В данной теме представлена концепция (т.е. определенный способ понимания) Бога, принятая в большинстве христианских сообществ. Тема призвана помочь неверующим соблюсти принцип тождества в спорах о Боге и избежать логической ошибки под названием "соломенное чучело" - когда атеист, не потрудившись уточнить определение Бога, придумывает свою собственную концепцию Бога, удобную для опровержения, и тут же "с блеском" ее же и опровергает.
Бог есть беспредельный во всех отношениях и всесовершенный Дух.
1. Неизменность и неделимость. Бог Библии, каким Ему самому угодно было открыться через пророков и Апостолов, абсолютно неизменен.
от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17)
Я - Господь, Я не изменяюсь (Мал.3:6)
Из свойства неизменности следует, что в Боге не происходит и не может происходить никаких процессов.
Планирование в Боге - это не процесс возникновения одной идеи вслед за другой, а вечный неизменный акт рассматривания образов мира. Поскольку Бог пребывает в вечности, всё Свои действия Он планирует в вечности (т.е. всегда), но производит их в конкретный момент времени, при этом Сам не претерпевая никаких внутренних изменений.
Неизменность не означает недеятельности. Вечная неизменная Умственная деятельность по рассматриванию образов мира - вот чем занят Бог в вечности. Бог христиан - Величайший Интеллектуал в универсуме.
поскольку Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? - Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества.
(Григорий Богослов, Слово 4, о мире)
Неизменность происходит от неделимости. Бог не состоит из частей, Он есть существо прОстое и нераздельное. В отличие от других живых существ, в Боге нет никаких частей или органов. Бог есть весь (целиком) Ум, весь Зрение, весь Слух, весь Сила.
Из свойства неделимости следует, что Бог не является системой, как ошибочно считают некоторые неверующие.
2. Вездесущие (вездеприсутствие). Бог вездесущ, то есть нет такого места, где бы не было Бога.
Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь (Иер. 23:24).
куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7-10),
Бог наполняет всё и присутствует на каждом месте. Причем, присутствует везде не частями Своего существа, подобно тому как молекулы газов наполняют атмосферу, а, поскольку Бог не состоит из частей, Он присутствует везде ВЕСЬ (целиком). Во всякой точке пространства-времени ЦЕЛИКОМ Всем Существом присутствует Великий Бог.
Бог объемлет Собой всё существующее в пространстве-времени, но Сам ничем не объемлется, поэтому Его нельзя объективно измерить ничем существующим и получить Его параметры. Иначе говоря, Бог неизмерим.
Когда христиане говорят о тварном мире, что он "вне Бога", то в этом нет никакого противоречия с вездесущием, ибо они подразумевают не место, а природу. Тварный мир отстоит от Бога, но не местом, а природой. Бог есть невещественный Дух, Который всем Своим существом проникает во всё тварное, но Сам ничем вещественным и тварным не проникается и ни с чем вещественным и тварным не смешивается.
Бог проникает каждого атеиста, но сам его злом и грехами не проникается. Бог ближе к атеисту, чем его собственная сонная артерия, на которую (как и на другие органы) Бог положил Свою десницу, готовый в любой момент лишить его жизни. И когда Бог захочет лишить человека жизни, никакие врачи не спасут его.
Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего. (Пс.49:22)
Экспериментальное доказательство вездесущия Бога: молитвы Бог принимает на всяком месте, помощь Бог оказывает на каждом месте.
Из вездесущие следует, что заблуждаются те люди, которые полагают, что Бог находится за пределами космоса (или на облаках).
3. Всеведение. Бог вездесущ и Бог весь (целиком) есть зрение и слух. Из этого следует такое свойство Ума Божия как всеведение. Бог всеведущ, т.е. знает всё.
Бог больше сердца нашего и знает всё (1 Иоан. 3:20)
Ты Господь... Ты знаешь всё (Есфир. 4:17).
Вездесущее Око присутствует на каждом месте наблюдает за каждым человеком. Поэтому бессмысленно искать место, где можно укрыться от Бога и погрешить вслась, бессмысленно лгать Богу или что-то скрывать от Бога на исповеди.
Бог всезнающ - это означает, что Бог знает: а) прошлое; в) настоящее; с) будущее; d) условное будущее - всё, что могло бы случиться при определенных условиях, но не случилось.
горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Матф.11:21).
