Форума

              • 16 May 2009
              • 62355

              #7
              Сообщение от Андрей Л.
              1. Так и не понял Вашу точку зрения: искушает ли Бог? Если да - то как и чем (злом, добром, и тем, и другим)? Или Он только испытывает? В чём же тогда разница между искушением и испытанием?
              Бог никого не искушает и даже никого не испытывает. Не искушает потому что Он не может грешить. А не испытывает потому что и так знает, кто на что способен.
              И в то же время Он попускает испытания для тварей Своих, не потому, что хочет кого-то проверить, кто на что способен, а потому, что сами твари Божьи имеют потребность познать самих себя, на что они способны. И здесь уже то испытание одних тварей другими тварями обычно осуществляется через искушение, когда с искушающим обычно рядом присутствует падший дух сатана.
              В терминах же «испытывать» и «искушать» хоть и есть нечто общее, но и есть различные оттенки. В искушении всегда присутствует дух, который именно хочет ввести в искушение, соблазнить. А при использовании термина «испытывать» рассматривается именно «объект» искушения человек. И то испытание необходимо уже именно для самого человека, а не для Бога, Который и так знает, на что способен тот или иной человек.

              Сообщение от Андрей Л.
              2. Если брать по тексту Писания, то Ваше понимание увеличивающегося света я понимаю. Сам склонен так мыслить. Вот только в данном случае проблемка... Иаков пишет, что Бог не искушает никого, а автор послания к евреям (современник Иакова!) всё же думает иначе, описывая искушение Авраама; да и Христос (сам Господь!), в молитве "Отче наш" использует фразу "не введи в искушение", которая может указывать и на обратное действие, а именно на "введение Отцом в искушение"... (Опять же, апостолы - современники Иакова - передают сказанное Иисусом на арамеите не греческим словом, означающим сугубо испытание [δοκίμιον], но именно тем же, что использует Иаков в Иак. 1:13 [т.е. πειρασμός]...)

              Как быть?
              Автор послания к евреям просто не акцентировал внимания на том вопросе, который рассматриваете здесь Вы. Ибо мысль его была о другом. А о том искушении Авраама он писал на том языке, который был более удобен для восприятия читающих (которые были евреями и которые привыкли к тому, что Авраама был именно искушаем). Также и слова Христа озвучивали в своих Евангелиях именно Апостолы, которые просто не акцентировали внимание на том, на чем решил акцентировать внимание в своем послании Иаков. Потому и молитву Христа передали при помощи тех фразеологизмов, как мыслило большая часть людей того времени. Ведь при донесении информации всегда есть мысли первичные и вторичные, которые являются как бы фоновыми. Вот и при описании молитвы Христа акцент делался прежде всего на первичном. Ибо если начать более подробно разжевывать каждую мысль в той же молитве Господа, то она может даже не уместиться в целой книге. Ведь «буква» слишком несовершенна. Потому и приходится очень часто ее толковать.
              Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

              Комментарий

              • Лука
                Отключен

                • 14 September 2003
                • 77980

                #8
                Сообщение от Андрей Л.
                Получается противоречие?.
                Таких кажущихся противоречий в Библии множество. В данном случае согласно Втор.13:3 Бог искушает людей. Но, согласно Иак.1:13, Бог не искушает никого. Так искушает Бог или не искушает? Что же такое искушение? Ситуация, когда можно получить удовольствие совершив зло (грех). Например "1Тим.6:9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу". Разъясняет ситуацию Христос предлагая ученикам просить Бога "Матф.6:13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого". Стал бы Христос учить человека обращаться к Богу с просьбой избавить его от того, чего нет и быть не может?
                Из всего этого можно сделать следующий вывод. Бог не искушает, а вводит во искушение позволяя князю мира сего создавать ситуации стимулирующие человека творить зло. И если в подобной ситуации человек искушается, последствия известны. Если он обратится к Отцу Небесному с просьбой избавить от лукавого, Бог избавляет. В итоге человек учится правильно реагировать на посылаемые Богом испытания и успешно проходить их с Его помощью.

                Комментарий

                • Андрей Л.
                  христианин

                  • 10 July 2009
                  • 6938

                  #9
                  Сообщение от Лука
                  Бог не искушает, а вводит во искушение позволяя князю мира сего создавать ситуации стимулирующие человека творить зло. И если в подобной ситуации человек искушается, последствия известны. Если он обратится к Отцу Небесному с просьбой избавить от лукавого, Бог избавляет. В итоге человек учится правильно реагировать на посылаемые Богом испытания и успешно проходить их с Его помощью.
                  Мысль интересная. Но она подразумевает, что искушать и вводить в искушение - разные понятия. Я правильно понял, Лука?
                  IΣ XΣ NIKA

                  Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

                  Комментарий

                  • Андрей Л.
                    христианин

                    • 10 July 2009
                    • 6938

                    #10
                    Сообщение от Renev
                    Бог попускает искушение, но Сам не искушает.
                    Как это понять, Ренев? Есть ли принципиальная разница?