Условное будущее - это все варианты, которые возникают при том или ином свободном волеизъявлении каждого человека. Благодаря всеведению, Бог их всех знает еще прежде творения мира. Великий надмирный Ум просчитывает все трилионны вариантов развития событий. Из них Бог выбирает именно тот вариант, который Ему угоден и расставляет все свободные волеизъявления людей таким образом, чтобы они привели к намеченной (предопределенной) цели. Тем самым и сохраняется свобода выбора и достигается выбранная Богом цель.
Поэтому всеведение никаким образом не ограничивает свободу выбора человека, как ложно учат некоторые неверующие. Как бы человек не поступил и сколько бы раз он не изменил свое решение - Бог уже ЗНАЕТ его окончательный выбор и уже встроил это свободное решение в цепь мировой истории, которая идет к цели, предопределенном Богом.
4. Всемогущество. Бог всемогущ, то есть обладает бесконечной неограниченной силой а) производить любое творение в) и над всем тварным владычествовать, от чего и называется Вседержителем (Саваоф, Господь сил).
Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось (Пс.32:9)
Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36) Богу же всё возможно (Матф. 19:26)
Некоторые атеисты (например, Санчез) совершают лукавую подмену - намеренно вводят иное понятие "всемогущества" (всемогущий - тот, кто может произвести все в том числе и над собой). Данное определение приводит к абсурду, на основании чего атеисты опровергают бытие всемогущего существа.
Но Всемогущий Бог, который открылся пророкам и Апостолам, обладает абсолютной властью над творением, а не над Собой. Бог Библии не может производить то, что противоречит Его природе.
Например, Бог не может отречься Себя:
Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2Тим.2:13)
Бог не может солгать:
невозможно Богу солгать (Евр.6:18)
Также Бог не может измениться, не может умереть, не может ограничиться (перестать быть вездесущим), не может грешить, не может производить зло, не может навредить другому. И т.д.
Иначе говоря, Всемогущий Бог Библии Санчеза в свинью превратить может, а вот Сам свиньей стать не может. Лишить жизни Санчеза жизни может, а Сам умереть не может.
Если Санчез считает, что возможность стать свиньей и умереть - это признак всемогущества, то пусть считает Бога Библии невсемогущим. Для отцов Церкви (как и для всякого разумного человека), возможность стать свиньей и умереть - это признак слабости, а не всесилия.
Бог есть беспредельный во всех отношениях и всесовершенный Дух.
1. Неизменность и неделимость. Бог Библии, каким Ему самому угодно было открыться через пророков и Апостолов, абсолютно неизменен.
от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17)
Я - Господь, Я не изменяюсь (Мал.3:6)
Из свойства неизменности следует, что в Боге не происходит и не может происходить никаких процессов.
Планирование в Боге - это не процесс возникновения одной идеи вслед за другой, а вечный неизменный акт рассматривания образов мира. Поскольку Бог пребывает в вечности, всё Свои действия Он планирует в вечности (т.е. всегда), но производит их в конкретный момент времени, при этом Сам не претерпевая никаких внутренних изменений.
Неизменность не означает недеятельности. Вечная неизменная Умственная деятельность по рассматриванию образов мира - вот чем занят Бог в вечности. Бог христиан - Величайший Интеллектуал в универсуме.
поскольку Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? - Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества.
(Григорий Богослов, Слово 4, о мире)
Неизменность происходит от неделимости. Бог не состоит из частей, Он есть существо прОстое и нераздельное. В отличие от других живых существ, в Боге нет никаких частей или органов. Бог есть весь (целиком) Ум, весь Зрение, весь Слух, весь Сила.
Из свойства неделимости следует, что Бог не является системой, как ошибочно считают некоторые неверующие.
2. Вездесущие (вездеприсутствие). Бог вездесущ, то есть нет такого места, где бы не было Бога.
Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь (Иер. 23:24).
куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7-10),
Бог наполняет всё и присутствует на каждом месте. Причем, присутствует везде не частями Своего существа, подобно тому как молекулы газов наполняют атмосферу, а, поскольку Бог не состоит из частей, Он присутствует везде ВЕСЬ (целиком). Во всякой точке пространства-времени ЦЕЛИКОМ Всем Существом присутствует Великий Бог.
Бог объемлет Собой всё существующее в пространстве-времени, но Сам ничем не объемлется, поэтому Его нельзя объективно измерить ничем существующим и получить Его параметры. Иначе говоря, Бог неизмерим.
Когда христиане говорят о тварном мире, что он "вне Бога", то в этом нет никакого противоречия с вездесущием, ибо они подразумевают не место, а природу. Тварный мир отстоит от Бога, но не местом, а природой. Бог есть невещественный Дух, Который всем Своим существом проникает во всё тварное, но Сам ничем вещественным и тварным не проникается и ни с чем вещественным и тварным не смешивается.
Бог проникает каждого атеиста, но сам его злом и грехами не проникается. Бог ближе к атеисту, чем его собственная сонная артерия, на которую (как и на другие органы) Бог положил Свою десницу, готовый в любой момент лишить его жизни. И когда Бог захочет лишить человека жизни, никакие врачи не спасут его.
Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего. (Пс.49:22)
Экспериментальное доказательство вездесущия Бога: молитвы Бог принимает на всяком месте, помощь Бог оказывает на каждом месте.
Из вездесущие следует, что заблуждаются те люди, которые полагают, что Бог находится за пределами космоса (или на облаках).
3. Всеведение. Бог вездесущ и Бог весь (целиком) есть зрение и слух. Из этого следует такое свойство Ума Божия как всеведение. Бог всеведущ, т.е. знает всё.
Бог больше сердца нашего и знает всё (1 Иоан. 3:20)
Ты Господь... Ты знаешь всё (Есфир. 4:17).
Вездесущее Око присутствует на каждом месте наблюдает за каждым человеком. Поэтому бессмысленно искать место, где можно укрыться от Бога и погрешить вслась, бессмысленно лгать Богу или что-то скрывать от Бога на исповеди.
Бог всезнающ - это означает, что Бог знает: а) прошлое; в) настоящее; с) будущее; d) условное будущее - всё, что могло бы случиться при определенных условиях, но не случилось.
горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Матф.11:21).
Условное будущее - это все варианты, которые возникают при том или ином свободном волеизъявлении каждого человека. Благодаря всеведению, Бог их всех знает еще прежде творения мира. Великий надмирный Ум просчитывает все трилионны вариантов развития событий. Из них Бог выбирает именно тот вариант, который Ему угоден и расставляет все свободные волеизъявления людей таким образом, чтобы они привели к намеченной (предопределенной) цели. Тем самым и сохраняется свобода выбора и достигается выбранная Богом цель.
Поэтому всеведение никаким образом не ограничивает свободу выбора человека, как ложно учат некоторые неверующие. Как бы человек не поступил и сколько бы раз он не изменил свое решение - Бог уже ЗНАЕТ его окончательный выбор и уже встроил это свободное решение в цепь мировой истории, которая идет к цели, предопределенном Богом.
4. Всемогущество. Бог всемогущ, то есть обладает бесконечной неограниченной силой а) производить любое творение в) и над всем тварным владычествовать, от чего и называется Вседержителем (Саваоф, Господь сил).
Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось (Пс.32:9)
Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36) Богу же всё возможно (Матф. 19:26)
Некоторые атеисты (например, Санчез) совершают лукавую подмену - намеренно вводят иное понятие "всемогущества" (всемогущий - тот, кто может произвести все в том числе и над собой). Данное определение приводит к абсурду, на основании чего атеисты опровергают бытие всемогущего существа.
Но Всемогущий Бог, который открылся пророкам и Апостолам, обладает абсолютной властью над творением, а не над Собой. Бог Библии не может производить то, что противоречит Его природе.
Например, Бог не может отречься Себя:
Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2Тим.2:13)
Бог не может солгать:
невозможно Богу солгать (Евр.6:18)
Также Бог не может измениться, не может умереть, не может ограничиться (перестать быть вездесущим), не может грешить, не может производить зло, не может навредить другому. И т.д.
Иначе говоря, Всемогущий Бог Библии Санчеза в свинью превратить может, а вот Сам свиньей стать не может. Лишить жизни Санчеза жизни может, а Сам умереть не может.
Если Санчез считает, что возможность стать свиньей и умереть - это признак всемогущества, то пусть считает Бога Библии невсемогущим. Для отцов Церкви (как и для всякого разумного человека), возможность стать свиньей и умереть - это признак слабости, а не всесилия.

Комментарий