                    Впрочем, вопрос-то не в том: Иаков говорит о том, что Бог никого не искушает, а множество мест (и писателей) Писания говорят об обратном. Вот в чём вопрос...
                    IΣ XΣ NIKA

                    Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

                    Комментарий

                    • Лука
                      Отключен

                      • 14 September 2003
                      • 77980

                      #11
                      Сообщение от Андрей Л.
                      Мысль интересная. Но она подразумевает, что искушать и вводить в искушение - разные понятия. Я правильно понял, Лука?
                      Конечно разные. "Искушать" - это непосредственно предлагать человеку совершить зло. "Вводить во искушение" - это создавать ситуации или попускать кому-либо создавать ситуации, в которых человек может искуситься злом.

                      Комментарий

                      • Вито
                        Ветеран

                        • 18 April 2008
                        • 9099

                        #12
                        Сообщение от Лука
                        Таких кажущихся противоречий в Библии множество. В данном случае согласно Втор.13:3 Бог искушает людей. Но, согласно Иак.1:13, Бог не искушает никого. Так искушает Бог или не искушает? Что же такое искушение? Ситуация, когда можно получить удовольствие совершив зло (грех). Например "1Тим.6:9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу". Разъясняет ситуацию Христос предлагая ученикам просить Бога "Матф.6:13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого". Стал бы Христос учить человека обращаться к Богу с просьбой избавить его от того, чего нет и быть не может?
                        Из всего этого можно сделать следующий вывод. Бог не искушает, а вводит во искушение позволяя князю мира сего создавать ситуации стимулирующие человека творить зло. И если в подобной ситуации человек искушается, последствия известны. Если он обратится к Отцу Небесному с просьбой избавить от лукавого, Бог избавляет. В итоге человек учится правильно реагировать на посылаемые Богом испытания и успешно проходить их с Его помощью.
                        Интересная мысль, она мне кажется близка к истине.
                        Екл.12:13 " Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека."

                        Комментарий

                        • Андрей Л.
                          христианин

                          • 10 July 2009
                          • 6938

                          #13
                          Сообщение от Лука
                          Конечно разные. "Искушать" - это непосредственно предлагать человеку совершить зло. "Вводить во искушение" - это создавать ситуации или попускать кому-либо создавать ситуации, в которых человек может искуситься злом.
                          Я Вас понял.
                          Что же тогда было в случае с Авраамом? Ведь сказано прямо, что Бог его искушал! И, ведь не даром я грамматику греческого поднимал, автор послания к евреям называет этот случай не испытанием, но искушением (делаю такой вывод по причине не использования им слова для обозначения сугубо испытания, но другого...) - ладно, Моисей мог всего не знать, но подобное пишет и современник Иакова... В этом сложность, по крайней мере - для меня.
                          IΣ XΣ NIKA

                          Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

                          Комментарий

                          • Лука
                            Отключен

                            • 14 September 2003
                            • 77980

                            #14
                            Сообщение от Андрей Л.
                            ведь не даром я грамматику греческого поднимал
                            Вы пошли неверным путем привлекая лингвистику для решения духовного вопроса. Бог Сам смешал языки людей строивших Вавилонскую башню, но восстановил единый язык в день Пятидесятницы. Христос сказал "Матф.24:14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам" Он также сказал "Матф.16:18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". Поэтому когда Церковь делает перевод на любой язык мира, этот перевод не менее богодухновенен, нежели греческий вариант. Какая разница - испытание или искушение? Разве всякое искушение - не испытание, а всякое испытание - не искушение? Разве Бог станет делать что-либо вредное для человека, даже если Он его искушает или испытывает? Поэтому основной вопрос темы чисто риторический. Человек не может избежать Божьих испытаний, но может не впасть во искушение призвав Бога в помощь в момент выбора. Что еще в этой ситуации может иметь значение для Христианина?

                            Комментарий

                            • Певчий
                              И будет Бог во всем
                              Модератор Форума

                              • 16 May 2009
                              • 62355

                              #15
                              Сообщение от Андрей Л.
                              Впрочем, вопрос-то не в том: Иаков говорит о том, что Бог никого не искушает, а множество мест (и писателей) Писания говорят об обратном. Вот в чём вопрос...
                              Слово Божье - это не то, что озвучено при помощи земных терминов, а то, что пророки усматривали в духе, а потом облекали, как в одеяние, в словесную форму земных подобий. Естественно, облеченное в то "одеяние" слово слишком несовершенно, из-за чего возможны такие противоречивые прочтения тех Божьих слов, озвученных земными наречиями. Да, пророки, видя те духовные реалии в духе, чаще всего озвучивали истину Божью несовершенно, ибо в той среде, в которой они жили, просто еще не существовало таких различий по тем вопросам, которые мы сегодня усматриваем. Для того времени - это были наиболее близкие к точности терминологические описания тех или иных событий в духовной сфере. Но сегодня мы получили возможность рассматривать в духе те же "объекты" более близко, отсюда и появление новых терминов в христианском мире (в том числе "Триединый Бог" и другие). Т.е., те противоречия, которые мы можем усматривать сегодня в Писаниях, вызваны именно нашим новым положением перед Богом. Это с нового "места" мы можем смотреть на те же духовные события, о которых писали святые, и видим мы те "объекты" гораздо полнее и ближе, чем их умосозерцали авторы священных текстов Ветхого Завета.
                              Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

                              Комментарий

                              Обработка...